Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:
Мне очень не хочется долго объяснять, так что наскоро, для понимания желательно подумать.

К вопросу об образовании. Сейчас типичная ситуация. Одни говорят - кошмар-позор, ужасные тесты, ЕГЭ, сами методы образования деградируют, понимание целей рушится, поэтому и само образование по наклонной. Другие - фигня-фигня, люди либо учатся, либо нет, сейчас масса способов, тесты и интернет ничуть не хуже, просто новое, ретрограды боятся и стонут, плачут, робко прячут, а это просто новый век, хоть и новыми методами - а все же новые люди выучиваются, и очень неплохо.

Одни с опаской упоминают "визуальное мышление", видеоролики и видеоигры - мол, страшное дело, раньше учились на текстах? сейчас на изображениях, и что это такое - не понятно, это разные виды мышления, может, и не хуже, но другое, и непонятно, как культура будет поддерживаться этими новыми... Другие: фигня-фигня, либо учатся, либо нет, не существует никаких там визуальных мышлений, просто новые методы обучения, выучили - и все.

Одним не хватает аргументов, чтобы объяснить, что же они подозревают, другим не хватает знаний - говорящие "фигня-фигня" просто не на уровне проблемы. Я приведу цитату из одной старой уже книги. Там никаких алармов и криков, это книга профессионального дрессировщика-бихевиориста. Очень хорошего дрессировщика. Там важно, что эта женщина, которая может выучить собак, лошадей, хоккейную команду или менеджеров - ей все равно, потому что она умеет учить - так вот, эта женщина между прочим упоминает о различиях в способе обучения. На это и надо обратить внимание - ей это не важно, для нее это такое обстоятельство - у нее в руках работающий метод, и она кстати между делом оговариваеит, что одни люди к нему более способны, другие менее. Она может своим методом обучить любого, все научатся и будут успешно решать задачи - но из этих оговорок видно, что это лишь один из способов обучения, и что способ обучения не влияет на результат (все научатся и будут выполнять требуемое), он определяет, кто научится легче и он меняет субъекта обучения - решать задачу научатся все, но в процессе решения обучаемые изменятся.

Карен Прайор. Не рычите на собаку!
http://lib.ru/DPEOPLE/nerychite.txt



Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное,
старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно. Как добиться,
чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как
управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей;
как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить
память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением.
Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как
законы физики. Они лежат
в основе всех ситуаций обучения, точно так же, как падение яблока
основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение,
будь то собственное или чужое, мы используем эти законы, независимо от того,
знаем мы их или нет.

Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на
школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от
ситуации, обучение с подкреплением подобно игре,
в которой надо быстро соображать. Каждый может быть тренером, но
некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не
обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не
требуется и особого подхода к детям и животным, можно
не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой
человеческого взгляда.
Вам надо только знать, что вы делаете.

там интересные правила обучения

1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т.е. подкрепляйте любое исполнение
данного действия, имеющегося в данный момент.
4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы
знали, что следует подкреплять далее.
6. Не меняйте тренеров на "середине реки"; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы
выработки на каждый из типов поведения.
7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите, другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько
инструкторов, способных их придумать.
8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.
9. Если навык ухудшается, "возвратитесь к детскому саду", быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.



....
Испытуемый должен уяснить, что при этой форме обучения мозг - не
помощник. Совершенно безразлично, что вы об этом думаете; если вы просто
передвигаетесь, коллекционируя свистки, ваше тело поймет, что делать, без
вашей помощи. Это поистине мучительный опыт для ярких интеллектуальных
людей. У них имеется тенденция замирать, услышав свисток, и пытаться
анализировать, что они делали. То, что они этого не знают, и то, что их
незнание ничего не значит, их шокирует. Однажды мы с моей коллегой Шери Диш
обучали психолога Рональда Шустермана ходить по комнате заложив руки за
спину в течение примерно минуты - довольно длительный период без
подкрепления, но он был очень прилежен. До тех пор, пока собравшиеся не
пришли к мнению о том, что мы полностью сформулировали поведение, и не
разразились аплодисментами (что является подкреплением для тренера и почти
всегда возникает спонтанно). Рон, который во время своих исследований много
работал с обучением животных и который опрометчиво считал, что его самого
нельзя "выдрессировать", не подозревал, что его сцепленные за спиной руки
являются сформированным поведением, а не просто надпороговым выражением
мышления.
То, что при этом происходит, не является разновидностью
макиавеллевского обучения
с подкреплением, но случай привычной ошибки, когда считается, что
словесная коммуникация наиболее важна и что обучение не может произойти без
использования языка или по крайней мере некоего вербального осмысливания.
Опыт невербального обучения особенно полезен для тех,
кто использует массу словесных инструкций в своей профессиональной
деятельности: учителей, терапевтов, инспекторов. Побывав "животным", вы
сможете проникнуться симпатией, даже сочувствием к любому субъекту, который
осуществляет формируемое вами поведение, но не отдает себе отчета, что от
него ожидается, и поэтому легко впадает в ошибки. Вы сможете быть
терпеливыми по отношению к животному (или ребенку, или больному), которое
срывается и впадет
в ярость, когда то, что он считал правильным действием, оказывается
неподходящим, это
непредвиденное осложнение у человеческих существ может вызвать слезы. И
если вы однажды
в эксперименте осуществили невербальное формирование поведения у
взрослого человека,
вы не будете с такой легкостью говорить при обучении и тренировке в
реальной жизни, что субъект (неважно, животное или студент) "ненавидит
меня", или "нарочно старается вывести меня из себя", или "глуп", или "должно
быть, болен сегодня". Во время этого эксперимента, в котором каждый
участвует с собственного согласия и по желанию, становится совершенно
очевидно, что если что-то идет не так, то это зависит от процесса обучения,
а не от того, кого обучают.

Озарение, которое возникает от этой игры у профессионалов, тоже
достаточно забавно (и все остальные в тот же момент, что и вы, чувствуют
ваше озарение - вы его не можете скрыть, а с другой стороны, вас окружает
забавное сочувствие). Очарование игры, используемой просто как
времяпровождение, состоит в том, что в нее может играть любой человек
без какой-либо предварительной подготовки. Некоторые люди обладают
удивительными способностями к этому.
Как показывает мой опыт, обладающие хорошей интуицией, творческие,
чрезвычайно эмоциональные люди становятся большими дрессировщиками, а
спокойные, наблюдательные люди - прекрасными подопытными - как раз наоборот,
чем можно предположить. И, наконец, достаточно только взглянуть на комнату,
заполненную народом, поглощенным происходящим процессом формирования
(действия), когда все, кроме подопытного, сидят не шелохнувшись, а тело и
мозг тренера сконцентрированы на задаче, чтобы увидеть, что этот эксперимент
достоин кисти художника или пера писателя: это творчество. За исключением
театра, ощущение творчества редко является групповым. И уже только
с одной этой точки зрения обучающая игра представляет ценность.

Мы провели несколько запоминающихся раундов обучающей игры в
океанариуме "Жизнь моря", особенно запомнилась одна, в которой философ
Грегори Бейтсон, который будучи подопытным
у нескольких дрессировщиков дельфинов убедительно доказал, что его
невозможно обучить,
и не потому, что он стоял без движения - думал, а потому, что предлагал
такое бесконечное разнообразие ответов, что просто засыпал ими
дрессировщика. Другой интересный для меня . раунд этой игры состоялся
однажды после завтрака, на котором присутствовали шесть деловых женщин, мало
знакомых друг с другом и не связанных общностью работы. После двух часов
игры, в которой психотерапевт оказалась превосходным "животным", а
танцовщица диско - блестящим тренером, мы расстались, узнав друг друга много
лучше и к тому же питая друг к другу большую симпатию.

--------------------------
Итак, можно научить выполнять очень сложные действия, "не используя мозг". И для учителя (=дрессировщика) очень важно понимать. что именно он делает. Это главное правило дрессировки - давать себе ежесекундный отчет, что же именно делает дрессировщик. В случае современного обучения очень важно не удовлетворяться распространенными мифами. а понимать. что же реально происходит и чему именно учат.
Tags: education2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 173 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →