Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

cаusа eius

Видите ли, у людей бывают меланхолические привычки. То есть, конечно, бывают разные привычки, скажем, кто-то привыкает отрубать себе пальцы, а кто-то женится непрерывно, но это совсем другое дело, я именно о меланхолических. Скажем, был человек, у которого была меланхолическая привычка крутить себе уши, ну, сидеть так и сворачивать уши в трубочку, а они потом развертывались. Это уже давно было, из-за своей меланхолической привычки он потерял карьеру - его в райком пригласили, я же говорю - давно было, пригласили должность предлагать, подразумевался четкий ответ из двух альтернатив - "хорошо" или "да", а он пришел и, пока сидел в приемной, меланхолически-привычно крутил себе уши, тут его вызвали в кабинет, он вошел, подал руку хозяину кабинета - а уши тут и развернулись со слабым шелестом. И он не получил своего предложения, не сказал свое "да" и альтернативу ему тоже не сказал, а так и остался себе кем-то, что не важно, потому что давно это было.

У меня тоже есть такие меланхолические привычки. Я имею обыкновение пересказывать. То есть человек что-то такое пишет, к примеру, в книге. Я же - нет бы перевести или отцитировать - беру и пересказываю, с внесением некоторой доли продолжений. Где мне кажется, что можно мысль изложить четче, продолжить, заострить - я ее тут же и того. Получается иногда неудобно, как и положено меланхолическим привычкам. Потом никто не признается, что это его телега, и я тоже говорю - да не моя, я мимо проходил... А что делать?

Потому перескажу я телегу, которая мимо меня проезжала. Социальные институты, социальные практики логически не связаны, и потому любые заключения, что в обществе есть две половинки целого и, если их объединить, получится отличная штука - не работают, для объединения в целое нужно что-то еще, само ничего не получается. И вот происхождение нового времени, его особенной ментальности, современной науки тоже не происходит согласно логике - по логике вообще ничего не развивается, это уж такая ее природа. Итак, в Средние века существовала богатая традиция интеллектуальной жизни. Некоторое представление можно составить, ежели учесть, что традиция была толщиной более тысячи лет - а те интеллекетуальные традиции, которыми мы сейчас пользуемся, не дороже лет 300-400, а обычно вообще всего пара десятков... При том, что схоластика отличалась именно умением работать с тонкими различиями, их запоминать, классифицировать и использовать - была достигнута очень развитая интеллектуальная жизнь, и в этом месте, конечно, говорят об Ореме или Буридане, о замечательной математике додекартовой и прочих таких вещах.

С другой стороны, в любой устойчиво существующей цивилизации со временем накапливаются весьма изощренные ремесленные техники. У человека есть обыкновение как-то придумывать всякие штуки, и за сотни лет принятые ремесла развиваются и обогащаются. Это можно видеть что на Дальнем Востоке, что в Европе - существует изощренная традиция ремесленной жизни, со своим цеховыми секретами, находками и прочими способами.

Обычно говорят, что новое время возникло из объединения - интеллектуальные традиции зрели-зрели и вырвались, соединились с ремесленными практиками, и тут и поперло всякое возрождение - вспоминают, конечно, вечно-юного Леонардо, и пошло-поехало: художники, техники, ученые и полная заря возрождения вместе с рассветом просвещения.

Однако есть довольно примеров, когда интеллектуальная жизнь существует рядом с ремесленными практиками, никак с ними не сливаясь - в том числе примеры впечатляющие, когда и теория, и практика относятся, казалось бы, к одному чему-то - но при этом они разделены, это разные традиции. То есть слияние те,ории и практики происходит не закономерно и всегда, а нужен какой-то еще элемент.

Иногда вспоминают про капитализм и экономику - но ведь его тоже нужно объяснить, и там та же ситуация - в качестве причин указывают вещи, которые сотни лет существуют, капитализма не порождая, а тут вдруг кое-где порой раз - и получилось.

И вот тогда говорится о третьем элементе. Нужны новые способы обращения с интеллектуальным грузом. То, что делали схоласты - в рамках определенных традиций - заканчивалось, а новое время требовало совсем иного. Нужно было умение изменять, свободно комбинировать, искать новое. Этот элемент был взят в философских и эзотерических теориях Европы. Можно представить себе общий образ: культура выворачивается наизнанку. Что было лицом что было совокупностью общепринятых знаний, уходит вовнутрь, в скрытое, а что было достоянием немногих - становится фоновым, всем доступным. И вот в Европе произошла такая выворотка: определенные интеллектуальные, этические и духовные практики, которые были достоянием немногих особых людей, например, алхимиков - стали общепринятыми. Ранее с такими суровыми практиками внутреннего делания, самодисциплины, самоизменения работали люди эпикурейской, стоической, неоплатонической традиции - а тут это стало общим для широчайших масс людей, и потому науки, зародившись малым зернышком, стали распространяться и теперь уже массовая профессия. С полагающимися искажениями.

Здесь можно вспомнить мысль Элиаса - что для рождения Нового времени нужна была практика самоограничения, массовая практика умения себя вести, контролировать, сдерживать. Элиас обратил внимание на распространение гигиенических и застольных привычек - человек учился вести себя не-естественно, не так, как требует физиология, откладывать потребности тела, сдерживать себя. Это умение сдержать, отложить, скрыть то, что естественно, и привело к массовым практикам новых типов социального действия. Скажем так: умение не рыгнуть за столом и умение вести банковские дела - одного поля ягоды, все финансы - плод отложенного потребления, и надо, чтобы массовость приобрели интеллектуальные обычаи задержки потребления, создания запасов, долгих расчетов на будущие изменения - только тогда создается атмосфера, в которой может создаваться новое время.

Однако эти привычки, о которых так замечательно говорил Элиас, создаются не сами собой, не на пустом месте - а именно по причине распространения интеллектуальных и этических практик. Сотни лет Европу пропитывали глубокие философские учения, связанные с самоизменением - как восток пропитывала суфийская мудрость, например. И попытки изменить самого себя переросли из индивидуальных практик, из удела редких философов, в довольно общую интеллектуальную манеру.

И тогда стали соединяться - интеллектуальные практики, созданные схоластикой, практические навыки ремесленной жизни и революционные изменения в социальной жизни. Протестантизм имел определенное значение для генезиса капитализма не потому, о чем плакал Вебер, а несколько иначе. Протестантизм - недаром не единая конфессия, как католицизм или православие, а собрание множества сект. Это выплеснулась на поверхность уже массовая, народная тенденция к использованию практик самоизменения, этического делания. Как раз история протестантизма - множества его сект, направлений, способов внутренней работы - показывает, какой массовой была эта потребность к 16 веку. И вот это самое умение - десятки лет работать над собой, чтобы в итоге получить нового человека, эти умения и стали связующим звеном, соединившим, сплавившим прежние ремесленные практики и прежнюю интеллектуальную жизнь, когда старые традиционные практики стали скрещивать и изменять, чтобы после долгих трудов получить нечто новое.

Говоря коротко, спусковым крючком развития науки (и многих других черт нового времени) явились древние эзотерические практики, преобразовавшие традиционное общество, уже обладавшее древней традицией изощренного теоретического знания и многими ремесленными умениями - в новое общество, основным свойством которого была положительная оценка искусственных изменений. Люди вышли из ситуации "уже познанного" к ситуации "мы ничего не знаем". Основным прорывом было именно осознание возможности творить из ничего, сама ситуация незнания давала возможность скрещивать и экспериментировать с ранее несочетаемым. Ситуация традиционного общества - это когда все известно наперед, мир ясен и в деталях расшифрован, это ситуация света, а новое время - это опыт тьмы, тьмы незнания, в которой оказались люди, потому что специально вышли из света во тьму, отчего и появились задачи создания новых источников освещения.

Далее следует длинная история, как за Камю стоял Гюрджиев, за Данте - Латини, а скольких мы не знаем. Говорится, какие техники привели к созданию экспериментального естествознания - эмпиризм является аристотелевой методой, и именно от эмпиризма уходили бэконианцы, украв, конечно, имя. Можно брать почти любое место - возникает удивительная ситуация. Сейчас кажется, что история науки очень светла, ясна - и вот, если задать вопрос, посреди ясного пустого места вдруг сгущаются тени и возникает след - к особенной какой-то традиции. Например, можно спросить - откуда взялась такая традиция описательного естествознания, как иерархическое описание в родовидовых делениях? Есть мейнстримный ответ, и он ложен. А есть на пустом месте - в сгущениях теней - совсем иная история - общая с историей воинских званий и происхождения бюрократии.

Без древних эзотерических практик сколь угодно изощренные интеллектуальные традиции и ремесленные традиции могут сосуществовать в одном обществе и не приводить к Новому времени, науке, технике и прочим таким вещам. А эзотерические практики появляются как продукт индивидуальной работы - их создают философы, мудрецы, святые и маги, делая лично для себя - массам они не годятся. Но за века эзотерика создает себе аудиторию, протачивает дорожки, обретая все больше учеников. Не в том смысле, что все становятся учениками эзотерического круга - а что сами задачи такого индивидуального делания жизни становятся доступными для масс населения, и тогда уже массы начинают строить себя сами. Конечно, они это делают по самым разным поводам и пользуются разными идеями, не только теми, которые пришли с какими-то старинными практиками.
Tags: culture2, history6, science4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →