Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Про форматность и декоративность

(C) zh3l


по поводу http://mike67.livejournal.com/329959.html
ivanov_petrov
поскольку фоновым образом я себя считаю дураком, мне всегда боязно думать, что другие - дебилы. Может, и так, но боязно. Потому я еще смотрел, не что у них хуже, а что - лучше. Михалковщина. Это - демонстративная декоративность. Они работают так, чтобы даже непонятливому было всё очень ясно. Герой-победительный мужчина, или прислонившиеся конфетные влюбленные. Как с обертки шоколада - но они же не случайно на шоколаде такие. Это адресовано людям, которым нужен комикс. Быстро-и-понятно. При этом даже забавно. А кто выше этого - может радоваться своему превосходству. А чувства неполноценности - мол, смотрю и не понимаю - не возникает, и это же плюс. Все понимают. То есть аналог - распространение грамотности в бывших неграмотных массах. Это же хорошо. С падением качества, разумеется.

vladimirpotapov
...
Рассуждение про оберточную декоративность убийственно точное. Так и есть. Я вот на что хочу обратить внимание: этот dumbing down - он ведь обоюдонаправленный. Тупеет не только таргет-группа - с ними тупеют все вовлеченные в процесс. Эта публика на ТВ, в 90-х начинавшая экспериментировать с "пиплом", сейчас мало чем от этого "пипла" отличается. Ну разве что перламутровыми пуговицами и капризами. Какой-то закон выравнивания тут действует.

Еще одна аналогия: лица этих современных красавцев=актеров странным образом отсылают к киносказкам Роу 50-х годов. Там тоже были такие добры молодцы и их машеньки-аленушки -- кудрявые, белозубые и без тени мысли в ясном арийском взоре. Но с хорошими задатками к деторождению.

ivanov_petrov
а, помню. от аленушки с иванушкой в одном фильме мне просто нехорошо было, как-то поташнивало. Но баба Яга спасала фильм.

тут еще штука. отношение к форматности. я бы это отделил от сопутствующих качеств. хорошо-плохо, выше уровнем-ниже - это другое. есть отдельное качество - форматность. есть люди, которые катастрофически не умеют попадать в формат. лишены этого чувства и понимания. конечно, коли они гении, это может быть им прощено, но от средних и близких к средним работам этого не ждут и больно карают. И есть люди, наделенные великолепным чутьем форматности. опять же, мне это может не нравиться, но это другое - личные вкусы и предпочтения. а так - вполне себе качество. и вот у меня такое чувство, что примерно 80-е годы придавали некое положительное значение неформатности, а эти вот десятые годы - наоборот, ценят форматность. Понятно: после эпохи застоя в цене новизна, после эпохи перемен в цене понятность и предсказуемость.

И можно видеть, как в разных местах процветает форматность. В статьях и книгах, в том, как люди выражают оригинальность и индивидуальность. Это очень занятное зрелище - аккуратно-форматная оригинальность и новизна.
---------------------------------------------

из другого разговора:
-- Ощущение исчерпанности. Нет в ЖЖ никаких тысяч интересных незнакомцев. И сотен нет. И десятков. Есть, как всегда, единицы, с которыми возможно общение "не по делу".

ivanov_petrov
Знаете, я вспоминаю - это очень похоже на конец восьмидесятых - девяностые. До того, в молчании, казалось - вокруг множество умнейших и интереснейших людей, только их не видно - среди знакомых нашел несколько, а дальше не видно. Вот если бы их слышать... Потом стало можно говорить всем, и эти все - воспользовались, и сказали очень много чего. Послушав, понял - нечего им говорить, и тех людей - к полному изумлению - нету.

На это много причин. И политических, и других, и их уже по сто раз высказали. Но я не слышал еще одной причины, которая мне кажется тоже объясняющей. Связана с форматностью. Дело в том, что и тех, прежних умных я получал не с лица, не с их публикаций и выступлений, а через знакомых знакомился и - получал из личных разговоров. Иной раз показывали текст - внешне не очень примечательный - и объясняли, что это-то ладно, но вот это место - оно объясняет вот что. И становилось понятно, чем крайне интересен данный человек. То есть: замечательные люди понимались из личного общения. И оттуда становилось понятно, как и за что читать их внешние работы, форматные, лицевые и казовые. А в сети - хоть и говорится, что это письменная устная речь - в основном люди повернуты всё же казовой стороной. Они пишут такие не очень обязательные эссушки, заметки и выписки, но пишут их в формате - потому что и время стало форматнее, оно любит форматных и люди стремятся соответствовать. За небрежностью стоит всё тот же формат должной небрежности. И за этим новым фасадом по-прежнему не видно интересных людей. Надо уже заранее знать, чем человек замечателен, чтобы вытерпеть то, что он выдает на-гора в своем ЖЖ.
Tags: culture2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments