Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Спасение анекдотом

Ефим Курганов выпустил книжку, где утверждает: как когда-то, триста лет назад, рождался жанр романа и все прочие жанры срочно романизировались, так теперь рождается, выходит из подполья жанр анекдота, и все жанры анекдотизируются, приобретают структуру анекдота, включают анекдот как мельчайший элемент, приобретают ритм анекдота.

Так ли это для иностранных литератур – не знаю, вроде бы не похоже. Американские романы, в массе своей похожи на «документальную прозу». Но, может быть, это тоже превращение анекдота? Бесчисленные герои появляются, каждому пририсовывается как бы полная жизнь, и отдельной веточкой эта жизнь вплетается в сюжет. Наверное, главным жанром становится именно этакая «история», что, впрочем, не противоречит тому, что она же – анекдот.

Наверное, интересно посмотреть отсюда на то, что публикуется в ЖЖ. Это «ненатужные истории» - то, что авторы пишут просто так, потому что не очень трудно. Хорошо бы, конечно, спросить литературоведа, разбирающегося в современных жанрах – как бы он классифицировал продукцию ЖЖ?

Вроде бы выделяется несколько «жанров». Собственно анекдот – житейские смешные истории, наблюдения, лытдыбры. «Истории» - анекдотического свойства короткие рассказики, имеющие стилистику опять же анекдота, обычно с «простым» взглядом автора на события, пародирующие «Письмо ученому соседу». Политические мнения, - сюда анекдот вкрадывается потихоньку, когда аргументация для краткости отсылает к мудрости анекдота. Есть, конечно, и не анекдотические штуки – стихи, научные статьи, социополитическая аналитика, воспоминания.

А почему, собственно, анекдот? Курганов говорит о подвижности жанра, о том, что люди устали, нет сил следить за разворотом длинного сюжета. Людям хочется быстрее посмеяться. Еще – наверное, функция обобщения. Фраза анекдота несет напоминание/объяснение ситуации, можно очень быстро сориентироваться в сложности происходящего, вспомнив анекдот. Современная мудрость – легкая, живая, смешливая.

Конечно, за все приходится платить. Анекдот легко запомнить, зато нет правил применения мудрости. Одинаково легко засмеять верую мысль и правильное решение – и запретить неверное действие. И это тоже вполне подходит – плюрализм, нет однозначно верного. Анекдот легко превратить в максиму поведения. Мастер – тот, кто выбирает для данного случая подходящий анекдот.

Сейчас больше любят число «три», хотя заповедей было больше. Интересно, многие ли люди способны сформулировать свои жизненные правила в звонких фразах анекдота? Разумеется, анекдота расширенного, не обязательно того, что продают в маленьких книжечках по сто штук в каждой.

И что, в самом деле литература изменяется в сторону «анекдотизации» (не анекдотичности же… так не скажешь)?
Tags: books6, literature
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments