Прошло много лет, и появилась в той стране мудрая дева, которая сказала: чему вы рукоплещете? Ведь всё происходит сейчас и происходило ранее совсем не так. Никогда такого не было, чтобы люди вот так вот понимали образцы, а потом вдруг перешли с чьей-то легкой руки к современному и правильному различению кабанов и косуль. Напротив, люди всегда различали их примерно одним и тем же способом, весьма понятным, но только сам этот способ они выражали разными словами - а вы и поверили, будто в самом деле кабанов сравнивали, будто это килограммы или метры - с эталоном.
И тогда появился муж сильный и многознающий, и сказал, значительно поглядев на окружающих: видите ли, люди, частично прав тот великий наш гражданин, о котором шла речь ранее и которого мы все знаем, но права и эта мудрая дева, но права она наполовину, а на другую половину не права, и сейчас я вам всем это докажу. Понимаете, люди, существует два вида классов. Классы выглядят так: это таблица, в которой по вертикали - индивиды, те самые кабаны и косули. А по горизонтали - признаки. И вот, конечно, не все встреченные индивиды обладают всеми признаками в равной мере - существует изменчивость, и один кабан не похож на другого. Так что двух совсем одинаковых кабанов не найти - это понимали всегда, и тут наша мудрая дева права. Но дело в том, что ранее считали так, что смотрели на признаки экземпляров, и если слишком большое число признаков не подходило под признаки класса - считали экземпляр к нему не относящимся. То есть ответ был да или нет - либо экземпляр лишь немного уклонялся по некоторым признакам и тогда оставался в классе кабанов, либо уклонялся по многим и тогда его к кабанам не относили.
Но ведь истинная мудрость требует группировать объекты иначе, сообщил притихшим согражданам этот увенчанный славой муж. Требуется взвешивать суждения, не так ли. И вот мы можем посчитать, по скольким признакам из всего набора признаков класса данный экземпляр совпадает с классом, со средними значениями иных экземпляров, а по скольким - отклоняется. И не говорить так вот грубо, как мужики говорят - да, да, нет, нет. Мы скажем изящно и уверенно: на семьдесят одну сотую он, значит, да, а на двадцать девять сотых - никак нет. И в этом проявится сила нашего разума и присущее ему изящество. А ранее, в прежние времена, люди были грубее и менее изощрены в науках, и потому они судили резко - туда или сюда, что никуда не годится. Но всё же не было так, чтобы вот прямо один к одному - до этого не доходили, нет. И потому частично права мудрая дева, а частично она заблуждается, и показал это я, совершенный муж, который рад разъяснить вам всё про кабанов и косуль, про классы и элементы, их взвешивание, различение и происходящие от этих операций затруднения и выходы, кои следует разумному человеку из оных затруднений иметь.
И подумал я, что совершенный муж не может быть опровергнут. Для опровержения следовало бы говорить на совсем другую тему и объяснять собравшимся, что мысли не похожи на таблицу и в прежние времена не заполняли таблицу, рассуждали иначе, и потому все эти мудрые рассуждения ни к чему не относятся. Это одна видимость и у них нет предмета, поскольку всё говоримое относится к выдумке - выдуманной таблице, которую заполняют так и эдак. Но с тех пор, как совершенный муж вместо мыслей завел в голове таблицу, он сам стал думать таким вот образом. Говорят, в той стране не стало ни кабанов, ни косуль, но вот проблема различения классов кабанов и косуль, если бы они в самом деле были и в стречались бы на охоте, которой, впрочем, тоже нет - эта проблема продолжает вызывать самые горячие споры, опровергать которые нет никакой возможности - если, конечно, не встроить себе в голову пару новейших таблиц и не посчитать число аргументов, которые следует подтвердить, которые следует опровергнуть и которые следует взять под сомнение и выставить в ответ на дробь совершенного мужа трехэтажный индекс - или даже индекс с большим числом этажей, со всеми этажами, которые только может предоставить во владение говорящему присущий ему язык.