Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Собрание рассказов о сознании

В записи http://ivanov-petrov.livejournal.com/1861839.html сказали разное. Это - подборка комментов

olnigami
На мой взгляд, в наше время нет никакого _общепринятого_ способа саморефлексии. Зато есть возможность практиковать как один из традиционных способов, как то исповедь (кстати, забавно читать в комментах к этой записи "психоанализ вытеснил исповедь", ведь миллионы людей как ходили к исповеди, так и ходят, и психоанализу по распространённости до христианства ещё очень далеко), медитация, ассоциирования себя с персонажами книг, путешествия (кажется, этот способ в комментах почти никто не называл), интимные беседы за рюмкой горячительного, пограничные ситуации, и способов новоизобретённых: социальные сети, форумы, тренинги, психологическое консультирование. Важно заметить, что все эти способы настолько хорошо разработаны, что их можно спокойно практиковать и в "спящем" состоянии. Так что всё зависит от самого человека, практикующего тот или иной способ самопознания. Можно в автоматическом состоянии медитировать по три часа в день, можно понять многое о мире и о себе, просматривая футбольный матч.
Да, и, конечно, резкое увеличение возможностей самопознания сопровождается увеличением способов "засыпания". В том числе, кстати, и за счёт этого самого увеличения возможностей - когда пытаешься пройти по всем дорогам сразу, в результате не идёшь ни по одной, и в какой-то момент "духовный поиск" оборачивается ещё одним способом усыпления разума.
А впрочем, когда ругают современный потребительский мир за то, что он "зомбирует" людей, мне всегда хочется возразить: ничто так качественно не зомбирует, как ежедневный тяжёлый физический труд от рассвета до заката, особенно если при этом добрые люди ещё и отнимают приличную часть произведённого продукта. В этом отношении никакому современному страшному консьюмеризму не сравниться с традиционной крестьянской жизнью.

germiones_muzh
- а кто сейчас вместо Бога:)?

ivancolyn
Просмотрел комменты. Странно, что никто не предложил вариант застольной беседы с другом/зъями под большим градусом. Казалось бы, архетипическая ситуация для русскоговорящей публики. Там только и делают что исповедуются (правда, не в формате) и осуществляют некую личностную трансгрессию, особенно если учитывать как часть опыта также и последующее похмелье и терзания: зачем я все это нёс...
В основном люди отвечают вам, подразумевая модель пробуждения к трезвости, но может быть существеннее пробуждение к чему-то более важному и конституирующему для личности через совместное жертвование трезвостью. Исповедь (классическая) - тоже не совсем ведь тождественна трезвости, в ней много от безоглядной решимости, способности развязаться с самим собой.

sosna
сейчас роль"духовников", на мой взгляд, играют психотерапевты и психоаналитики (в крайних случаях - психиатры)

yuritikhonravov
дневник, письменную фиксацию своей истории, так чтобы потом можно было ревизии проводить; это возникло тогда же, в 17 в. (Сэмюэл Пипс), развилось в 18, у протестантов стало чем-то вроде сотериологич. бухгалтерии (Франклин), а расцвело наверное сейчас, когда соц. сети появились - они-то наверно и есть развитие дневника, а в конечном счёте как раз исповеди (причём она вернулась к своей первонач. форме публичного рассказа о себе)

levyi_botinok
Недавно, наверное, газеты, книги. Хотя, это не принудительные практики. Партсобрания! :)
Нынче - да. Как-то на самотек пущено. Но возможностей для тех, кого зацепило - не меньше. Интернет - существенный источник для шевеления мозгов (не для всех, да)

deadkittten
Дневниковые практики в интернете (инстаграмм, ФБ, Твиттер). Уже не вспомню, чьё наблюдение, но по ЖЖ и инстаграмму события года восстанавливаются очень точно и подробно даже по сравнению с приватным дневником.

miya_mu
Мой вариант, который наблюдаю в Европе: специфическая физческая активность - практики нетрадиционного секса, прежде всего БДСМ и "походы выходного дня" в поисках дикой природы для тех, кто работает много; массовое увлечение буддизмом и (по нисходящей) рейки и всяческими мантиками для тех, кто не слишком привязан к своей работе. Посещение курсов для среднего класса западного мира приобретает характер мании, вплоть до перестраивания всей жизни по типу дауншифтинга.

mariannah
олагаю, что в историческом смысле увлечение гороскопами повлияло на самосознание не менее, чем исповеди. Не зря именно в тот период происходит расцвет гороскопов. Каков механизм - это сложный вопрос, на вскидку - человек признает, что существуют "типы", соотносит себя с тем или иным типом, примеривает получившийся сценарий на себя, прочитывает свои неосознанные импульсы в терминах предсказания, задается вопросом о будущем, проигрывает сценарии будущего (а нацеленность на будущее это важный элемент самосознания). Другой вопрос - что это за самосознание. По-видимому существует множество типов самосознания, в т.ч. "исповедальный", "научный", "фейсбучный", "гороскопный"... И с т.з. "научного" "гороскопный" не совсем самосознание или ложное самосознание. Тем не менее.

nata_soba
Плюсую к образованию. Каждый университет и колледж в США и Канаде имеет свои программы continuing education, в основном, это вечерние курсы. Часть из них направлена на то, чтобы без отрыва от основной работы приобрести еще одну специальность. Часть - просто для удовольствия и расширения горизонтов: начала психологии, гончарное дело, рисование, садоводство и т.п.

Полтора года назад появился сайт coursera.org, где профессора ведущих университетов читают видеокурсы. Разброс тем - от античной культуры и мировой истории до использования приемов онлайн-игр в бизнесе. На каждый курс записываются от несколько тысяч человек, которые ведут дискуссии на специальном форуме, выполняют задания, пишут эссе. Если выполнить все задания, то программа предоставляет возможность получить официальный сертификат что-то долларов за двадцать. Так вот получают его двое-трое из тысяч.

idvik
Много думал, по этому поводу и пришел к выводу, что сейчас нет такой массовой практики, в основном инструменты засыпания.
И во многом это правильно, процесс индивидуации с Реформации продвинулся достаточно далеко.
Так что даже церковная исповедь теперь может быть усыпляющим средством.
Так что в этом отношении каждый сам за себя, сейчас время индивидуальных практик, либо это дело малых социальных групп , которые заново их изобретают.
Это должно быть в элитном образовании, если почитать, то видно как там пытаются это сделать, это может иметь место в отдельно взятой семье, в разного образа общинах и группах, к примеру в сообществах анонимных алкоголиков и наркоманов, в различных духовных практиках которые делают упор на индивидуальное самосознания.
Дело за пониманием, кто не понимает, зачем укреплять свою личность, зачем развивать самосознание, так и будет спать, несмотря на самые лучшие техники.
Сейчас время требует, что бы человек в этом отношении стоял на собственных ногах и опирался на те силы, которые он может найти только в глубине своей личности.
Хотя это не исключает совместной деятельности в этом направлении с другими людьми, а в каком то отношении даже требует этого.

groningen_sn
Здесь столько неопределенных величин, что почти невозможно ответить.
Но все же. Первое, что приходит в голову, это изменение строения общества, а именно уменьшение зависимости человека от семьи (дети могут уйти из дома навсегда, соответственно можно разорвать связь с родителями, можно развестись и женщина теперь не пропадет). Поэтому диалог, скандал, выяснение отношений стали гораздо свободнее, нет границ, которые нельзя перейти. И можно объяснить ей/ему, почему она/он неправа/неправ.

karaul_family
Я бы обратил внимание на расширяющуюся область видеонаблюдения. Люди (а европейцы - в особенности) всё чаще осознают, что "улыбнитесь, вас снимают" происходит практически везде, а тогда вести себя, одеваться, выбирать темы бесед следует в соответствии с той социальной ролью, которую ты себе назначил. Или не ты, не важно.
Самый очевидный пример - уличные преступники, понимающие, что в большом городе камера может быть установлена на любом здании, и ведущие себя соответственно. Или я сам, не съездивший по физиономии одному господину только потому, что предполагал видеонаблюдение и, как следствие, уголовное преследование.
Частью этого мне представляется повальное увлечение фото- и видеосъёмкой ("лучшие кадры - когда не знаешь, что тебя снимают").
Будущее в этом смысле мне видится как постоянный самоконтроль из-за потенциального наличия стороннего за тобою наблюдателя.

marina_fr
Если тоже добровольно-принудительное - то резюме, конечно.

till_j
Не обязательно, чтобы человек сам проговаривал свои проступки. Иногда это делают другие, во время ссор или "внушений" подросткам.
Поэтому и врага слушать стоит внимательнее чем друга.

nina_chatte
Повторенье - мать ученья. Я к тому, что жизнь проходит, мы многое забываем. А вот если мы это куда-то пишем (в соцсети, в дневники), то это остается с нами. Не говоря уж о том, что в процессе написания приходится обдумывать, что написать.

maa13
Все таки исповедь в 17 как практика "самообнаружения", самоконтроля, самопринуждения связана с переходом к Модерну и поэтому является феноменом уникальным, не имеющим аналогов ни до, ни после.
В обществе паноптикума [Фуко], становлению которого изрядно способствовали эти самые практики исповеди [см. работы Фуко] подобные институции уже не нужны - индивид, сам становится самоконтролирующим существом уже в процессе социализации, с детства приучая свое тело к практикам самонадзора.
"До исповеди" тоже ничего подобного не было, ибо проблема индивидуального самоконтроля возникла на заре Модерна и является типичной для Модерна, а не для предшествующих обществ.
То есть, еще раз повторюсь, речь идет об уникальном явлении включенном в данную конкретную историческую ситуацию в данное время и в данном месте. В какой-то мере, можно считать исповедь институтов модернизации общества, первичной модернизации, естественно, когда формировались неведомые доселе формы социальной жизни. В условиях вторичной модернизации эти формы социальной жизни могут проникать в общество по другим каналам. То же самое, например, можно сказать о протестантской этике.
В данном моем суждении тоже есть упрощение и схематичность, но трудно все подробно объяснить в одном комментарии.
Тем не менее, стоит обратить внимание, что Хархордин считал, что аналогом исповеди в СССР являлись "коллективные обработки" - публичное покаяние и т.п. [см.: Хархордин _ Обличать и лицемерить]
Поэтому, говорить о рефлексии здесь вполне уместно - в процессе детализированной исповеди человек обнаруживал свое индивидуальное тело и свою индивидуальную душу, точнее он "учится" думать о своем внутреннем мире, наблюдать свой внутренний мир, упорядочивать свой внутренний мир, создавать свой внутренний мир. Но при чем здесь термин "сознание"?

dmitry_livej
Что-то, что сильно и массово выбивает людей из привычной жизни и порой заставляет как-то по другому начать смотреть на себя, на мир, в чем-то проснуться. Например, война или другие массовые катаклизмы (стихийные бедствия, общественные беспорядки с тяжелыми последствиями). Триста и более лет назад это все было как-то обыденно и, возможно, не так сильно тревожило души.
О том как сейчас меняют современных людей смертельные противостояния и войны вот здесь немного касались http://ivanov-petrov.livejournal.com/1842649.html (и в самом посте косвенно и в комментах об этом чуть-чуть есть).
Но если даже мое предположение, в чем-то верное, то его использование, в любом случае, не годится для широкого применения из-за двух больших недостатков:
1. Слишком большие потрясения для общества, социума и все такое. Может многие хорошую и правильную рефлексию испытают и вырастут над собой, но на жизнь уже не останется. Институт исповеди, оно все-таки, не так разрушительно :)
2. У разных людей - разные последствия от таких потрясений. Иным крышу так сносит, что лучше уж спали бы себе дальше.
Выходит надо что-то такое, где ты вовлечен, вырван из обыденного, это интересно, но это не разрушает мир вокруг, задействованы другие люди, которые тебе помогают и ты им тоже по возможности/желанию и все участвуют по собственной их воле. Область искусства сейчас пассивна для большинства тех, кто ей пользуется. Это как футбол смотреть. Про другие виды современной активности (Образование, Профессиональная деятельность, занятия спортом, всякие практики и т.п.) вы сказали. Не универсально. Соцсети вроде об этом, но они сейчас слишком просты и не требуют выходить из обыденности.
А вот почему бы этому не развиваться в системах дополненной реальности. По аналогии, например, с войной, это не развлекушный тупой оффлайновый пейтбол, а такое погружение в виртуальную реальность войны, что измочалит посильнее иной исповеди. Но это индивидуальная вещь, не нравиться война, сам пой в опере на виртуальной сцене (не надо вспоминать про караоке, это слабая тень), меняй сюжетную линию какого-то произведения, где заложена вариативность программная и твоя личная. То есть, в самом широком смысле - это игры с их новыми технологическими возможностями. Это индивидуально под каждого настроенное (в том числе им самим) нечто, где каждый может выходить из обыденности, причем по собственной воле. Там уж как получится по последствиям, может все это будет развиваться только в развлекуху, и круг снова замкнется, но для какой-то части людей будет создан нужный и правильный для них конструктор.
Но здесь еще один аспект. В любом случае, овладение такими системами - это новые знания, навыки и, несмотря на кажущуюся эргономичность, это потребует усилий. Также как и современная исповедь или посещение театральной мистерии для античных людей. Все должны будут ими овладевать, даже если близко компьютер не видели. Даже бабушки должны сейчас учиться пользоваться автоматами по продаже билетов, а для многих людей это совсем не тривиальные вещи. Многим нужно сильно перестраивать свои привычки, образ мысли даже по таким пустякам. И такие требования могут вполне себе нарастать. В каком-то смысле это какое-то новое массовое образование.
Также и то что про усиливающийся виртуальный контроль здесь выше писали (камеры, финансы, покупки, слова, интересы) требует осознанности и собранности.
Вот как-то четыре варианта массовой практики развития сознательности вроде набралось.

lilibay
Ничего не пришло. Более того, исповедь не единственная потеря из социальных, интеллектуальных практик. Самая очевидная потеря для меня это вырождение ритуализированного традиционного коллективного действия приуроченного к жизненному циклу; поминки, свадьбы и т.д.
Люди в Городе больше не поют на поминках хором, вообще почти не поют при коллективных застольях, даже песен уже не знают, ну не Киркорова же петь в самом деле.
Со свадьбным ритуалом произошло тоже, что и с античным театром из ритуала сопричастности, коллективного действа всё выродилось во внешнее представление, шоу разной степени скуки.
Наверное это следствие общей атомизации общества, разрушения традиционных социальных институтов таких как большая семья или соседская община, обратите внимание как упростился этикет или социальная функция одежды, мода или дресс-код - это всего лишь суррогат её былой информационной мощи.

fandaal
онлайн-дневник, психотерапия.

mevuelvoguajiro
вместо исповеди теперь тотальный социум. самоосознание отдано на откуп окружающим. как в том анекдоте про секс бихейвиористов, только на полном серьезе. дело не в социальных сетях — они только логичное развитие такого положения дел. инструмент, измеряющий степень личной одобренности обществом. иначе простому человеку никак не получается. не за что больше ухватиться.

- Простите, что встреваю. Что за анекдот ?
- "два бихейвиориста после соития. он — (утвердительно) тебе было хорошо... а мне?"

bounded_man
Книги и фильмы могли бы пробуждать если бы не превратились в источник легкого заработка. Точнее есть такие, хотя современный формат мало подходит для этого.
Я не удивлен, что нет таких практик. Индустрия работает на сон. Просыпание засыпающих только в руках самих засыпающих.
Интернет на самом деле похож на одну из возможностей, хотя ощущение, что некоторые верят в силы самого инструмента. По привычке легче засыпать, что в фб, что в личном дневнике, что на подготовке к исповеди. Вспомнил Платона с его пленниками в пещере. Платон выходит тоже знал, как сложно пробуждаться самому и как сложно пробуждать других.

mortevida
«Кто раз пришёл в соприкосновение с человеком первоклассным, у того духовный масштаб изменён навсегда — тот пережил самое интересное, что может дать жизнь…».
Гельгольц
Кажется вот они, первоклассные, ну или образованные люди, являются и примером и укором совести и духа каждому.
Телевидение наверное в чем то поддерживает сознательность как пример, что люди в большинстве вот такие, герои фильмов, ведущие, кино бывает разное усыпляющее и пробуждающее.
А по научному каналу вот такие ученые у нас, они обычно ведут себя вот так и говорят заумно. Вот ориентир. Как бы верх разума для большинства. Ну и все подобное.
Если есть представление кем может быть вообще человек значит есть лекало для сравнения с собой.
Почему телевидение? Оно в большей мере навязано большинству - внимание их сосредоточено чаще именно там, уже привычка, просто для фона включают.
Но тут есть граница, для многих ТВ как абстракция, фантазия, а пример настоящий это реальность, вот на работе или транспорте люди ведут себя вот так, и друзья тоже, значит все такие, и я тоже.
Книги конечно выше планку держат но они так не навязаны как ТВ, как исповедь в 16-17 вв.
Очень важно кажется визуальное представление, поведение, движения, потому опять же ТВ.
Ну интернет больше выполняет прихоти, находят то что приятно и там чаще сидят, а все хотят больше спать чем думать и рассуждать.
Ну это скорее как поддержание сознания и одновременно усыпления.
А что касается __именно по роли в вытрезвлении и сознательности__ , наверное хорошие преподаватели в университетах, то о чем говорил Гельмгольц. Весь поток людей проходит именно там поэтому кажется они.
Остальное дело лично каждого, у каждого своя планка и чаще даже страшно ее повышать, совесть замучает.

vaggie
Почему бы не предположить, что на каком-то этапе необходимость обучать людей рефлексии отпала. Она и так пронизала существование. Общество достаточно повзрослело. Как человек, занимающийся физическим трудом, не нуждается в тренажёрах для поддержания хорошей формы.

murakina
В том качестве, как Вы описали исповедь - не вижу ни одной такой практики. Для поддержания себя в более-менее бодрствующем состоянии некоторое время можно много чего приспособить, но вот именно будильника на каждый день - такого нет. Приходиться ставить себе какие-то кустарные метки, напоминалки, ловушки - но их же легко обойти. Впрочем, мне кажется, что и практику исповеди люди должны были уметь обходить, как умели спать на партсобраниях. Практике исповеди противопоставлять практики лицемерия.
Образование, мне кажется, тренирует в какой-то мере саму способность пробуждаться, чувствительность к будильникам. Но и способы засыпания тоже учит делать более изощренными.

sachse
1. Профессиональная отчётность, на работе. Тут поминают резюме (обновляется раз в несколько лет), но есть также т.н. "оценка производительности" (примерно раз в год) и обычная регулярная отчётность в сделанной работе (раз в неделю или раз в день). Я отлично вижу, какая тут разница с исповедью, и почему это может быть смешно, но как ни крути, это деятельность а) регулярная, б) требующая некоторой рефлексии: чем был занят и почему. То, что человек не исчерпывается местом работы, я знаю. Ну вот такие нынче пантомимы.
2. Да, соцсети и блоги. Некоторый вид постов требует защиты и провоцирует предварительное обдумывание, ревизию своих взглядов. Другой вопрос, какова та доля пользователей, которая постит а) регулярно, б) нечто, в самом деле требующее ревизии. Возможно, небольшая.
Тут чёрт его знает, на самом деле. Скажем, нынче многие постят фотки. Детей, городов, еды. На первый взгляд, "засыпание". Взял бездумно, сфотал борщ. Но ведь отбор же есть какой-то? Человек-то на самом деле понимает, что его будут смотреть друзья, оценивать (пусть про себя). И если ты посетил город Лондон или Прагу, тебя спросят, почему ты пошёл глазеть вот туда, а не сюда. Что для себя искал? Что у тебя в голове?
3. И как ни смешно, есть люди, перебирающие совершённые дела именно под новый год. Правда, в каком ключе они это делают...

tannenbaum
Странно читать про фейсбук и т.п. в комментах. Мне кажется, тут еще сообщество "один мой день" можно привести в пример как концентрат фейсбука. Вот моя подушка, вот мой завтрак, вот автобус, в котором я еду на работу, вот мой вид из окна, котики, детишки, кино, домино - и все это не приходя в сознание. Неужели кому-то на самом деле помогает?

Я бы сказала, что массовых таких практик нет, или я не знаю; ближе всего стоит психотерапия - не психоанализ на тему фантазий Фрейда, а скорее гуманистическое направление а ля Роджерс, например; но не думаю, что это сколь-нибудь массовое явление, и думаю, что найти бодрствующего психотерапевта - та еще задача.

Могу еще привести пару маленьких наблюдений с рабочего места: у нас если что-то тяжелое случается, собирают такие группы вовлеченного персонала, обсуждают, кто что пережил в связи со случившимся, кого как накрыло, кто как себя чувтсвует, считает себя виноватым, считает себя пострадавшим, травмированным, обогащенным новым опытом, все такое. Именно безотносительно медицинской стороны, взгляд внутрь. Правда это при чп, ничего рутинного. А в качестве обычной практики просят мамочек оценить, как роды прошли, обсуждают-вентилируют коротко, что склалось не как мечталось и как теперь с этим жить; если кому надо, направляют уже к профессионалам, но это тоже довольно редко. Но это маленькие штуки, не что-то, формирующее жизнь. Впрочем, в целом в Шв я намного чаще слышу что-то рефлексивное в поверхностных разговорах; может, и правда школа учит до какой-то степени; но это очень мало.

А вообще я себя ощущаю примерно как в рассказе Пристли "Случай в Лидингтоне", где герой обнаружил, что все его окружающие, за исключением нескольких, спят или умерли. Мучительно пытаюсь продрать глаза, смутно понимая сквозь сон, что надо просыпаться, и даже время от времени успевая понять, где я - и все равно проваливаюсь обратно. Мне не хватает как раз такой массовой практики или во всяком случае организованной и доступной, у меня в таком формате лучше получается, чем самой себя за уши тащить из болота - но я не вижу ничего такого, что было бы от меня на расстоянии доступного усилия.

aosypov
Мне кажется, если очень упрощенно - консьюмеризм не предполагает массовых пробудительных практик, в отличие от тогдашнего христианства и даже эпохи строительства социализма, а вовсе совсем наоборот, по сути своей.
Сейчас Вам будут рассказывать про практики, которые, скорее всего, являются реакцией общества на консьюмеристский перекос. Это те, которые и вправду пробуждают, конечно, а не перепутанные с ними внешне похожие, например, социально-сетевые и им сопутствующие.
Второй аспект - область, в которой пробуждается со- и самосознание. Говорят, сейчас в европах модно воспитывать сознательную толерантность и принятие других осознанных жизненных решений в духе сопоставления себя-личности с социумом. Говорят, в школах этому много практики посвящено. Можно предположить в этом своеобразную преемственность с описанным Вами аспектом христианства, только вместо бога и божественного - социум и социальное (что, ехидно заметим, имеет место роста ног - одинаковое).
Ну и про предшественников некая мысль, куда можно подумать - может, воинские байки, высшее выражение которых - что-то типа североевропейских саг (особенно этим исландские хороши)? Это, конечно, массово для определенных мест и времен. Суды родоплеменные какие-нибудь, сходки сельские, лавочки-завалинки?

sergeyoho
Я подумал о психологе, другие тоже. Хорошая точка отсчёта, чтоб понять насколько разговор реально труден.

Пойдём с другого конца. Попробуем осознать с какой главной мета-проблемой полагается приходить западному человеку к западному психологу. Это что-то вроде: «У меня беда, я несчастлив. Весь мир вокруг твердит, что человек создан для счастья как птица для полёта. А у меня внутри совсем не счастье, а только пыль,только жёлтая пыль на комодах». Можно ещё глубже поосознавать и спросить, что такое счастье. «Ну ясен пень, это субъективное ощущение. Слушаю своё сердце, а оно не поёт. Делаю как просит сердце, а выходит фигня.При этом Диснейленд и реклама обещали, что надо слушаться своего сердца, и оно непременно запоёт. Возьми деньги и помоги, мой добрый друг.»

Если с такими грамотно и логично сформулированными жалобами прийти на исповедь сколько-то сот лет назад... Хотелось бы верить, что дело ограничилось бы епитимьей в частном порядке, а не дыбой с костром в общественном. Потому что, говорят, была тайна исповеди. Но вообще-то я циник и пессимист. Денег на благополучный исход бы не поставил. Потому что это очень странная и «гнилая» для того времени постановка вопроса.

Ну а если к современному психологу со своими тяжкими грехами богобоязненно подъехать? Дыбы не будет, потому что прогресс. Что бы нам не твердили ретрограды, на которых не будем показывать пальцем. Однако весьма вероятно, что проблему будут жёстко переформатировать в гедонистически-гуманистическом ключе. «Страдаешь от грехов, бедняга? Страдание это плохо. Вперёд, пошли себя познавать, чтобы страдать меньше.» Подход узковатый, не спорю. Но, например, представим, что человек учится в суворовском училище в СССР. Если ему при этом важна поэзия французских трубадуров или хочется обсудить «Архипелаг Гулаг», то он попал в не самое подходящее место. Хотя всякое бывает: и обсуждающие «Архипелаг» с курсантами полковники, и могущие сильно помочь с личным счастьем священники, и разбирающиеся с грехами как с грехами психологи. Только вероятность небольшая.

Соответственно, обе упомянутые практики развития сознательности – это вроде «Сафари» по неосознанному по размеченным дорожкам и под очень жёстким присмотром. Хотел охотиться с ружьём? Извини, у нас в фирме фотоохота. А это серый жираф с длинным носом, отвернись, не смотри туда, смотри сюда. Развитие осознанности – весьма побочный продукт решения других проблем. Потому что куда важнее соблюсти интересы общества, гида и, если повезёт, клиента.

Короче говоря, есть большой и не особо приятный подвал под названием «неосознанное». Разные общества заглядывают украдкой в разные углы. А вовсе не расчищают пространство из одного места. Сравнивать объективно кто круче поэтому трудно. Например, как вроде намекнули в комментах, современное общество достигло магических по прежним временам способностей в углу под названием «планирование и осознание линейного времени». Наверняка в какие-то углы стали заглядывать реже.

origenic
Для взрослых - телесериалы. На фейсбуке как раз мало исповедей, в основом вместо этого люди стараются красиво и броско преподнести себя. И нигде не встречал такого количества рефлексии, нутряных, "как на духу" исповедей, самоизлияний, как в ЖЖ.

http://tttkkk.livejournal.com/168379.html
КНДР - общество контроля.
...Стабильность и управляемость в кимирсеновские времена обеспечивались уникальной системой повседневного надзора. Система эта в былые времена позволяла выявлять даже незначительные правонарушения и отклонения от предписанных правил - и карала за них. Повседневный контроль резко снижал вероятность того, что дело дойдёт до серьёзных нарушений и отклонений, как уголовного, так и политико-идеологического характера. Всё это, отчасти, в прошлом, так как система контроля сейчас работает по инерции, с куда меньшей эффективностью, чем в былые времена - однако формально все былые институты сохранены в неприкосновенности.
В основе повседневного надзора за населением лежат два специфически северокорейских общественных института - народные группы инминбан (о них я писал здесь и здесь), и т.н. «организационная жизнь». Инминбаны, скорее, организуют население и выявляют нарушения административного характера. «Организационная жизнь», напротив, состоит из мероприятий, которые направлены на идеологическое воспитание и на выявление отклонений идейного свойства (конечно, отклонений не самых значительных - серьёзными отклонениями занимаются в других местах и другие органы).
...СОЖ - это регулярное публичное покаяние, с которым еженедельно выступает каждый житель КНДР. Собрания проводятся по установленному сверху и всем хорошо известному распорядку. Структура публичного покаяния, с которым выступает каждый член «организации», также формулизирована. Существуют инструкции о том, как следует проводить само собрание и как строить своё выступление.

blades_of_grass
Мне в смысле самоосознания очень много дали фэндомные сообщества и те внефэндомные, где говорят о социальных, религиозных и научных проблемах. Снаружи, возможно, кажется, что дискуссии слабо связаны с самоосознанием, но лично мне очень часто приходится задавать себе вопрос "почему я думаю именно так, согласен с тем, а не с этим, защищаю эти взгляды, эти права, эти способы высказывания, а не другие". Я не знаю, насколько широко распространено (а) участие в фэндоме и других сообществах и (б) рефлексия в связи с этим, однако мне кажется, что с развитием интернета доля участвующих стала выше.

leonid_b
Я думаю, что разница связана с тем, что прежде, очень давно, считали, что Бог - существует. А как только вопрос о существования Всевышнего снят с повестки дня, так и вопросы об отношении с Ним пошли туда же.
И пропавшее самосознание, возможно, не самая большая потеря.
А может, и самая.

dzyabnieff
Уже сказано было несколько раз, и всё же повторю - психоанализ, психотерапия во всех разновидностях. То, что здесь так редко он упомянут, говорит лишь о том, что у нас действительно ничего подобного нет. Вы там в ответе выше иронизировали насчет того, что западное общество семимильными шагами движется - я понимаю эту иронию. Тем не менее, семимильными или нет, но всё как-то же движется.
По степени массовости (там, не здесь, разумеется) - полагаю, ничуть не меньше, чем исповедь в Вашем описании (с учетом того, что распространенность исповеди вряд ли была одинакова в разных социальных слоях, и столь плотный охват характерен был, полагаю, в первую очередь для более-менее образованных и обеспеченных слоев).
Причем разница между разновидностями психоанализа и терапии, по большому счету, несущественна. Метод-то везде тот же - вопросы и ответы. Да, конечно, ростки рефлексии в большинстве случаев вытаптываются последующими трактовками и толкованиями, но то же самое и на исповеди происходило.

lenivtsyn
До исповеди ничего, по-видимому, не было. Не было необходимости "в этой ее роли". Греческий театр и обряды, исполняющие миф, это - другое, "происходящее дважды" теми людьми не воспринималось как происходящее дважды. Нет, всякий раз, когда арии давят сому, - Индра освобождает источники вод. Греческие актёры, конечно, играют, никакого сравнения с ариями, но вот зрители ещё вполне могут сорваться с мест и разбежаться в панике, если то, что происходит на сцене, предстаёт для них чрезмерно ужасным (отсюда нарочитое избегание актёрами натурализма в виде масок, особого голоса и т.д.). И хор. Какая рефлексия, когда хор? Мышление только вслух, только в форме диалога. Ещё и в средние века граматеи книжки вслух читали, и библиотеки были отнюдь не приютом тишины. А если случалось самому помыслить, то мысли приходили извне: на правом плече - ангел, на левом - чёрт. Голоса слышали практически все. Поэтому когда Декарт вдруг осознал: "Ёлки! Да ведь cogito ergo sum!", это стало началом Нового времени. А когда Кабанис понял, что "мозг производит мысль, как печень желчь", это было гениально, хотя и не верно. Так что исповедь, скорее всего, появилась именно тогда, когда массам только и стало возможно скрывать свои мысли = они у них появились. Фильм "Чапаев" эту тему красноречиво раскрывает.

А что до сегодняшнего дня, то, думаю, что некоторые следы "такого, массового, пригодного для всех, образом жизни требуемого от всех, и в то же время требующее при выполнении осознанности", можно найти в каждом дворе любого спального района. Это аршинные буквы на асфальте под окнами любимых: "Вика, спасибо за дочь!", "Ксюша, прости меня!", ну и, разумеется, "Маша, я тебя люблю!" Непременно, чтобы весь мир видел.

reader574
Вы задали высокую планку беседы. Вы начали с термина самоосознание. И сами сетуете - мол, люди по-разному понимают. Я на эту тему помню интересные обсуждения и поиск истины в этом вопросе тоже у умных людей - понимание термина "осознание" у Кастанеды. По итогу того процесса я вынес, что "осознание" вроде бы как равно "самоосознание". А во-вторых, вопрос об определении осознания - один из ключевых вообще. Сложнейший, фронтирный вопрос. Тут не отделаться простыми чертами: рефлексия, типа думаешь сам о себе, моральность, духовность. Эти слова объясняют мало или вообще не верны. То есть Вы просите людей принести Вам то, не знаю что. Во всяком случае, люди не знают что. И приносят Вам по своему разумению - "мы занимаемся лайвджорналом, фейсбуком, вконтакте, примитивной зытерикой, психоанализом".
Хотите поднять дискуссию на уровень выше? Давайте за осознание поговорим. Я в этом понимаю очень мало. Если зайти со стороны нагвализма - наработал понимания пока с гулькин нос, если со стороны христианства, то вообще ничего не понимаю про христианство. Иисус правда принес в Средиземноморский мир реальность? Практика исповеди правда так важна? Христианство правда молодо, а уже не умерло? Нет, лучше не говорить обо всем этом, я еще не волшебник, пока только учусь.
Только частность одну замечу. Вы говорите, что никакие в жизни дела не могут способствовать просыпанию человека - только математика одна, да исповедь. А вот планирование, хитрости, жизненные перипетии - это сон, это ни к чему.
Я тут не согласен. Значение имеет только понимание того, что это мирские дела. И тогда от них можно выковать себя и многому научиться. Если понимать, что ты все это делаешь сознательно - это уже не сонная тавтология повторения мирских кармических путей.
Это примитивное и простое толкование более сложных вещех, но отчасти оно правильно.

b_graf
Пожалуй, общеобязательного ничего нет. И для детей - тоже, т.к. и в советское время курс литературы многие проходили формально (найти шпоры по сочинениям и списать - продавались же размноженные фотоспособом наборы якобы хороших, успешных сочинений).

Хотя, возможно, разного рода страхи наказаний играют сходную роль (уголовный кодекс и т.д. или наоборот - бандиты из соседнего квартала в той же роли). Формальные и неформальные репрессивные институты, одним словом, в роли исповеди (то, с чем приходится постоянно соотносить свою жизнь, чтобы не получить по первое число). Тогда школа - тоже, но не конкретным содержанием предметов (а "чтобы училка на меня не разоралась"). В древности и средневековье (до широкого распространения исповеди) этот фактор был тоже, конечно, но сейчас из-за урбанизации и бОльшего количества формализованных институтов он, видимо, действует сильнее (думаю, вполне конкурент исповеди для тех кто ее практикует). Раньше же было гораздо сложнее попасть под лошадь, чем сейчас под машину (теперь любая дорога - такой своего рода репрессивный институт).
Tags: ethnography2, psychology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments