Есть такой образ. Он должен прояснить соотношение долей поведения, управляющих элементов нашей психики. Этот образ подчеркивает, что основы нашего поведения - рептилийные, это очень древние и очень сильные связи (они же - ограничения). Над ними понадстроено несколько "обезьяньих" структур, тоже довольно примитивных. Они во многом определяют, что нравится и что отвратительно, что привлекает и как привлекает. А сверху - небольшой слой человечьей психики. Покрыто все это тонкой кожицей цивилизации - ведь все эти фигуры, в том числе и человеческая - это биология, а всё выученное, все хорошие и плохие манеры, все сознательное и связанное с выбором - это лишь совсем тонкая кожица.

Это чрезвычайно известный образ, и кто только его не рассказывал - про все эти необоримые подспудные влечения литература с удовольствием писала сотни лет. Как раз это - банальность. И потому мне хочется противопоставить иной образ, чуть менее банальный и чуть менее известный.
Это говорит о другой метафоре, о соотношении элементов поведения. Тут - видите? - совсем иное построение. Маленькая ящерка, задыхающаяся под весом здоровенной обезьяны, которая совсем задавлена и полностью покрыта огромным человеком. И все это - под толстенным слоем сделанного цивилизацией. Эта обратная пирамида тоже, конечно, не то чтобы новость - но упоминается много реже.
Образ прямой пирамиды используется с самых разных позиций. Романтики любят рассказывать о неодолимой тяге и интуиции. У них и талант, и гениальность, и просто решение задач - все основано на подспудном влечении и невнятном озарении. Но и циники со скептиками тут же рядом - согласны с прямой пирамидой. Тут зверь сильнее, и можно развенчать претензии человека, указав его пигмейский размер. Это ли не удивительно - романтики и циники соглашаются с одним и тем же образом, этой пирамидой, где на динозавре обезьяна, а на ней крошечный человечек.
А вот обратная пирамида, когда снизу та задавленная ящерка, когда осознается, что у человека даже инстинктов почти нет, новое поведение почти бесследно раздавило древние пласты, наше поведение в высочайшей степени зависит вовсе не от рептилийных загибонов и не от чувств обезьяны, а - от очень рафинированных комплексов того, кто что считает крутым - романтично-крутым или цинично-крутым... Это игры цивилизации.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →