Итак, теперь мы берем выделенные слова и отправляемся в корпус Щербакова. Оттуда мы выделяем все фрагменты с использованием этих слов, получаем набор стихов с этими словами. Затем производим разметку стихов: какие слова употребляются устойчиво с теми, что маркированы избыточной частотой, какие в семантической оппозиции, противостоят им, что означают использованные образы и т.п.
Проделывая такую работу, мы получаем отдельные картинки по каждому из слов.
Облака
Облака – слово часто упоминаемое, чаще, чем в общем словнике. Облакам противостоит нечто сковывающее и наземное – кандалы, оковы, танк, и это же наземное сковывающее связано с рядом слов: изучение (ср. научный), работа, место.
Выясняется, что слова, отмеченные особенной редкостью употребления, связаны с наиболее частыми оппозицией. «Любимым» облакам противостоят нелюбимые и редко используемые слова (ср. работа). То есть редко они используются не по равнодушию к ним, а оттого, что маркируют отрицательный полюс в этом художественном мире.
Итак, вольные облака вверху противостоят в этом мире сковывающим кандалам внизу. Дым и мечты – работе и делам, мертвенной музейной науке.
Пески
При анализе связей образа песка получаем несколько оппозиций. Как облака противостоят кандалам, песок противостоит горам.
Кроме оппозиции, у песков выявляются союзнические отношения. Песок отчетливо связан со смертью. Песок, прах, смерть – ряд близких по значению слов в корпусе Щербакова. С другой стороны, с горами, горными цепями связано слово – цвет, цветок. То есть мертвенный песок, песочное время противостоит дальним горам, в которых разноцветные руды и цветущие луга.
Песок связан с лежанием – образ лежания не бывает в этом художественном мире нейтральным, это не просто так, даже если внешне-беззаботно лежат кверху пузом. Лежать – это умирать. Лежание – это равнодушие и равноценность, когда речь заходит о единой мере для всего существующего, тут и вспоминается песок, прах и смерть.