Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Учитель уровнем выше


http://ivanov-petrov.livejournal.com/1673835.html?thread=83721835#t83721835
tannenbaum
Как человек, учащийся у хирургов, (и рвущий знания из рук в меру сил и способностей) заявляю: учиться лучше не у тех, кто самый лучший хирург, а у тех, кто 1 - хороший хирург, 2 - обладает самосознанием, то есть не только хорошо делает, а и понимает, что он делает и почему (встречается не так уж часто среди хирургов), 3 - понимая, умеет это еще и передать в доступной адепту форме и на подходящем уровне; 4 - не только умеет, но и стремится передавать свои знания, ему это нужно и интрересно. Естестественно, весь процесс предполагает также определеннуб работу со стороны ученика (обладает необходимыми преднавыками, ну там открыть-закрыть зажим и завязать узел, а также базой по анатомии и т.п.; умеет и хочет слушать, а также примерно оценивать свои сильные и слабые стороны). Самый лучший хирург может делать все быстро, красиво и толково, но 1 - полубессознательно, 2 - вместо объяснения ограничиваться призывом "деелай как я" (сделал бы, если бы мог), 3 - предпочитать вообще не иметь никаких учеников. У такого фиг вырвешь.

ivanov_petrov
А выше говорят - только у самого-мастера... А Вы говорите - долю мастерства можно отдать за умение ясно излагать и желание это делать. Умение упрощать и пр. И ведь спорить я не могу - у меня метафора про хирурга, а Вы в самом деле это осваиваете, без всяких теорий. Наверное, там многофакторная кривая. Мастер, который совесм не умеет преподавать. лучше неумехи. который много болтает, а в середине - некая сложная функция.

tannenbaum
Мне кажется, тут дело в том, что всякое дело можно осваивать на наилучшем уровне, а можно на некоем приемлемом. Может показаться странным, но сделать операцию - это примерно как пожарить яичницу или там доехать на автомобиле из дому на работу, в этом не обязательно быть супервиртуозом, по сути важно реализовать принципиальный замысел и избежать катастрофических результатов (ну чтоб не сгорело до углей, не догнать кого-то на светофоре и не получить кровотечение из маточной артерии).

Конечно, это только первый этап, затем уже можно бесконечно совершенствоваться, сравнивать жарку на тефлоне и на чугуне, добиваться корочки, но только нежной, и правильной консистенции желтка, ну и т д и т п, вплоть до подкидывания омлета в воздух для переворачивания. Но человек (справедливо, имхо) считается способным сделать операцию, пожарить яйцо или вести машину тогда, когда ему удается устойчиво добиваться терпимого результата с приемлемой частотой осложнений (естественно, любой может пересолить, попасть в аварию или получить кровотечение, и не всегда это зависит от).

Так вот, для того, чтобы подняться на эту первую ступеньку, совершенно не важны умения третьего или пятого уровня. Я училась жарить яичницу не у Джейми Оливера, а у своей бабушки, которая никогда не слышала про набор провансальских трав и которой в голову не придет подбрасывать омлет в воздух. Конечно, я так и не стала не только поваром-профи, но даже хорошей домохозяйкой - и тем не менее моя семья ест не жужжит, и я, пожалуй, не сказала бы, что жарить яйца я не умею.

И вот я уверена, что моя бабушка по многим причинам была для меня лучшим учителем кулинарии, чем автор книг "1000 блюд из яиц". Она знала, что я умею и как мне надо объяснять, она была в этом на две головы выше меня, она была полна терпения и интереса, наконец, она действительно вкусно готовит. Впрочем, теперь я могу так же, и мне нужен был бы другой учитель, если бы я вдруг решила совершенствоваться в этом деле.

Вот, кажется, я нащупала то, что так многословно пытаюсь сказать. Разумеется, весьма важна разница в уровне между учеником и учителем, причем учитель должен стоять не "сразу над", а хотя бы "через один", говорю это как человек, которому, к своему ужасу, тоже приходится иногда учить пионеров. Но вот разница между "на две головы выше" и "на пять голов выше" тут совершенно не важна уже, она не дает никакой дополни тельной помощи.

Если моему ребенку нужно разобраться с таблицей умножения, хорошая учительница младших класов намного больше подходит, чем доктор математических наук - куда больший профессионал в математике. Просто потому, что мой ребенок не готов получить, воспринять что-то из этой разницы между математикой учительницы и "настоящего математика". Вот есть хорошая книжка Звонкина про математику для карапузов, он как раз из тех, кто позволит ребенку задаться вопросом, почему же это, интересно, А+В=В+А, вопросом, который и по плечу ребенку, и над которым ему обычно не дают думать, просто объявляя это как истину. Вот ему я бы сдала своего ребенка учиться с поторохами. Умный дядька, думающий и понимает детей. Но каков он математик - понятия не имею, да и оценить бы это не смогла.

Естественно, когда ты уже умеешь азы, остается их практиковать, автоматизировать, не забывая однако применять голову, набирать варианты, разбирать особые случаи и время от времени спрашивать "а почему так". Тут, пожалуй, больше всего сам себе учитель, но тот, кто тебя учить, уже не должен быть учительницей младших класов, а скорее "крепким предметником", желательно по совместительству аспирантом. При этом на этой базе ты начинаешь осваивать новые азы, и так восемь раз, пока не окажется, что ты уже можешь учиться у самых лучших, у тебя есть возможность их услышать; а затем ты можешь с ними дискутировать, и тогда остается только становиться самым лучшим самому. Это если, конечно, не остановился на одной из промежуточных ступеней, по недостатку желания, таланта или там воли.

Конечно, изначальный вопрос был не об этом, возможно, с обучением мышлению вовсе не так, как с обучением ремеслу - к сожалению, ни разу не попался в жизни учитель думать. Я просто зацепилась за сравнение с хирургом, так что звыняйте за многобуков.

Еще у меня есть тайное подозрение, не вполне обоснованное, что "лучшие из лучших" профессионалы не всегда хорошие учителя еще и потому, что они сфокусированы не своем предмете, на специальности - без этого ведь не стать суперспециалистом - а не на людях вокруг. В моем детстве была такая классификация профессий - человек-человек, человек-образ, человек-знаковая система, человек-машина и что-то там еще (природа?). Так вот человек, очень крепко направленный на образ, знаковую систему или там машину может быть ожидаемо слаб, иногда - очень слаб в межчеловеческом, а без этого учить - никак. Хотя когда ты дорос до почти его уровня, когда это взаимопонимание и прочее не так нужно, когда вы оба хороши в образах или машинах, но он лучше, то это социальное блабла перестает иметь такое значение - и тогда каждый вспомнит учителя, который зловредный, малоприятный, психованный и чуть ли не аутист, зато в деле ах.

ivanov_petrov
Отличная мысль. То есть если учитель оказался на пять голов выше, он должен уметь редуцироваться до уровня через одну голову. Обучение происходит через уровень, и кто имеет больший интервал - должны уметь маскироваться под более нижележащий и соответствующий обучаемому уровень. И потому говорить сказками, прибаутками, использовать подручный наглядный материал, шутить и развлекать - если уж попался столь низкоуровневый ученик. Или - напротив, сидеть сухарем и серьезнейшим образом повторять сказанное семь раз, коли ученик таков, что через уровень от него находится лишь дисциплина и повторение.

tannenbaum
Да, примерно так мне это видится. Не то чтоб маскироваться, в этом и смысла нет - незнающий все одно не различит, но именно редуцироваться, трансформировать, иначе не будет контакта. Тут многие говорят, что нельзя учить, но мне кажется, это не так - в лучших и самых успешных случаях это большая обоюдная работа. Иногда прибаутками, иногда повторять семь раз, иногда нажать, иногда махнуть рукой; и уметь отличать, когда нужно то или это. Что не отрицает, конечно, необходимости активной работы ученика - ведь это его учеба.


------------------
вот, кстати, еще http://ivanov-petrov.livejournal.com/1677522.html?thread=83961298#t83961298
Tags: education2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments