Понятно, что строго разобранных примеров отыскать трудно. Тут требуется, видимо, четкое указание на нормальную докризисную ситуацию, ситуацию на разных стадиях кризиса и послекризисную норму. По-видимому, можно лишь иллюстрировать некие состояния и иметь смутные предположения – к чему бы они могли относиться в рамках данного теоретического языка.
Прежде всего интересно, конечно, про Россию.
Есть и сделанные в то же время распределения по доходу
В 2000-х ситуация уже несколько иная
А вот и свежие, за 2010 г.
Можно пытаться смотреть это в динамике, когда какие страты появлялись
Очень занятно распределение по возрасту. «В 1998 году 35-летний возраст был тем рубежом, который отделял наиболее успешно осваивающих рыночные стратегии экономического поведения от тех, которые не смогли адаптироваться к новым общественным условиям, а к 2002 г. это разделение фиксируется уже в 45 лет» (Беляева, 2005). И такой немудрящий количественный показатель, как возраст, может стать разделительным, но это всё несколько «по совпадению».
Есть интересные попытки рассмотреть отношения этносов как функционально-означенные. В некоторых обществах это возможно – там роль социальных страт выполняют этнические деления. Тогда получается нечто вроде http://ivanov-petrov.livejournal.com/1697667.html
Или можно пытаться сравнивать разные страны в одно время – скажем, Россию и США в 2005 г.
классы в США
Вот представления о социальной структуре в древности:
В прошлом можно отыскать и статические развертки по стратам, и указание на исчезновение каких-то социальных групп.
Например, с буржуазной революцией в Англии исчезли сквайры и йомены. Из йоменов происходили наемные рабочие. Понятно, что ситуации исчезновения крупных страт привлекают внимание, хотя не всегда сопровождаются революциями.
Можно пытаться отслеживать распределение по стратам в более удачливой, чем Россия, стране
Это – структура США совсем недавно
А вот как сейчас выглядит Китай:
Так соотносятся Китай и Россия
А вот Россия и Европа