Все изменилось - не все миновалось.
Вдоволь сохранилось напитка,
Ягоды изрядно осталось,
Есть разнообразные крылья,
Сколько хочешь - выбирай цвет.
Черные для всеустрашенья,
Белые, чтоб выше леталось,
Алые на случай триумфа,
Может, только, золотых нет.
**
Иногда много книг приходится читать, и все какие-то мяклые - та небесполезна в этом отношении, другая по работе даже и нужна, эта для общего развития - но кураж не тот. А потом, как в грибном месте, несколько действительно незаурядных книг подряд.
Лесли Роберт. Медведи и я.
Парень живет в лесу и воспитывает троих медвежат, готовя их к самостоятельной жизни. Удивительно, но это самостоятельная вещь - не Джек Лондон, не Даррелл, не и не. Книга очень достойная - замечательная природа, разумные рассуждения, много неожиданного в поведении животных, о котором говорит не дрессировщик, а сосед: для него все звери и птицы в лесу - это такие соседи, с разным норовом и повадкой. Книга старая, 1974 года, но я пропустил.
/// Поведение животных, наблюдения
Сборник Субъективность и идентичность, 2012
http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181643842-subektivnost-i-identichnost.html
Это об истории развития субъекта в Европе. На мой взгляд, про некоторых людей можно знать, что они должны были нечто сделать, и иные сделали, а иные нет. Скажем, это очень видно по Хайдеггеру - он вот такое вот нечто должен был сделать, но запутался, ошибся и натворил совсем другое. Его работа осталась несделанной. И - Фуко. Он должен был написать историю субъекта в Европе Средних веков и Нового времени. По причине разного рода личных ошибок и неувязок он этого не сделал, не смог нарисовать эту картину - которая крайне важна для представления о развитии науки. Наука появилась, когда субъект изменился - потому ее не могло быть ни в Китае, ни в Греции, ни в Риме, а только с XVI-XVII вв. Фуко вместо этого писал про власть и мед.контроль, что - совсем другое дело, он сел не на своего конька, и его работу теперь будут делать другие. И эта книга, этот сборник, о котором я говорю - это попытка коллектива авторов хотя бы немножко сделать то, что должно было быть выполнено Фуко. А вместо него - трудно, на Западе многие брались, но у них, насколько мне видно, не получается, в этом же сборнике хорошая попытка. Со всеми "но" - хорошая.
/// Историческая филология
Перечитываю Кунина, 2014, Логика случая.
Это редкого класса книга - не популярная, но ее, по моему глубокому убеждению, могут читать заинтересованные образованные люди. Книга профессиональная, но понятная. Очень новая, но - мейнстримная, не еретическая какая. Только что вышла на английском - и вот уже по-русски. Новый синтез эволюционных взглядов (не скажу - "теории", еще рано). Совсем новый взгляд компьютерной эпохи. Прежде, до середины ХХ в., на эволюцию смотрели, говоря упрощенно, с позиции классической сравнительной анатомии. От Вик д'Азира до Шмальгаузена, тут и развитие, тут и сравнение - но базой был этот анатомический взгляд. На его основе появились всякие штуки, от СТЭ и до всего прочего. Это взгляд из позиции наблюдателя крупных многоклеточных. А теперь совсем новый взгляд - от вирусов. И этот новый взгляд показывает совсем иную эволюцию. Ну, например, совершенно казавшаяся бесспорной метафора эволюционного древа - рухнула. В одном и том же организме разные гены дают свидетельства о разных эволюционных путях. То есть один организм - понятно, что это метафора - произошел разными путями. И это только часть нововведений. Возникает совсем новый облик биологии будущего. Который еще надо совмещать с прежним видением, и отказываться от таких-то очень привычных убеждений прошлого, и отказываться от каких-то очень соблазнительных мечтаний будущего. Интересная книга.
Я уж говорил - науки одна за другой перешагивают эээ... на ту сторону, ее обычно называют "математическое естествознание" или как-то иначе. На мой взгляд, на той стороне вовсе не один образ науки возможен, там можно ходить и по иным правилам, это связано с устройством головы, а не с чем еще - но в большинстве головы одинаковы и потому это мат.ест. одинаково. Я бы сопоставил формальные рассуждения образца 1920-х годов - книги Беклемишева "Методология систематики", там есть нечто вроде свода теорем сравнительной анатомии. И - здесь, в вирусологии. И то, и другое - попытки думать о биологии в рамках определенных формализмов. А образы знания совершенно различны. А сколько еще разных возможностей для науки быть точной - и важно не пропустить хорошие варианты.
/// Эволюционная теория, генетика
Хотя, конечно, пропустим.
...Пока в руках штурвалы и поводья,
пока не наш закон "семь раз отмерь",
ко всем словам у нас одна мелодия:
"Па-ба-ба-ба", — судьба стучится в дверь.