Кажется, есть даже такой жанр. Назвал бы его - "тренировка". Фильм (или не фильм), где главгер не мог - не мог, а потом ка-ак натренировался... И забил гол, подал подачу, победил злыдня, осуществил мстю. И женские есть такие - была фу, а стала нака. И вышла, родила, добилась. В начале сюжета идет поражение, потом долго-долго герой потеет на экране, а в конце у него хеппиэндница.
Ну и в самом деле, гении обычно много работают. Или - таланты. Чтобы не так высоко забираться, можно говорить о талантах. Да, работают много. Но по какой-то причине довелось мне недавно посмотреть разных художников и прочих таких искусственных людей, да и ученые разные вспомнились. И кажется мне, что понимают ту присказку неверно. А видел я вот что. Работать сейчас умеют. Есть люди, способные вкалывать сутками, упорно, тренироваться, учиться, доводить себя и достигать результата. Да, есть. Но дубово у них получается. Все есть, пот есть, аж выступает, а того самого последнего процента - нету.
Вроде бы раньше это было совсем спасибокэпное понимание, а теперь - такая мода на этот жанр "тренировка", что замечание про то, что талант не сводится к труду может почитаться даже почти небанальным.
И потому - никаким количеством труда тот процент не получить. Это когда он уже есть, тогда надо очень много трудиться, чтобы он воплотился в достойной работе. Но если нет - то хоть что, хоть черт знает что, а все равно не получится, чтобы аж с блеском. Будет просто добротная работа. Да, труд вложен, но результат... только если с голодухи. Банальное это впечатление имеет отношение к многим современным иллюзиям. Например, что за деньги можно купить науку. Что наука перестала быть искусством и стала уже совсем производством.
Это так кажется. Как это говорилось?.. Что-то такое: ты себе кажешься белым джентльменом, потому что ты белых не видел. Наука производством не становится. Появляется и имеет широчайшее распространение производственная деятельность, очень рафинированная. Это да. Ну, не научились ее пока отделять от науки, что делать. Происходит в мозгах и языке путаница. Того, что выпускает потоком производство, в самом деле много, и результата там много, и разговоров. А про науку рассуждать труднее, тут даже квалификации мало (квалификация - это те же 99%, без того 1%). Да, у науки такое свойство, она устраивает игру на понижение - из того, что было понятно одному, делает то, что может быть понято многими подготовленными. Ну, искусство делает то же самое. Это не значит, что там одна механика.
Причем вовсе не в унижение трудящимся говорится. На работы иного художника смотришь - плакать хочется. Ведь старается так, что просто смотреть неудобно, действительно работает за троих, буквально жизнь кладет. Ну нету у него чувства формы, а того - нет чувства цвета, а этот линий не видит. Ну не видит он, хоть что. Он не виноват, что ему захотелось в художники. Дело тайное, личное - захотел и стал. Человек замечательный, мечты есть, трудолюбие есть, упрямый, волевой... Ну нет этого таланта. Чай, не демократия, последний процент все решает.
Хотя относительно науки такое же высказать много трудней. Там уже надо проводить - всякие границы. Как же, одно дело - принципиальные открытия, другое - подтверждения-проверки. И все же, все же... Временами смотришь - и вспоминаешь это впечатление от художников бесталанных. И человек прекрасный, и работает много, и старается. Ну нету у него, нету, он даже и сам понятия не имеет, чего у него нет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →