С рудником.
Это из книги Толстого Д.А. Взгляд на учебную часть России восемнадцатого века.
Человек работал берг-пробирером в берг-коллегии, знаток маркшейдерского дела... Эх.
К слову, Новалис работал горным инженером.
Находясь в некотором мечтательном оторопении, думаю: что еще можно отыскать?
Какие знаете удивительные учебные наглядные пособия и действующие модели? Удивительные либо размером, либо временем - все же от осьмнадцатого века в Петербурге горы во дворе я не ждал.
В общем, правительственные проекты всех времен отдают некоторым безумием. Скажем, во время войны с Турцией, в 1780-х, что ли, накупили в Греции мальчиков, то есть набрали, для нужд русского флота, чтоб укомплектовать. Природные моряки, типа. Набрали их под две сотни, мальчиков. Греческих. Отправили в Италию, содержать за счет русского правительства и учить опять же всяким нужным наукам и морехоцкому делу. А тут мир с Турцией. Один грех с этими турками. Греческие мальчики только поспевают, а тут - мир. Куда их? В Петербург. Хотели их в Ораниенбаум, потом передали на попечение инженер-генералу по строительству государственных дорог (и тем самым принципиально сухопутному человеку), и тот инженер-генерал для них образовал специальную греческую гимназию в Петербурге. При артиллерийском корпусе гимназия. Шесть языков: русский, немецкий, французский, греческий, итальянский, турецкий. Ну и далее - математика там и прочее, что надо морским инженерам всякого артиллерийского роду. И вот в конце 1770-х и в 1780-х в греческой гимназии Петербурга обучались те самые греческие мальчики, привезенные из Греции, жили они в общаге по 7 человек в комнате, то есть очень приличные условиях.
Вот матушка Екатерина... Как оно... Правда, потом, когда надо было мальчиков из гимназии в офицерские училища принимать, то для них не стало мест внезапно. Первый выпуск пошел сразу в офицеры армии. Ну потом греки как-то повывелись в Петербурге. Ну то есть их из Греции перестали планомерно завозить. Местное дворянство же распробовало греческую гимназию, ей потом уже Мусин-Пушкин заведовал и всякая там дальнейшая история происходила.
Если б мне рассказали и спросили, верю-не верю, сказал бы, что проект такой быть мог, мало ли болтали, но чтоб на самом деле...
И еще
Тут мне нравится сама ситуация. Предложен проект, система образования. Вот этим человеком - Толстым, и кем-то еще, конечно - она признана безумной, вредной и пр.
А через пару сотен лет - а что? нормальный проект. Так и учили, в общем.
А потом еще прошло время - и времена, когда учили по этому вредному проекту, вспоминаются с умилением, как время, когда еще давали высокое качественное образование.