Так вот, в центре зала с разным водным зверьем на кронштейнах висела манта. Здоровая такая, расправленная, белым брюхом чернеющая. Очень зрелищно. И я, экскурсии водючи, как и каждый экскурсовод, привык к маршруту. Тут хоть в ночь разбуди, хоть заполночь - все одно экскурсия будет идти свойственной закономерностью.
И вот, веду я ту экскурсию, дохожу до второй по центру витрины, над которой манта, останавливаюсь, тычу указкой вверх и привычно начинаю - что, значит, обратите внимание, над вами висит рыба, она такая огромная, что вы, наверное, не обратили внимания, в силу самой ее огромности не заметили, настолько она велика, а она...
И вижу, что посетители смотрят наверх со священным ужасом в глазах. Прямо отражается у них в глазах благоговение, что-то такое даже в воздухе образовалось ужасающе-восхищенное. Я тоже поднимаю глаза вверх и вижу пустые крючки кронштейнов. Манту сняли и унесли реставрировать, а я этого не заметил - как уже сказано, рыба большая и привычная.
В помещении с высоким сводом добиться истинного чувства нетрудно. Вид широкообзорного пространства внушает самые похвальные эмоции.
В общем, это один из немногих случаев, когда я видел в людях массовое проявление истинного религиозного чувства. Обычно это как-то так индивидуально происходит, поодиночке, а тут - застигло их явление пустого пространства.