Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Когнитометрия 3


6. Проверка карты
Качественный вопрос о достоверности карты, насколько это – все-таки реальность, или – умствование исследователя, ответ можно дать, опираясь на мнение Б. Латура («Когда вещи дают сдачи»).
Полученная когнитивная карта (несколько примеров таких карт дано выше) часто оказывается недостаточной, то есть в материале нет ответа на вопрос, мы получаем результат не «в любом случае», а только если он содержится в разговорах людей.

Карта часто оказывается неожиданной – гипотезы о том, что будет найдено, были одни, а оказалось нечто совершенно иное. И – если хотелось бы изменить ее вид, как-то подправить и переписать, то это или не удается, или достаточно трудно сделать – карта упирается, способ ее построения не дает вольно оперировать с материалом.

То есть карта «сопротивляется», она не позволяет исследователю произвольно себя изменять. Это форма представления материала, а не произвольный авторский текст.

Объективированные методы работы с высказываниями (группировка, классификация) обеспечивают инвариантность существенных черт результата при смене исследователя. Работу может выполнить студент или другой исследователь, если ему объяснить способы группировки высказываний и построения карты. Но, разумеется, результата зависит от исследователя в том простом смысле, что можно не заметить наличных закономерностей, можно по-разному называть классы высказываний и т.п.

Вопрос о проверке – иного сорта. Это уже не общее доверие к методу, а конкретное требование: имеется результирующая карта концептов, как можно убедиться, что она верна?
Есть несколько групп способов проверки.

6.1. Проверка на том же материале
Поскольку в методе много операций, можно где-то ошибиться и запутаться. Но когда карта уже готова и представляет собой ясные связи немногочисленных и поименованных смыслов, можно перечитать исходную совокупность текстов, отслеживая отмеченные в карте связи, отмечая, нет ли противоречий, не говорит ли человек все же иное, чем диктует получившаяся в частности с его слов карта/ не пропущено ли что-то важное, что теперь становится очевидным, после детального анализа и разбора смыслов.

6.2. Проверка на новом материале
Можно задать тот же самый запрос в поисковую машину и получить много больше материала, чем было использовано вначале. Предположим, исходная карта была получена при анализе 500 высказываний (ссылок). Можно взять еще 300 других и проверить, выполняются ли отмеченные связи смыслов на этом новом материале.

6.3. Проверка по следствиям из результатов
На основании карты можно составить некоторые гипотезы, как должны взаимодействовать между собой какие-то иные смыслы. И можно тем же методом обработать эти другие смыслы и проверить, не противоречит ли их структура тому, что вытекает из предшествующей работы.

6.4. Проверка с помощью других методов
После того, как получен результат, сформулирована карта концептов, из нее можно сделать ряд рекомендаций для других методов исследования – например, для массовых опросов или глубинных интервью. Скажем, анализ блогосферы показывает, что многие люди полагают, будто перестройка не закончилась еще и в 90-х годах и говорят даже о 2000-х как о времени перестройки. Этого факта можно не знать, но можно его проверить, устроив массовый опрос и убедившись, что около 20% респондентов полагают, что перестройка всё еще продолжается. Так же можно проверять результаты карты концептов посредством глубинных и фокусированных интервью и т.п.


7. Объединение карт: выкладывание общей картины общественного мировоззрения
Элементы разных карт могут совпадать. Это может быть один и тот же элемент в различном окружении, или частное и общее понятие, или часть сложного понятия, обрисованная на другой карте.
Тем самым листы разных исследований могут объединяться, показывая всё большие куски общественного мировоззрения. Как уже говорилось (разд. 6), в одной карте отображаются совершенно разные позиции, противоречия и идейно-непримиримые взгляды. Так что при смыкании карт можно получить картину, обладающую большей ценностью, чем отдельные карты связей для каждого из понятий. Эти большие карты могут обладать прогностической способностью, по ним можно строить обоснованные гипотезы, как выглядит общественное мнение и в тех местах, где оно еще не исследовано или которые трудно исследовать по тем или иным причинам.


8. Результат
Последний вопрос – что это такое? Чему в реальности соответствует эта карта? Что с ней можно делать? К чему ее применить?

Метод дает результаты нескольких уровней для разных групп пользователей. Однако, прежде чем переходить к перечислению этих видов результатов, следует сказать несколько слов о «символической нотации», способе записи карт.

К сожалению, в разных областях моделирования (в лингвистике, биологии, экономике и т.п.) встречается все больше моделей, которые не ведут вообще никуда. Имеется метод, которым можно построить сложную картинку – она красива и «презентабельна», однако назад к реальности от нее хода нет, и другие содержательные модели из нее не вытекают. Можно продолжать перегонять данные в этот вид и получать новые красивые картинки, но иного выхода с модели не получится.

В данном случае ситуация совершенно иная. Схема концептов отличается от исходной совокупности текстов-цитат – она много компактнее, вместо сотен страниц текста можно видеть небольшую схему и несколько абзацев пояснений. Как и любую схему, ее надо научиться читать. Это требует поначалу некоторого усилия, однако в схемах не используются специальные символы и блоки называются по преимуществу цитатами – взятыми из речи респондентов.

В результате получается выгода – необозримый ранее материал становится обозримым, пригодным для обзора. То, что ускользало от анализа в силу громоздкости – может быть изучено.

Для каких именно нужд можно использовать этот метод, какие результаты можно получать, будет сказано далее в этом разделе.
Tags: sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments