Часто этот факт приводится в доказательство отсталости российской. Вот – в Японии аж, а культура – и тебе грамотность, и активность политическая, и участие в судьбах страны. И в самом деле…
А тут я наткнулся на книгу Павлова-Сильванского «Проекты реформ в записках современников Петра Великого. Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты». Собственно, вся книга посвящена доказательству тезиса: кроме известных «птенцов», еще в самом начале царствования, еще до начала самых заметных реформ, множество людей разного звания предлагали государю всяческие реформы. Иногда наивные, иногда дикие какие-то… На основании некоторых появлялись указы Петра, другие были тщательно проигнорированы, но самое интересное – это те, которые опережали. То есть пишет автор некий проект, ложится он под стол куда-то, забывается – а потом производится реформа, очень даже созвучная.
Что, собственно, означает, - много чего люди придумывали, реформы и указы Петра – лишь часть потока. Причем писали из «инициативы» - некоторых царь бранил, предложения отвергал, - всё равно писали. Были и неприятные Петру проекты, направленные против его политики. Были проекты оголтело-западнические (у Салтыкова), и самобытные. Но очень интересно, что – были.
Как и во времена Мэйдзи… Как и в 90-е российские. Сверху чего-то по своим причинам зашевелилось, власть временно позволила себе показать, что она ищет путь – и тут же разные люди стали думать, чего бы такое полезное власти подсказать. Понятное дело, когда власть надувает щеки и (как та такса) показывает, что всё схвачено и она уверенно рулит куда сама знает, такой активности нет. А как только «можно» - сразу пишутся крестьянские конституции, петровские реформы и прочие удивительные вещи в массовом количестве.