Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Ёмкость

Читаючи http://philtrius.livejournal.com/668611.html?thread=7022787#t7022787
"...существует (человеческое) милосердие, практически безгранично превосходящее "среднее человеческое милосердие"."

Я не знаю таких исследований, поэтому чиста-эмпирически.
Люди очень различаются по их культурной ёмкости. Причем ёмкость к разным типам культурной продукции у данного человека различна.
Например. Вот человек говорит: ужас какой, нельзя же слушать музыку час и больше. Это же голова расколется. - Вот люди соглашаются: по выставке картин же невозможно ходить, страшно устаешь, первые минут 10-15 воспринимаешь, а потом всё в одну серо-буро-малиновую мазню сливается. - Лекции слушать - это все знают: минут на 5-7-10 внимания хватает, потом каюк, люди уже не воспринимают нарратив, их надо отвлекать, развлекать и менять тип подаваемого на вход ума материала.

А другие люди с огромным удовольствием слушают музыку часами. Запоем читают книги сутками. Могут слушать лектора многие часы. Да даже и в разговоре. Вот наблюдение: есть люди, которых хватает примерно на четверть часа. пятнадцатиминутные люди, как я их называю. Вне зависимости от темы разговора они через 15 минут скисают, чувствуется, что им скучно, они не ловят говоримое. Дело не в том, что я скушный - это возможное дело, но у них со всеми так, они не рассчитаны на связный разговор большей длительности. И есть феерические говоруны. Опять же, личные знакомства у всех разные, но известен пример Андрея Белого - он говорил по 8, 12, 14 часов не переставая, собеседники ломались, болели, едва не в обморок падали - а он ходил, махал руками и говорил, говорил... А ведь есть люди, которые просто не могут излучать такую разговорную мощность, они, ежели полчаса непрерывно поговорят - заболеют. Температура повышается, давление и вообще.

Ближе всего к этим делам, видимо, всякие социометрические типы - есть там аудиалы, визуалы и прочий тактильный тип. Однако я говорю штуку похожую и близкую, но всё же не эту. Там всё завязано на анализатор - визуал он и есть визуал, и ничто аудиальное в него не лезет. Я же - о культурных функциях и продуктах. Есть люди, готовые часами слушать музыку, но не готовые слушать текст. Иные могут слушать аудио-книги - а другие не могут, но могут легко читать. То же с видео. Например, просмотр картин - это одно, отсмотр архитектуры - другое. Скульптуры - третье. Это разные вещи, там разные органы устают. Даже тем, кто в себе таких различий не ловит и полагает фантастикой, можно дать вменяемый дл них пример. Скажем, просмотр картин - это одно, а роликов и клипов - иное. Смотреть видеоролики - это отдельная нагрузка, и к ней надо тренироваться, обучаться, иметь способности. Сейчас многие сызмальства тренируются, и все же можно уловить, у кого вовсе способностей нет, а у кого огромная емкость на ролики. Посмотрите на мультфильмы. Там очень четко видна грань восприятия скорости движения. Похоже, культурная емкость не так давно выросла по этому параметру, стало много людей, которые могут воспринимать много больше видеодвижения, чем раньше. Им прошлое - медленно, дико медленно. А иным - нынешнее слишком быстро, дёргано.

Это сказывается на уроках в школе, да даже в детском садике уже видно. Есть определенное измерение темпа подачи материала, и оно не сводится к чему иному. Например, емкость на смысл в культуре не поменялась (я не хочу говорить - снизилась, потому что я пессимист и полагаю, что всегда было плохо). То есть втискивать в урок больше смысла - нет смысла, это дети не ловят. а вот темп смены - ловят, им надо все время новые образы, смену и движение образов, они к этому гибче, им скушно в неподвижных картинках - даже если это текстовые картинки.

Речь не только о детях. Все эти распро... ну, в общем, понятно - презентации. Люди в возрасте воспринимают эту пену мыслей с удовольствием и имеют приличную емкость восприятия, спсобны уловить... А там уже и измерено, и изучено. Есть же профессиональные тексты - как делать презентации. И там множество раз повторено, что емкость аудитории ничтожна, и никто ничего не увидит и не прочтет. И там выведен стандарт современной презентации, в хорошем смысле, то есть - то, что может быть увидено. Текста быть не должно, разве что значимое имя какое. Схема простая. мысль на одном слайде - одна. Не две. Не полторы. Одна. Да, многим мало кажется, но всё равно люди больше не увидят даже, речь и не зайдет о том, чтобы поняли. Слайдов должно быть немного, и между ними презентатор должен несколько собою играть. А то ничего не получится.

Так что дело не в ушной емкости или глазной. Это имеет отношение и к интернет-скроллингу и современному чтению говорят - люди перестают читать. Ах, данные опросов и статистики, ах, кошмар. Им весомо отвечают - вы, блин, обалдели, никогда люди не читали столько, в сети же, и пишут много - очень много всего читают. И пишут, да, ты понял? А тут надо заметить, что это совсем разное чтение - с экрана и с книги. И дело не в запахе страниц, над которым издеваются малоимущие смыслами люди. Дело в том, что читают различно. МакЛюэна не обойдешь, ребята, медиа есть медиа. То есть текст на мониторе - скороллят, извлекают информацию, просматривают в поисках - но не читают. Слово "читать" лучше сохранить, прошу прощения за мой жаргон, за действиями по изучению твердых копий. Это совсем разное дело. Скроллят в зависимости от личной емкости - словами, строками, абзацами, некоторые даже страницами. выцепляют значимые слова, уясняют содержание, извлекают краткое содержание, понимают, что к чему - это всё делают с мониторным текстом. И многие уже уверены, что вообще с текстом ничего другого и сделать нельзя. Ну, тут что говорить-то - с тех пор, как готы засрали Рим, мало что изменилось. Однако чтение - это совершенно иной процесс. И на него у разных людей свои емкости, вот именно емкости - кто может страницу прочесть и надо передохнуть и подумать, кто - три, а кто может сотню отбабахать и даже не задохнется, если грудь так развита.

Да, существуют люди, у которых ёмкость милосердия бесконечно превосходит среднее человеческое милосердие. Или умственные способности. Или душевная щедрость. Или...
Однако те, у кого ёмкость - средняя, не способны воспринять эти бесконечные качества в ином объеме, нежели им доступен. На 15 кг, и не более того. На 15 кг милосердия. На 15 кг ума. А всё, что свыше - просто не видно.
Tags: ethics2, psychology3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →