Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


- Переходи на светлую сторону, у нас есть зефирки.
- А почему не печеньки?
- Печеньки - на темной стороне.
http://peggy-s.livejournal.com/318323.html


- (вскользь) Лотманъ гдѣ-то упоминалъ, что на его памяти исчезла женская манера смѣяться - онѣ перешли на мужскую
- Как интересно. Я лишь слегка, влет что-то такое предощущал - скорее по описаниям в литературе. как думаете, в чем это могло выражаться? Грубо говоря, больше не хихикают, а ржут? Вроде бы так не скажешь...
- Это, по-видимому, правда. Я уже не застала в России женского варианта смеха, и он меня сильно удивил в Японии, где пока еще сохранился. Похож на негромкое угодливое хихиканье.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1927807.html?thread=103157631#t103157631


Есть такое распространенное (и тоже имеющее оттенок мифа) мнение об инквизиции: мол, любая настоящая инквизиция сама создает то, против чего борется. Это может быть в разной степени верно для разных стран и эпох, но частица истины тут есть точно. Сравнение с инквизицией, понятно, касается только способа циркулирования информации, включающего положительную обратную связь. Так вот, те, кто связывает просвещение в области эволюции с пропагандой атеизма, запускают процесс с положительной обратной связью. Конечно, я никоим образм не считаю это единственной причиной распространенности креационизма. Скорее всего, это даже не главная причина. Но в том, что эффект положительной обратной связи тут есть, я уверен.
http://caenogenesis.livejournal.com/42190.html


Сегодня Запад столь же замкнут на себя, как некогда Восток; идея, что чему-то можно научиться у варваров, вызывает сходную реакцию. "Вестернизация" существует как фантазия об обращении неверных с созданием копии Запада с минаретами на заднем фоне. Есть и мечтатели об изоляции: здесь свет, там пресмыкание в кромешном мраке. Но это немногие. Большинство одинаково сомневается в успехе размежевания и обращения, как сомневались арабы. Возможность синтеза и расцвет новой культуры, непохожей на прародителей, не рассматривается в принципе, а ведь это самое вероятное последствие.
Поражает иносказательный язык, выработанный для игнорирования очевидного. Скажем, "радикальный ислам". Вся мерзость, которая была придумана Западом за последние двести лет, была впитана и творчески переработана чужой культурой. Что, собственно говоря, ожидалось? Что дело ограничится абрикосами, зенитом и Аристотелем? Даже Аристотель, читанный другими глазами, это другой Аристотель.
http://shkrobius.livejournal.com/517723.html


- Где, на ваш взгляд, граница для учёного между защитой теории и её навязыванием? В вашей книге приведено несколько неоднозначных в этом плане примеров.
- Одна из сопутствующих тем книги состоит в том, что, похоже, нет чётких и ясных правил, руководящих наукой. История науки показывает нам, что самоуверенные гипотезы иногда оказываются успешными, однако, как можно ожидать, это происходит нечасто. Как бы то ни было, это выводы, которые можно сделать уже постфактум, когда пыль улеглась. Потом мы несправедливо объявляем одних гениями-провидцами, а других самоуверенными и неосторожными лоббистами своих идей. Например, позиция Луи Пастера по теории самозарождения жизни была верной, однако не подтверждённой теми доказательствами, которые у него тогда были – более того, она им противоречила. Но ведь важно то, что он был прав! Я не считаю, что можно мириться с мошенничеством в любой форме, однако вера в свою гипотезу может иногда помочь, хотя чаще мешает.
http://postnauka.ru/books/1864


... Современная российская жизнь устроена не просто как систематическое воспроизводство социальной несправедливости, но как производство всё увеличивающегося социального неравенства. Это не отдельные нерешённые проблемы, а систематическое расширенное воспроизводство несправедливости.
Всегда во всех странах насчитывалось несколько традиционных социальных лифтов: это образование, армия и церковь. В церкви можно начать монахом и стать Папой Римским, в армии можно начать солдатом и стать маршалом, образование дает возможность прийти слесарем и стать академиком.
Но у нас, как известно, сын генерала никогда не станет маршалом, потому что у маршала тоже есть дети. И, к сожалению, это касается всех сфер жизни.
Очень велика плата не за то, чтобы продвигаться внутри лифтовой системы, а за то, чтобы вскочить в лифт.
http://postnauka.ru/talks/399
- Ну, это, положим, потомственный левак, сын воспевателя соц. реалий сов. о-ва, понимающий "справедливость" таким же образом и всегда готовый спорить с природой; вот поэтому левак всегда плохой не только социолог, но и вообще ученый. Последние фразы неплохо это иллюстрируют: их мог сказать либо невежда, либо жулик.
- Зачем же Вы так русифицируете сына почтенного Фридриха Рафаиловича? Я его помню комсомольским активистом в ИСИ - притворялся, разумеется, но с огоньком.
- Это Бурдье в чистом виде.
http://leonid-b.livejournal.com/994743.html


— А у нас сейчас дефицит чего?
— Власти.
— И куда она делась?
— Растворилась. Найдите человека, который решит любую проблему. Нету его. Обдерут как липку, а проблему не решат. Еще и подставят. Есть рынок имитации власти.
http://expert.ru/russian_reporter/2012/08/kak-ustroena-rossiya/


обсуждаю проблему institution-building, необходимо иметь в виду, что всякий институт, государство в том числе - это прежде всего социальная рутина, т.е. устойчивая массовая привычка, которая либо есть, либо отсутствует, когда такая привычка есть, на неё можно опереться, когда же её нет, её приходится создавать, для этого надо либо на несколько поколений категорически и безусловно отделить экономику от политики, на практике это значит - оставить население в покое и дождаться, когда институты сформируются сами собой, либо наоборот - учредить и несколько поколений удерживать эффективный полицейский режим, что возможно только как результат чьей-то конкретно победы в гражданской войне
http://rencus.livejournal.com/1049562.html


И вот что мне любопытно. Как связаны телесность и магия?
Насколько по-разному колдуют все маги в Ехо - в зависимости от того, насколько их телесность явна. Джуффин, который, скорее всего, давно уже не имеет человеческого облика, колдует как свистит. Он смеется, он дурачится, он получает огромное удовольствие. Иногда настолько явное, что за ним теряет суть того, что происходит, слишком увлекаясь процессом.
Кофа - самое плотское существо из всей компании, - колдует обыденностью. Простые волшебные вещи - это о нем. Он курит трубку, он проводит руками по лицу, он появляется в нужном месте в нужное время, информация - очень большая часть его магии.
Магия Лонли-Локли в огромной степени опирается на то пространство, которое он занимает. Именно колдовать ему приходится не так уж часто - как правило, достаточно присутствовать. Он колдует как дышит в буквальном смысле этого слова.
И только Максу необходимо передвигаться, причем очень часто - на очень значительные расстояния. Самое серьезное его колдовство совершается им на ходу, особенно когда ему необходимо кого-то вывести, недаром он едва не гибнет, когда по глупости берется кого-то не вывести, а завести, то есть делает жест, абсолютно противный его природе.
Макс колдует ногами.
Пожалуй, цикл Ехо - самая разнообразная в смысле магии книжка. Один волшебник здесь так же не похож на другого, как не похожи между собой художники разных школ.
В мире Гарри Поттера, к примеру, волшебство более-менее универсально, оно гораздо больше похоже на вождение автомобиля, чем на живопись.
В мире волшебника Земноморья - тоже очень мало что зависит от личной склонности мага, выпускники острова Рок точно так же "сертифицированы", как и выпускники Хогвартса.
Мне всегда представлялось, что настоящий, действительно сильный маг вовсе не пользуется словами, снадобьями или, упаси боже, волшебной палочкой. Что он действует всем телом разом, всем собой, внося в пространство сбой или поправку, называйте как хотите - которая расходится от него кругами во все стороны разом, все шире и шире, меняя мир навсегда.
Что это всегда усилие, причем не менее физическое, чем на более тонких уровнях.
Что магия идет от него, как звук, как свет, как музыка. Как невидимая взрывная волна. Что если и есть жест, то это жест-фиксация.
Если бы я мог колдовать, самые сложные штуки я делал бы, покрепче обхватив себя руками и привстав на цыпочки.
http://a-str.livejournal.com/606320.html


И все же средним классом в России являются не они, средний класс это рабочие.
Рабочие, все эти двадцать лет незаметно наращивающие фактуру, рабочие и обслуживающий персонал, закончившие колледжи (ПТУ теперь не существуют).
Они изначально не ставили своей целью обойти всех на повороте, пронестись с ветерком или шахматкой по шоссе, чтобы все остальные водители умерли от зависти.
Людям этого класса не свойственна бравада, их доминанта - добротность во всем. Они помнят поговорку про соседскую корову и не шикуют.
http://irin-v.livejournal.com/1052593.html
Работаю на заводе, потому немного знаю. Пьют. Но меньше, существенно меньше, чем в советское время.
Вот в чем существенное отличие - это в том, что теперь бутылка перестала быть деньгами. В советские время с рабочим можно было расплатиться бутылкой - сейчас это ушло безвозвратно. Только деньги. А если деньги - их не обязательно пропивать, можно и в дело, и на семью. Благотворное влияние капитализма, чо.
http://irin-v.livejournal.com/1052593.html?thread=28665009#t28665009
- Насколько я понимаю, в России надо выделять "буржуазный" средний класс - полунезависимых рабочих, врачей, преподавателей, бизнесменов - и "феодальный", т.е. чиновников и силовиков.
- Интеллигенция не попадает в средний, не дотягивает по уровню жизни.
http://irin-v.livejournal.com/1052593.html?thread=28666801#t28666801


http://www.pnas.org/content/111/48/17320.full.pdf
Тут вот недавно работа вышла, где изучили на подопытных кроликах индивидах кое-что. А именно, какую сумму — вместо суммы можно подставить что угодно, понятное дело, — люди готовы потратить на то, чтобы избавить либо себя, либо других от боли (в эксперименте — удары электрическим током). Причём, никто не знал друг друга, всё было анонимно. Результаты оказались довольно занятными: большинство пожертвовало на облегчение боли другим суммы, превышающие количество денег, затраченное на себя. Там это называют аж гиперальтруистичным поведением. Безусловно, всё в это тепличные условия, а в реальности может быть вовсе и не так. Поэтому доля скепсиса здесь жизненно необходима.
Вот я бы потратил одинаковую сумму, что на себя, что на другого.
http://kostya-h.livejournal.com/222997.html


Это не значит, что изучение фольклора и мифологии лишь подтверждает то, что и так известно. Никаким другим способом невозможно реконструировать духовную культуру древних людей, причем не вообще "древних", а живших в определенных регионах в определенные эпохи. Конечно, нам удается восстановить лишь небольшие обрывки, "следы следов" мировосприятия наших далеких предков, но все же эта реконструкция основана на проверяемых фактах, а не на одной лишь интуиции.
...Так вот самыми древними мотивами, по-видимому, являются те, которые связаны с объяснением происхождения смерти.
Шесть-восемь из них имеют сходное распределение и встречаются в Африке южнее Сахары, в пределах индо-тихоокеанского фронта Азии и в Америке, главным образом в Южной. Такое распределение хорошо соответствует гипотезе о выходе сапиенсов из Африки, их разделении на две группы где-то на Ближнем Востоке и дальнейшего расселения одной из групп вдоль Индийского, а затем Тихого океана. В Америку эти люди проникли позже, но продолжали следовать вдоль морских побережий. В континентальной Евразии набор мотивов совершенно иной.
...Что касается неандертальцев и денисовцев, то, может быть, у них и была мифология, но существенных доводов в пользу подобной гипотезы нет.
...По поводу неожиданных вещей. Больше всего меня поразила скудость африканской мифологии. Такое впечатление, что со времени распространения сапиенсов в Евразию на их прародине мифология почти не развивалась.
...В индо-тихоокеанском регионе наиболее разработаны темы странных браков, человеческой анатомии (нормальной и ненормальной), оппозиция полов и т.п. Почему так - не знаю, думаю, что чисто случайно, "исторически сложилось". При этом степень развития астральной мифологии и практическое знание звездного неба друг с другом не коррелируют. В Микронезии и Полинезии практическое знание доведено до совершенства, а фольклора на эту тему почти нет. Африканцы, как и все люди в тропиках, по Плеядам отсчитывали наступление нового года, но мифов о Плеядах не рассказывали. В Северной Евразии даже охотникам вряд ли требовалось разбираться в звездах, но Алькор (вполне бесполезный) открыли именно они.
...Я уверен, что люди ничего не придумывают, а новое возникает незаметно и как бы само собой.
Все развитие технологии свидетельствует именно об этом. Отбор вариантов текстов на "интересность", т.е. запоминаемость и получение, пусть небольших, но выгод от пересказа текстов другим людям, происходил тем быстрее, чем выше плотность населения и выше проницаемость этно-культурных границ. Т.е. чем больше актов пересказа, те выше вероятность накопления изменений. Этот процесс эволюции наборов мотивов ускорился после образования трансъевразийской коммуникативной сети ("мир-системы") - где-то с эллинизма и позже. С конца XVIII в. тексты все меньше пересказывали и все больше читали. Носители информации изменились, но направление развития – вряд ли.
http://antropogenez.ru/interview/456/


Клетки в многоклеточном организме «понимают» свое окружение, они дают информацию о себе, и их функционирование скоррелировано. Например, клетка мозга понимает, что делает клетка кожи или клетка языка: постоянно идет координация усилий, чтобы организм был целостным. Эти механизмы по общению клеток, по тому, как они отдают и получают сигналы, очень сильно развились по мере эволюции многоклеточных организмов.
postnauka.ru/video/17666


Мои коллеги из Института искусствознания провели в 70-е годы большое исследование о том, как ценности культуры воспринимает молодое поколение. Составлялись большие списки самых знаменитых художников, писателей, музыкантов и их произведений, после чего проводились опросы, в ходе которых выяснялось, кто и о чем знает и слышал. Лучшие ответы на все вопросы давали не те люди, которые общались с искусством непосредственно, а те, кто читал искусствоведческую литературу. Они знали, что нужно говорить, знали, что такое «плохо» и что такое «хорошо».
В целом результат исследования показался моим коллегами полностью катастрофическим. В частности, из всех произведений изобразительного искусства всех времен и народов основная масса населения нашей страны знала два. Первое — «Бурлаки на Волге» Репина, которые в свое время печатались в Букварях (учебники в СССР еще были унифицированные), а второе — «Утро в сосновом бору», которое до сих пор печатается на конфетах «Мишка».
...Тогда мне пришла в голову идея провести «контрисследование»: почему бы «некультурным подросткам», которых так обличали мои коллеги, не составить списки наиболее популярных исполнителей, мелодий, фильмов, предметов одежды или туалета и эти списки предложить искусствоведам и прочим академикам?
Я думаю, что академики — люди, очень сведущие в своей сфере, — оказались бы в том же положении, что и подростки по отношению к Репину и Шишкину. Они бы называли тех двух или трех исполнителей, те две или три модели костюмов, которые были на слуху в средствах массовой информации, о которых знали все, и не более.
...Интерес современной жизни как раз в том и заключается, что сообществ становится все больше, свободы выбора себя, выбора своей индивидуальности становится больше, сообщества, к которым ты принадлежишь, становятся многообразными, расширяется зона собственной свободы. Поэтому я не согласен с предупреждениями о грядущей катастрофе.
http://postnauka.ru/faq/36704


Последние два фильма, про которые я хотела написать объединены одной темой: одержимость целью. В американском кино много внимания уделяется преодолению трудностей, стремлению во чтобы то ни стало добиться результата. Может быть это спортивный успех, как у Рокки Бальбоа. Может быть, это победа в танцевальном конкурсе, как у героев "Грязных танцев". Задачи разные, но фильмы учат нас тому, что нужно трудиться, верить, выкладываться из последних сил, - и ты добъешься успеха.
Отчего у нас таких фильмов снимают всё меньше ?
Забавно, что в 2014 году было снято аж четыре фильма под названием "Одержимость".
http://vita-colorata.livejournal.com/813564.html


Какой мир – такие и задачи, какие задачи – такая и деятельность по их решению. И это значит, что развитие обитателей мира будет отображать тот набор возможностей, задач и проблем, который в него и в них изначально положен.
Какие задачи стоят перед жителями высокой героики, начиная с самих героев? У них нет особых проблем с пищей и ночлегом (приключенцы, как известно - это особая форма жизни, способная существовать на одном пеммикане и спать на любой поверхности), они не растят детёнышей, а природные и климатические трудности они легко выучиваются компенсировать ещё на ранних уровнях.
Поэтому остающиеся важнейшие задачи - это 1) найти злого гада 2)убить злого гада 2) выжить в процессе (см. тренд снижения риска, он здесь определяющий) 3) и получить откуда-то постоянный приток новых монстров, дабы получить возможность повторять пункты 1 и 2, поскольку по определению ни в каких иных условиях герой существовать не может.
...Соответственно, на выходе мы получим мир, изрядно раздолбанный боевой магией, от чего его жители, впрочем, не страдают: их мало интересует пища, температура воздуха или там растительность под лапами; они все сплошь покрыты непробиваемыми шкурами, клыкасты и зубасты; видят в темноте, в тумане и сквозь стены; передвигаются преимущественно телепортацией, но летают и плавают тоже неплохо. Заняты они тем, что охотятся группами на других, ещё более клыкастых и зубастых, а наводят их на цель некие телепаты-сверхразумы, мгновенно оценивающие обстановку в мире с любого расстояния и сообщающие своим героям, кого ещё следует победить.
Так, стоп. Этот мир уже прекрасно описан в D&D-космологии. Называется он по-разному, в зависимости от редакции и версии, обычно это даже группа миров/слоёв мира, тем более что туда удобно посылать приключаться высокоуровневых персонажей. И, как говорит нам та же игра Planescape Torment, попадание туда для особо ярко выраженного героя - это действительно годный итог биографии, несмотря на странную репутацию места.
Итак, когда эволюция и прогресс делают свою главную задачу - отшелушивают с мира то, что не связано с его базовыми задачами и ключевыми параметрами - то штукатурка отваливается и героический мир приходит к своему вышеописанному идеалу. Пока в игровую систему и игровой мир не положили ничего, кроме высокой героики - прогресс ведёт только туда.
http://dreamer-m.livejournal.com/384934.html


Кстати, не знаетъ ли кто доподлинно: кто пустилъ легенду, что діалогъ - это только разговоръ двухъ персонажей (усмотрѣвъ тамъ, стало быть, приставку "ди-", какъ въ "дигаммѣ")?
(Смѣшнѣе всего, что съ приставкой "ди-" тотъ же корень даетъ прекрасно себя чувствующую въ русскомъ языкѣ дилогію, но это не смутило того нехорошаго человѣка, о которомъ я спрашиваю, и вопросомъ "откуда тогда 'а'?" онъ себя утруждать не сталъ)
- Диапозитивы в таком случае должны продуцировать и монопозитивы тоже.
- Почему после монолога и диалога идет сразу полилог, а не трилог? - Потому, что филологи считают так: "раз, два, много"
- Диализ предполагает монолиз
http://platonicus.livejournal.com/645949.html


В октябре 2005 года администрация Джорджа Буша назначила человека из своего окружения — некоего Джорджа Дойча (George Deutsch), 24-летнего молодого человека с неоконченным журналистским образованием — специалистом NASA по связям с общественностью. Его первыми шагами стала попытка заменить во всей публичной информации NASA все слова «Большой взрыв» на слова «теория Большого взрыва». Мотивация состояла в том, что Большой взрыв — это не факт, это мнение ученых, а значит, необходимо постоянно подчеркивать, что это есть только мнение. Более того, Дойч утверждает, что вопрос о происхождении мира не столько научный, сколько религиозный, а значит, нельзя подрастающему молодому поколению говорить о Большом взрыве как факте.
Реакция сотрудников NASA и научного сообщества в целом была бурной, и в течение нескольких дней Дойч уволился. Подробности этого скандала можно узнать, например, в блоге CosmicVariance или Bad Astronomy. Суть же можно сформулировать так: есть вещи, серьезное сомнение в которых эквивалентно шагу обратно в средневековье. Звезды — вовсе не дырки в хрустальном небосводе; вся материя действительно состоит из атомов; эволюция Вселенной действительно началась со сверхплотной и сверхгорячей фазы много миллиардов лет назад. Всем этим — формально — гипотезам есть столько объективных подтверждений, что их необходимо считать фактами, несмотря на то, что вы никогда не долетите до звезд, не пощупаете руками отдельные атомы и не сможете обратить время вспять (вот, например, подробный список наблюдательных данных, подтверждающих теорию Большого взрыва). Серьезное обсуждение в популярной литературе возможности, что это всё неверно, приведет к прямому вреду для молодежи.
...Напоследок я хочу еще раз подчеркнуть одну простую мысль. Не будет преувеличением сказать, что крупные эксперименты в современной физике элементарных частиц — это одни из самых сложных успешно реализованных технологических задач, которые человечество когда-либо ставило перед собой. Из-за этой сложности — как в мотивации, так и в исполнении — популярный рассказ о них тоже становится трудным занятием, требующим от рассказчика хорошего понимания предмета. Без этого понимания из-под пера журналиста появляется не просто неправильный, но и вредный текст: крупное достижение науки превращается в бессмыслицу.
http://elementy.ru/lib/430431 http://nomen-nescio.livejournal.com/1211980.html


Могу припомнить, что я лет до 15-16 не верила в существование евреев. Я думала, это такой ярлык, который навешивают на тех, кто не нравится (по аналогии с "врагом народа"). У меня в голове не укладывалось, что ненавидеть и убивать можно за принадлежность к этнической группе, а не за вину (пусть даже вымышленную).
http://queyntefantasye.livejournal.com/140308.html?thread=4119316#t4119316


Сходство лексики словацкого языка с "простонародным" регистром русского наводит на мысль, что если бы в свое время вместо работы Карамзиных с Пушкиными в основу всего положили бы язык Сумарокова с баснописецем Измайловым, сегодняшний русский бы и выглядел примерно так же, "высокий" или архаичный пласт лексики просто бы исчез за неупотребительностью, обычная для нас лексика частично ушла бы "наверх", а ее место заняла та, что "от сохи", то есть например "лицо" - только для торжественных стихов, обычное слово - допустим "харя" (почти нормальное для 18 века), или там "ПИКА ж. орл. вор. новорос. малорос. лицо, передняя часть головы; рожа, морда, рыло человечье". Сравните с польским twarz - лицо , lico/lice - лик (в поэзии).
http://bangor-flying.livejournal.com/1215784.html


Когнитивная психология делит знания на декларативные и процедурные - знания "что" и "как". Это деление могло бы быть ценным указанием к спорам экономистов-институционалиство о том, что первично для развития стран - институты и правила игры или убеждения людей? Ответ должен быть таким: да, важнее убеждения, но убеждения имено "процедурного" типа, то есть умения, а всякое умение является элементом некоторой системы взаимодействия, то есть института.
В русском языке здесь ключевым могло бы стать слово "навык", а в западной институциональной теории понятие "процедурного знания" близко (хотя и не совпадает) с введенным социологом Джеймсом Скоттом термином metis - знание, которое можно приобрести только из практического опыта.
В основе общественной системе лежат человеческие навыки
http://k-frumkin.livejournal.com/350489.html


другие писатели в интернете делятся, как они каждый день помногу пишут, а он так не может. Из расспросов выяснилось, что «помногу» - это, на минуточку, 15-20 килобайт (т.е. тысяч знаков, ну, вы поняли), а то и больше.
Я офигел, если честно. 20 килобайт в день - это моя дневная норма. А я переводчик. Я книжек не пишу, ничего не творю-не сочиняю, я только перевожу с английского на русский. И то, в общем, двадцать килобайт в день - это совсем не мало, выкладываюсь я по полной.
http://kot-kam.livejournal.com/1290543.html


Что общего у изучения литературы в современной европейской школе и в той, с которой эта европейская школа берет пример, — в школе античной?
Главное — наличие набора канонических текстов. Детей учат эти тексты читать, кое-что предлагается выучить наизусть. Предполагается, что хороший школьник, на основе длительного опыта чтения и письма, овладевает не только родным языком, но и набором основных, главных сюжетов, мотивов и образов, которые составляют каркас данной культуры.
В этой функции от литературы невозможно увернуться. Точнее говоря, стоит от нее увернуться, и ты безнадежно и навсегда поплыл и по всем остальным предметам тоже. Эта традиция начала меняться в европейской и американской школе только в последней четверти прошлого века, когда в школьную программу хлынули произведения других литератур в переводе на твой язык. Вместо родной литературы и нескольких классических образцов мировой литературы появился новый предмет, готовящий человека к жизни в глобальном обществе.
Одновременно место литературы стало все больше занимать кино.
...В списке имен одни заменились другими (условно говоря, Фадеев — Солженицыным), но в «науку понимания» (по формуле С. С. Аверинцева) и наслаждения текстом наша школьная филология так и не превратилась.
http://postnauka.ru/talks/29996



http://q-w-z.livejournal.com/2938835.html


Сооружая статью для одного детского журнала, посмотрела несколько экранизаций Крапивина.
Занятно, что при всей их ученической беспомощности они, в общем, неплохи. Очень напоминают старательные изложения «близко к тексту». При этом за версту видно, что текст излагающему, в общем, по барабану, да и барабан у него игрушечный, а барабанщики – растерянные дети в отутюженной парадной форме, кое-как, вразнобой, стучащие палочками. Странно – если тебя всё это не захватывает, зачем ты тогда вообще делаешь кино?... Впрочем, на финальной сцене «Колыбельной», когда малыш бежит защищать главного героя от хулиганов, я честно, как в детстве, хлюпнула носом, да и патриотический пафос относительно новых «Карронад» неожиданно оказался искренним и нимало не противным.
Но удивило другое. Почему-то дети в этих фильмах совсем не могут произносить крапивинский текст.
Неважно, когда бы фильм ни снимался: в семидесятые ли, в восьмидесятые или в двухтысячные - с интонациями и лексикой везде полный швах. Видно, что дети говорят заученно, не понимая, где делать интонационные паузы, а где – ударения. Вместо звонкой дерзости получается неуверенное хамство, вместо задумчивой рассудительности – сбивчивое чтение по невидимой бумажке. И это странно, потому что дети в детских фильмах, как правило, играют лучше и естественнее взрослых. Кто-то из рецензентов предположил, что у Крапивина, мол, двенадцатилетние разговаривают, как двадцатипятилетние, оттого и не получается. Но нет же, нет! – когда читаешь эти диалоги ГЛАЗАМИ, совершенно нет такого впечатления. Ничего особенно взрослого нет ни в лексике, ни в синтаксисе – нормальная детская речь, очень даже убедительно переданная. Так почему же это не выходит на экране? Загадка.
http://christa-eselin.livejournal.com/185675.html


Текст новой песни Щербакова

Нет, любезный родич, нам не тошно —
подати не сверх того, что должно
платим, в церковь ходим, хороводы
водим, что найдём — кладём в комоды.

Винная торговля зря боялась —
всюду новоселье и застолье,
челядь заняла господский ярус,
жители мансард ушли в подполье.

К празднику уездный титул нашим
выселкам вручён гонцом монаршим.

С музыкой, среди нарядных ёлок
городом объявлен наш посёлок.

Чьи теперь задворки? Чья мансарда?
Где подпольной фронде взять азарта,
чтобы обличать в достойной мере
тех, кому и так никто не верит?

Тут бы ты и сам в тупик упёрся,
так что я, конечно, не к тому, что
зубы, мол, сломались, грифель стёрся.
Нет, я лишь о том, что нам не скучно.

Тяжко лишь, когда в ночи за толщей
тьмы как будто вой, как будто волчий.

А потом с утра в посёлке толки —
дескать, это там не просто волки.

Тьмой не удивишь, а толк тревожит —
вынести его не всякий может.
Кое-кто из нас уже не вынес —
выехал навек и вещи вывез.

Мы вдогонку, не фальшивить дабы,
как на сцене тенор в час дуэли,
нынче не поём: куда, куда вы?
Было бы куда, и то не пели бы.

Редко где теперь не реет гордо
тень посёлка или даже города.

Да, игра без шансов, да, причуда.
Некуда, но лишь бы вон отсюда, да.

Прежний комендант опять в высоком
кресле — обошлось условным сроком.
Избран в бургомистры он в два счёта
кем-то, то есть нами, кем ещё-то?

В церкви он крестился и венчался,
на цветном портрете лба не хмурит.
Кое-кто из нас уже скончался,
кое-кто, как я, пока зимует.

Живы — значит, мёрзнем — значит, живы.
Вместо дров конспекты жгу, архивы рву.

То-то был словарь толковый пухлый,
а и он сожжён уже до буквы "У".

Между тем в ДК банкет с концертом.
В ложу бургомистра чай с десертом
подан, то есть чай, не чай, но властно
избранный отодвигает яства.

Он теперь не ест, боясь отравы,
так что блюдо прочь плывёт послушно,
а со сцены стон: куда, куда вы?
Это я к тому, что нам не скучно, нет.

Даже если фронда зубы вставит,
городом посёлок наш не станет, нет.

Мало ли там кто отравлен в ложе
или обезглавлен даже, тоже нет.

Всё же индекс новый наш уездный
в скобках укажу, а ты любезный
родич, наизусть его заучишь,
не быстрее, впрочем, чем получишь.

Почта не спешит, не будь в обиде —
в среднем на письмо не меньше года.
Даже если сдать в открытом виде,
всё равно проверка, правка, то да сё.
http://riftsh.livejournal.com/216094.html

Ночная песня
Бродят ночью волчьей стаей,
К сердцу крадутся слова
Вой звериный нарастает,
Тяжелеет голова.

Я запомнил их привычку
Подчинения огню
Я возьму, бывало, спичку,
Их от сердца отгоню.

Изловлю в капкан бумажный
И при свете, при огне
Я сдеру с них шкуру даже
И распялю на стене.

Но, едва глаза закрою
И залягу в темноту,
Вновь разбужен волчьим воем,
И опять невмоготу.

И не будет мне покоя
Ни во сне, ни наяву
Оттого, что этим воем,
Волчьим воем – я живу.
http://pesenok.ru/6/Elena-Frolova/tekst-pesni-Brodyat-nochyu-volchey-staey


И захватила музыка настолько, что случилась у меня синтезия или что-то типа того. Я визуал, так что музыка отлилась во вполне отчетливые визуальные образы. И формы, и цвет. Начну с цвета. Низкие звуки органа имеют цвет темно-синий в фиолетовый; на фоне их высокие - чистый cyan. Первая вещь Мессиана заканчивалась низким звуком на пределе слышимости - это густой черный. Вообще по ходу концерта звуки органа имели очень разный цвет - когда туманно-серый, иногда бесцветный, только форма; в основном оттенки синего, малинового и фиолетового, но иногда цвета слоновой кости. Одна вещь была в изумрудной тональности - я даже не ожидал, что зеленый будет, но были и другие оттенки зеленого, иногда как воспоминание о нем через форму - одна вещь Мессиана почему-то имела форму плодовых деревьев летнего сада, освещенного ярким солнцем. Только из этой картинки вычесть солнце - как если мы вспоминаем о картине в стиле импрессионизма с таким сюжетом, но видели мы только ее плохую репродукцию в полумраке. Представили? Так вот, зеленый цвет звуков был именно такой.
Написанное, наверное, читается как бред - но как иначе описать визуальные образы, рождаемые музыкой? Кстати, тогда же по ходу концерта вспомнилась знаменитый пример Хомского бессмысленной фразы - "бесцветные зеленые идеи яростно спят". Ее бессмысленность оспаривал Якобсон, и правильно оспаривал - я как раз наблюдал бесцветные зеленые образы, причем и "бесцветные" и "зеленые" в самом прямом значении - как описания цвета (никаких синонимических отмазок типа "зеленые"="незрелые"); более того, "бесцветные зеленые" не равно "бедно-зеленые", как то интерпретирует Якобсон - это был образ, одновременно обладающий этими двумя несовместимыми характеристиками цвета. Я понимаю, что такой объект логически невозможен - но против очевидности не попрешь, я его созерцал, пока звучала музыка. Похоже, что для музыки противоречие - не аргумент.
http://timur0.livejournal.com/255983.html


Разговор о музыке, как правило, сводится к двум противоречивым определениям: «музыка — это вычисления не подозревающего об этих вычислениях ума» (Лейбниц) и «музыка — это язык эмоций». И оба определения правы! Музыка состоит из элементов, искусные последовательности которых воздействуют на наше настроение и мысли. Причем сами по себе мелодические элементы различаются по «приятности» воздействия. Эта акустическая «приятность» легко поддается анализу и объяснению, в то время как пути воздействия музыки на нашу душу с научной точки зрения все еще неясны.
http://postnauka.ru/faq/21796


пару недель назад услышал от одного хорошего филолога, что его опросы показали: 1) студенты не испытывают чувства стыда от ошибок в своих текстах и 2) не обращают внимания на ошибки в текстах других.
**
Требование – 30% занятий должно проходить в «активных» формах преподавания. Я решил, что лабораторные занятия и семинары – активные формы, но ошибся. Согласно нашему отделу образовательных технологий, «семинар», «обсуждение», «исследование» и прочее – не активные формы. Активные – мозговой штурм, дискуссионный клуб и т.д. Что ж, пришлось менять. Тема: нервная система беспозвоночных – освоение методом «мозгового штурма». И вы знаете, они одобрили…
http://olnud.livejournal.com/204847.html


«Совесть» — это состояние, в котором человек сразу чувствует всё, что он обычно чувствует или может почувствовать. И поскольку у каждого человека имеются тысячи противоречивых и разнообразных чувств — от глубоко скрытого понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовосхваления — ощущать всё это вместе не только болезненно, но и буквально невыносимо.
«Если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы он внезапно почувствовал, что любит всё, что ненавидит, и ненавидит всё, что любит; что он лжёт, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжёт; если бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это бы и было тем состоянием, которое называют «совестью». Человек не может жить в этом состоянии; он вынужден или уничтожить противоречия, или разрушить совесть. Но разрушить совесть он не может, зато может усыпить её, отделить непреодолимыми преградами одно самоощущение от другого и не видеть их вместе, не чувствовать их несовместимости, не замечать абсурдности их сосуществования.
Из книги П.Д. Успенского "В поисках чудесного"
http://philologist.livejournal.com/7276271.html
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments