Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


Обида – штука не прирождённая (читай – простительная), а с самого начала спекулятивная, для манипуляций выдуманная. И никакого оправдания своей обидчивости (дескать, уж такая я чувствительная натура от природы) ни у кого нет и быть не может: это всё равно, что заявлять "Бог меня создал лгуном или вором".
http://gomazkov.livejournal.com/164175.html


— Аверинцев называл современное общество капитализмом без буржуазии. Можно сказать, что современная цивилизация — это цивилизация менеджеров. Ведущий класс — менеджеры, старая буржуазия уходит, как до нее — аристократия. У менеджеров свой менталитет, главное слово в нем — «эффективность». Здесь требуется человек, умеющий оперировать знаниями, а не уважать их, не жить ими. Классическое образование, кроме прочего, очень связано с развитием памяти. А человек, который себя заявляет «современным», ничего не хочет заучивать, он хочет «креативно» всем оперировать...
— Значит, техногенный прогресс идет в противоположную сторону от гуманизации общества?
— Просто вырабатывается другого типа человек. Человек-распорядитель. Он умеет как менеджер расставить все по местам, но он не хозяин! Собственность в смысле ответственности создает человека. Мне много приходилось встречать людей из старой европейской буржуазии, а ведь именно буржуазия создала ту культуру, которую мы называем классической. Во время, когда ведущим слоем общества была просвещенная буржуазия, и установилась ценность образованности; тогда и развивались все эти школы, музеи, почтение к культурному творчеству. Эти люди были хозяевами — своей судьбы, своей земли, своей собственности. И это совсем другой человек, чем тот, которого наняли распоряжаться чужим или ничьим добром.
http://civil-engineer.livejournal.com/535677.html



высшее образование и его реформа
та система образования, которая тут у нас существовала в советское время, имела вполне определённую и чётко выраженную прагматику: средняя школа должна была обеспечить универсальную "функциональную грамотность", т.е. овладение компетенциями и навыками, необходимыми в повседневной жизни, высшая школа, т.е. университет - овладение определённой профессией, т.е. компетенциями и навыками, необходимыми для того, чтобы зарабатывать на жизнь, меня самого, например, учили всему тому, что необходимо знать и уметь инженеру - специалисту по оптикоэлектронным приборам, учили, сколько можно судить, вполне себе неплохо;
к настоящему времени эта система, конечно, деградировала полностью и окончательно, например, я просто не понимаю, какой профессией должны были овладеть все те, кому я преподавал свой предмет в РГГУ: двое-трое моих былых студентов теперь преподают, не слыхал, чтобы кто-нибудь занялся исследованиями (хотя вполне допускаю, что я просто не в курсе), тем более не знаю ничего о таких, кто занят консалтингом или чем-либо руководит, остальные, т.е. безусловно подавляющее большинство выпускников, заняты самыми разными предметами, общее у которых только то, что это ни разу не наука;
новая система образования, которая мало-помалу создаётся в процессе его реформы, похоже, эту тенденцию только усиливает: приходя в университет, студенты покупают себе компетенции и навыки по собственному выбору, что обеспечивает им "функциональную грамотность", однако заведомо исключает овладение какой-либо профессией, такой подход был бы, конечно, вполне уместен, если бы отечественный университет обеспечивал исключительно формирование элит или даже идентификацию лидеров, однако сегодня эту функцию выполняют зарубежные университеты, реально, значит, речь идёт о подготовке среднего управленческого звена, т.е. бюрократии и её обслуги
http://rencus.livejournal.com/1093171.html


Студент: Что такое «полулёжа»? «Лёжа на полу»?
http://m-bezrodnyj.livejournal.com/563427.html
У Амигофренда было:
летят недолетные птицы,
летят перелетные птицы,
и только попавшие птицы
уже никуда не летят
http://m-bezrodnyj.livejournal.com/563427.html?thread=6601443#t6601443


За последние пару десятков лет очень активно стало развиваться такое направление в науке, как надгенетика, эпигенетика — то, что находится как бы сверх генетики. Что подразумевается под термином «эпигенетика» с точки зрения точной науки генетики? Это наследование, которое не связано с ДНК, с дезоксирибонуклеиновой кислотой, с изменением генетического кода. Наследуется, но с изменением генетического кода и с кодированием внутри генетического кода это не связано.
...Поэтому, если говорить о плюрипотентных стволовых клетках, о клонировании человека, можем ли мы точно все воспроизвести, можем ли мы точно воспроизвести тот или иной орган? Нет. Мы его можем воспроизвести точно генетически, мы его можем постараться воспроизвести точно структурно, но это все равно будет несколько другая ткань, потому что этот орган развивался в других внешних условиях.
...Почему нельзя получить некоторые цвета кошек? Потому что у них не получаются правильные окрасы: у них гены окраса расположены на X-хромосоме. И если мы хотим воспроизвести тот или иной правильный окрас, то, поскольку инактивация X-хромосомы происходит случайным образом, окрас родителя не будет воспроизводиться. Именно поэтому, кстати, отказались от клонирования кошек, потому что хозяева хотят получать кошечку, которая выглядит точно так же, как исходная кошечка, а вот случайная эпигенетика, случайная инактивация X-хромосомы дает нам разнообразие — разнообразие признака, разнообразие приспособления к окружающей среде. И не только генетика обеспечивает нам возможность выживания в этом мире, но еще эпигенетика, которая дает достаточно широкое взаимодействие с внешней средой.
http://postnauka.ru/video/47545


Я, кажется, могу объяснить, отчего в «Гарри Поттере» так на удивление «мало» народу (там даже преподавателей в Хогвартсе куда меньше, чем должно было бы быть, судя по количеству предметов; например, маггловедение у них преподают, начиная, кажется, с третьего класса, а преподавательницу маггловедения впервые называют по имени в последней книге, где ее, собственно, убивают). Именно исходя из того, что мы наблюдаем все происходящее через восприятие Гарри.
У Гарри есть специфическая черта, свойственная некоторым интровертам. Для него окружающие люди - просто фон. Не видит он их. И это не потому, что он равнодушен к людям, а именно потому, что он к ним крайне неравнодушен. Потому что если уж он кого-то заметил, этот человек становится близким, и Гарри начинает о нем заботиться точно так же, как заботился бы о ком-то из своих друзей.
...То есть не замечать окружающих - это просто встроенный предохранитель. Вы представляете - если он начнет замечать всех вокруг, и К КАЖДОМУ так относиться?
Я так понимаю, что это не столько устройство мозгов Гарри, сколько устройство мозгов автора. То есть автор в этом отношении просто списал персонажа с себя - и, более того, похоже, не представляет, как может быть иначе. Иначе бы, как минимум, за преподавательским столом мест было куда больше.
http://kot-kam.livejournal.com/1346146.html


Средневековое общество было, наверное. самым корпоративным в истории, в нем "одиночки против всех" ломались на раз-два. Ну и, помимо "благородных разборок", существовали ереси, церковные ордена (клюнийцы перевернули христианство, а потом францисканцы!), конкисты и реконкисты, крестовые походы, вторжения разнообразных гунно-арабо-аваро-венгро-монголо-турок, географические открытия... А культура? Вообще-то лучшие вещи трубадуров, миннезингеров или даже скальдов "теперь уже не делают", хотя многие потом пытались.
http://qebedo.livejournal.com/208987.html


Самцы паутинных клещей (Tetranychus urticae) выбирают себе невест, когда те еще малыми детьми лежат неподвижно на второй личиночной стадии. Спариться с самкой важно сразу, как она достигнет половой зрелости: только при первом сексе сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку. Так что самец стоит возле личинки и охраняет ее от всех посягательств.
...Естественно, самец должен разбираться, здоровая ли личинка перед ним или зараженная патогеном. Однако, когда ученые из Норвегии предоставили самцам клещей на выбор здоровых самок и таких же неподвижных, но убитых грибом Neozygites floridana, то удивлению не было предела. Самцы чаще подходили к мертвецам! Трогали их чаще и даже принимались охранять!
...Ученые не проверяли, будут ли пытаться самцы спариваться с мертвыми самками. Их скорее интересует, чем трупы так привлекают вроде бы нормальных и интеллигентных клещей. Но четкого ответа нет. Может, у них не развито чутье, которое позволило бы надежно отличать живую личинку от мертвой? Другое предположение: это грибок испускает какие-то аттрактанты, чтобы заразить новых жертв!
...Остается пожелать паутинным клещам быть осмотрительнее и не соблазняться мертвыми девочками.
http://batrachospermum.livejournal.com/88433.html


Была ли промышленная революция связана с научным прогрессом?
Этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться. Многие годы исследователи считали, что промышленная революция была реакцией на такие базовые экономические факторы, как изменения в спросе и предложении. Они выдвинули подобное предположение, потому что казалось, что большинство ключевых прорывов — паровой двигатель Ньюкомена, прядильная машина Аркрайта, а также роторный двигатель Уатта — были разработаны простыми ремесленниками без использования каких-либо инновационных научных теорий или знаний, которые могли бы произвести технические изменения. И нет никаких сомнений в том, что великие научные открытия XVII в. — от открытий Галилея, касающихся поверхности Луны или фаз Венеры и сделанных им с помощью телескопа, до законов Ньютона о силе тяготения и объяснения Солнечной системы — имели слабую связь с бумагопрядильными фабриками и чугунолитейными заводами или не имели ее вовсе.
Более того, для большинства обществ изучение природы (называвшееся «натурфилософией») было времяпрепровождением неработающих классов, державшихся на расстоянии от скучного и грязного мира ручного труда и производства. Натурфилософия принадлежала сфере аргументации и доказательств, а не создания машин или инженерного дела. Производители, со своей стороны, были заинтересованы главным образом в обеспечении поставок сырья и дисциплинированных работниках, предоставляя торговцам покупать и продавать их изделия по наиболее выгодным ценам.
Однако это представление об отсутствии связей между промышленной революцией и изменениями в научном познании ошибочно. В сущности, распространение новых научных открытий и технологий имело большое значение почти для каждого этапа британской индустриализации. Как писал выдающийся историк экономики Джоэль Мокир: «Подлинный ключ к определению времени промышленной революции следует искать в научной революции XVII в.»
...Примечательно, что с конца XVII в. по XVIII и начало XIX в. Британия сумела создать полноценную креативную среду, в которой идеи натурфилософов, навыки производителей инструментов и ремесленников и цели предпринимателей и промышленников не были отделены друг от друга, но в активно взаимодействовали между собой.
Культура инноваций
Размах, темпы и расширяющаяся сфера инноваций в Англии и Европе XVIII — начале XIX в. были слишком велики, чтобы их можно было объяснить каким-то одним особым стимулом, наподобие желания обеспечить замещение импорта или ликвидировать ограничения в определенных отраслях. Подобные мотивы существовали на протяжении многих веков,
но не вызывали сколько-нибудь серьезные изменения. Скорее всего, трансформация производства произошла благодаря общей вере в возможность, даже неизбежность, прогресса и убеждению, что подобный прогресс был реален для всякого, кто следовал систематической программе тщательного наблюдения и экспериментирования и опирался на самые свежие
научные знания. Эта культура инноваций и сделала возможным «непрерывное возникновение новшеств» Ашера.
...Таким образом, в Британии конца XVII в. возникла новая и уникальная модель социальных взаимоотношений и взаимодействия. Натурфилософы намеревались раскрыть секреты природы, не посредством тайных процедур, как у алхимиков, а путем публичных демонстраций с приборами, наглядно показывавшими природные взаимосвязи. Ремесленники старались узнать последние новости химии и механики, посещая «библиотеки механиков», распространившиеся по всей Британии, и использовать эти открытия для создания новых инструментов и механизмов для усовершенствования уже существующих. Предприниматели и промышленники стремились объединиться с ремесленниками и квалифицированными или образованными инженерами для создания новых продуктов или производственных процессов. Перед нами не что иное, как распространение технологий, подходов и общих взглядов, основанных на признании науки и верности научному духу.
http://postnauka.ru/longreads/26459


Ступил в силу
http://zurkeshe.livejournal.com/510887.html


снова зашел разговор про моббинг в школе.
...Так вот - эти коконы с веток надо собирать вручную. Очень хорошо для этого годятся школьники. И конечно иногда находятся гусеницы, которые не успели окуклиться. И они бродят по этим веткам, такими жирными, зелеными, противными прозрачными червяками. И вот одним из развлечений троллей было - найти такую гусенницу, забросить ее девочке-жертве за шиворот, и потом хлопнуть ее покрепче по спине!
...моей сестре одноклассник плевал на волосы. Каждый день практически.
...в моем воспитании было две большие ошибки - запрет на битье других детей и излишняя брезгливость. До сих пор не могу терпеть физического контакта с незнакомыми и тем более неприятными людьми. НО моего главного школьного обидчика сейчас спасает не это, а то, что он переехал в другой город. Работать с мясом я научился, кости ломать тоже и ничего не забыл.
...А ещё одному мальчику надевали помойное ведро на голову. Там всякие бумажки были, ничего продовольственного не было, но все равно ему неприятно, а остальные смеются.
...вот ругают заграницу. но там же такое невозможно.
...У нас и били, пи том, что класс архитектурный, подругу мою сделали инвалидом полным наши милые девушки - настучав ей головой о стену.
...Методов множество.
Выдергивать по одному волосу. Это не преступление.
Кидаться меловой тряпкой. Тоже - казалось бы.
...У нас еще компот плескали на спину или сладкий чай. Омерзительное ощущение (мне не прилетало, но я видела) а главное - либо дальше так ходи, липкий, либо беги домой переодеваться (а кто ж отпустит-то с уроков). Ну, еще еду портили - хватали руками в чужой тарелке или соль высыпали или еще что-то такое.
...У нас краской обливали...
...У меня отбирали вещи школьные, а потом отдавали (нет состава преступления). Но ты в итоге на контрольной без необходимых канцелярских принадлежностей. А потом свой пенал ищешь в ближайшей канаве.
...В первые семь классов школы моего ребенка сформировалась целая коллекция. Например: его невзлюбила молодая, вполне симпатичная учительница французского (мы отказались брать дополнительные платные уроки) и пару раз, проходя мимо его парты, как бы нечаянно сбрасывала на пол все находящиеся на ней вещи. Когда пример был подан, то же самое на ее уроках стали проделывать особо "старательные" ученики, всегда якобы случайно. И далее он должен был ползать по всему классу, поднимая разлетевшиеся предметы.
..."дедовщина" существует везде. И это способ социализации человека. Если человек не готов жить в обществе, принимать его правила можно долго его к этому вести с помощью психологов, советов. А можно интегрировать человека в общество "экстремальными методами".
...Методов никаких не помню,но в школе дрался постоянно. И когда жил в Белоруссии, и когда в Россию переехал. Несомненно одно: будешь ботаником-заклюют в любом коллективе. Будь то школа или какая-то престижная фирма. Стая-стадо слабых не терпит.
http://miumau.livejournal.com/1872444.html


Если остановиться на гуманитарных специальностях, проверять знания традиционным способом вряд ли возможно. Само представление о знаниях как наборе некоторой релевантной вопросу информации довольно убого. Поэтому формат экзамена, сохраняясь в образовательном стандарте, на деле уже давно трансформировался в какие-то более жизнеспособные формы. Например, устную задушевную беседу, игру в оригинальные и одновременно не слишком вызывающие ответы, письменные манифесты на заданную тему или размышления о прочитанной литературе. Модернизировать здесь нечего. Жизнь сама расставила все на свои места.
...Единственный критерий качества образования — это адекватность полученных навыков предполагаемому рынку труда. Форматы и формы аттестационной активности должны определяться не представлениями о некоторой оптимальной модели, а диктоваться теми требованиями, которые предъявляет профессия.
...Сейчас этот способ проверки знаний и в школе, и в вузе значительно потерял в эффективности еще и потому, что жизненная атмосфера школьника-студента (и, конечно, взрослых) отравлена терабайтами бессмысленно-вредного и попросту нефильтруемого базара, выдаваемого за знания. Чуть копнешь, и из прелестных уст вырываются вечные двигатели на основе сквозняков, мифологические миазмы «новой хронологии», этимология и политология в исполнении гороховых шутов, я уже не говорю о низкопробном религиозном мракобесии.
http://postnauka.ru/talks/26593


Две скрепы у семьи в России - аборт и развод, и тронуть их никто не посмеет.
http://users.livejournal.com/_niece/305045.html


Не знают, например, что происходил он из весьма худого дворянства (в буквальном смысле - весьма небогатого) и всю жизнь жил литературными заработками - переводами, сочинениями, издательской деятельностью. Что, кстати, в России XVIII и XIX века было вещью до того невиданной.
Не знают, что в молодости был изрядным щеголем, фатом и дамским угодником, но в "степенные года" полностью подчинил свою жизнь "рабочей дисциплине" и "разумной экономии".
Не знают, что в молодости был изрядным масоном и помощником НовикОва, и даже в путешествие за границу, породившее "Письма русского путешественника", отправился отчасти чтобы "переждать" гонения на НовикОва и масонов. Что масоны считали его "предателем", когда он, вернувшись, обратился к "легким жанрам", писали на него сатиры, распространяли клевету и даже строчили доносы.
Не знают, что именно Карамзин произвел в русской поэзии революцию, изгнав из оной "высокий штиль" и "особый пиитический язык" с архаизмами и "славянизмами". За что его любили и считали себя учениками Карамзина Жуковский, Вяземский и оба Пушкина (дядя Василий и племянник Александр). Да и "чисто российская" мода на "толстые" литературные журналы началась именно с карамзинских альманахов.
http://qebedo.livejournal.com/209967.html


Я думаю, очень верно называть сериалы новой драмой, новым кино и даже новым романом. Это ключевая культурная форма современности. Она очень удобно ложится на структуру жизни современного горожанина: сериал состоит из некоего большого нарратива, который разделен на главы, где каждая глава — это 40–60 минут. Сериал хорошо укладывается в ритм повседневности.
...Люди, занятые в переработке знаний, часто читают огромное количество текстов на работе, и они не готовы вечером, придя с работы, открывать роман. Люди перегружены информацией. Сериал — это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей. К тому же сериал — это удобная тема для разговоров. Люди солидаризуются, объединяются в группы по признаку смотрения того или иного сериала.
Сериалы — это важнейшая культурная форма современности, которая предлагает образцы поведения, набор эмоциональных реакций, и именно поэтому ее очень интересно и важно изучать. Потому что через изучение сериалов можно понять, как воспроизводятся общественные отношения в нашей культуре.
http://postnauka.ru/talks/43769


Маклюэн остался настоящим ученым, умеющим и нашедшим в себе силы признать свои ошибки. Он увидел, что вместо свободы и возвращения «чувства всеобщности и сотрудничества», человечество погружается в еще большую отчужденность и враждебность. Он увидел, как его надежды на то, что электронная цивилизация совершит мощный духовный прорыв и приведет человечество к непосредственному контакту с Богом, рушатся с каждым днем все основательней.
К концу своей жизни он уже не хотел жить в «идеальной» Глобальной деревне, утверждая, что современная идея Глобальной деревни как места, где царит всеобщая гармония и промышленное процветание, - не более чем сказки для туристов. Именно ему принадлежат страшные и пугающие слова: «Электронная вселенная – это не что иное, как бессовестный обманщик, вульгарное и омерзительное олицетворение Антихриста».
Выдающийся ученый и мыслитель Герберт Маршалл Маклюэн умер в 1980 году. По его желанию на надгробном камне его могилы были высечены слова: «Истина сделает вас свободным».
http://esdra.livejournal.com/2220319.html


Как мало все-таки светлых лиц стариков! Живых, не застывших в каком-то одном выражении, под какой-то болезнью или консервирующим её препаратом. Или просто под накопившимися консервантами. Не только пищевыми и фармакологическими, но и ментальными...
Мне одному так кажется, или и правда бонус, называемый мудростью, в старости уже мало кто получает? Или так всегда и светлые почитаемые за мудрость старики это сказки? Но мудра она или нет, кто отменит важность старости? Не то, чтобы начинать жить и продолжать легче, чем заканчивать, просто окончание проявляет всю подноготную и не может обмануть. Как и любой настоящий критерий, старость это настоящая Ценность.
http://windeyes.livejournal.com/166772.html


И вот напоследок из книжки Евгения Водолазкина, работавшего в Пушкинском доме («Инструмент языка», Москва, 20212). Наконец-то прочитал до боли созвучные мне мысли:
«Язык развивают недоучки. Фонетические перспективы во многом определяются лицами, не умеющими правильно поставить ударение. Новые значения слов образуют те, кому, как правило, не слишком хорошо известны значения существующие. <…>
У развития языка немало движущих сил, но невежество – одно из основных. При таковом подходе к делу ошибка приобретает значительности, это уже и ошибка как бы, а факт истории языка. В исторической перспективе такое явление выглядит вполне респектабельно, но с точки зрения современника изменения оно невыносимо».
http://emil-sokolskij.livejournal.com/439451.html


общество качается от искренности к манерности и обратно. И в те моменты, когда искренность особенно востребована, начинают подниматься темы, говорить на которые действительно страшно и больно. И мода на искренность свидетельствует как раз о том, что в обществе начинают подниматься страшные, стыдные и болезненные темы. А если востребован хороший стиль - это признак того, что все темы заезжены, и ни одной страшной, болезненной, важной и дорогой темы нет.
http://alchutoff.livejournal.com/761772.html


Жена говорит мне, что я так и не вырос. Но это она от зависти - ведь я главного монстра на шестом уровне мочу всего за полторы минуты!
- Да я знаю, что Лёнчик – Тёмный Эльф, - говорит в телефон девушка на боковом сиденье. – Ну, и что? Всё равно покрестим, как миленького! Знаешь, его надо в деревню к Рудику отвезти. У них там батюшка – вообще бывший назгул, ну, и что ж теперь?...
http://jaerraeth.livejournal.com/522169.html


Музеи (речь в основном идет об искусстве) в своих запасниках хранят огромное количество произведений искусства, которые никогда не выставляются. В среднем музеи выставляют не более чем 5% своих коллекций. Даже с учетом того, что они время от времени меняют экспозиции, 90% коллекций не выставляются никогда. Стоимость этих коллекций огромна, зачастую насчитывает миллиарды долларов. При этом музеи берут деньги за вход, да еще постоянно просят пожертвований. Они могли бы взять и продать 1% своих коллекций и таким образом обеспечить бесплатный вход практически навсегда. Но они этого не делают, и подобные идеи воспринимаются в штыки. Не совсем понятно почему это так, но похоже так уж сложилось и теперь изменить подобный подход очень сложно. Более того, он даже формализован в "Этическом кодексе директоров музеев", в котором прописано, что продажа произведений искусств из коллекций может быть сделана только с целью купить какое-нибудь произведение искусства.
Я в этом вообще мало чего понимаю, в связи с чем возникают вопросы:
Все действительно так, как говорит Майкл или есть какой-то неучтенный нюанс, который тут не оговорен?
Как вообще так получилось, что музеи запретили сами себе продажу произведений искусства?
...Как обстоит эта ситуация у естественно-научных музеев? Могу предположить, что с продажей экспонатов там такая же ерунда, но по крайней мере в этих музеях идет какая-то научная работа по изучению имеющихся в них коллекций.
http://shvarz.livejournal.com/417153.html


Читатель больше не хочет приходить в пыльные интерьеры 1960-х годов, в которых поразительно другой формат взаимодействия библиотекаря и читателя.
Читатель постепенно уходит, а современные библиотеки и их новые пространства предназначены для игры. В каком-то смысле они приближаются к клубу, в котором происходит много событий. Главное, там можно читать не только сидя за столом, но и лежа. Пространство в данном случае становится главной интригой, которая организует структуру взаимодействия знаний.
...В ходе исследований библиотек и в Англии, и в Германии было выявлено, что в них проходит очень много разнообразных занятий, в том числе обучение тому, как взаимодействовать папам и мамам с младенцами после их рождения, как работать с пожилыми людьми и т. д. Очень интересны и формы социальной организации, поиск новых видов занятости. Библиотека и ее деятельность оказывается тесно сплетенной с жизнью местного сообщества и, по сути дела, начинает выступать как центр развития местного сообщества.
http://postnauka.ru/video/30233


Мутнеет глаз, объевшись пелены.
Он ловит кадр расплывчатый и блёклый.
Недостает чувствительности пленке,
и выдержки не хватит — не длины,

но долготы. Зрачки утомлены.
На них слоится время, словно бельма.
Глаз видит только рыхлые блины
на месте лампы и луны. Отдельно —

блины детей и, видимо, жены,
которые в шкафу отражены,
а не в его хрусталике прогоркшем.

Он видит шкафом ватное пальто,
а чуть поглубже — смутное ничто,
которое все больше, больше, больше.
http://strochkov.livejournal.com/175978.html


Вчера прочитал последнюю лекцию моего курса 'Plant Anatomy and Cytology' в University of Johannesburg. Всё! В следующем семестре у меня не будет занятий.
Для меня это настоящее событие, поскольку challenge был серьезный. Я никогда раньше не читал курсов в университете (всякая мелочь, вроде КСЕ и экологии в ВРФШ, не в счет). Тем более никогда не читал их по-английски. К тому же в другой стране, где весь учебный процесс организован иначе, чем в России, и не очень-то понятно как. Ну и у студентов иной кругозор. Еще меня пугали тем, что уровень студентов крайне низкий, что многие из них – выходцы из деревень, где чуть ли нет электричества. И культура другая, менталитет другой…
Сейчас можно сказать, что я справился, причем все оказалось не так уж страшно. Но поработать пришлось много. Подготовить лекции заранее я не мог, так как слабо представлял себе, чего от меня ожидает аудитория. Пришлось всё делать на ходу. С начала февраля по вчерашний день я жил в режиме жесткого перманентного дедлайна. Устал, но это позади. Ощущение, что защитил диссертацию. В следующем году будет легче.
Никаких серьезных ментлитетных отличий местных студентов от российских я не заметил. У меня на курсе около 60 студентов (кто-то приходил, кто-то уходил). Из них белых – человек 12 (любопытно, что почти все мальчики, только одна девушка – местная португалка), остальные чернокожие, причем явно из разных этносов (зулу, венда, свази и другие). Интересно, что нет ни одного индуса, хотя на кампусе их много (говорят, что они все идут на экономику). В своей массе студенты оказались вполне в состоянии воспринимать мой материал, человек десять им активно интересовались, задавали вопросы (часто очень толковые).
Замечу, что от остатков расизма (состоящих в том, что я все-таки испытывал некую напряженность в общении с неграми) я избавился в первые же недели. На цвет кожи собеседника стал обращать не больше внимания, чем на цвет одежды. Когда работаешь как негр, то как-то не до расизма :) С другой стороны, ни с каким «аппартеидом наоборот» я не сталкивался ни разу – ни в университете, ни вообще в стране.
В целом, студенты тут гораздо более ответственно относятся к учебе, чем в России. У них есть серьезная мотивация: образование тут все еще остается важнейшим социальным лифтом (а безработица 25%, между прочим), да и престиж естественных наук гораздо выше. Разумеется, ничто человеческое (вроде лени и раздолбайства) им не чуждо. Списывают иногда... Приятно, однако, что отношения с ними строятся как со взрослыми людьми: тут нет повального инфантилизма, свойственного многим российским студентам.
Серьезная проблема, с которой я столкнулся – это крайне слабая подготовка студентов по математике. ...Они это поняли на уровне алгоритма, но, конечно, не в моих силах было исправить все дефекты их школьной математики (многие из них не знают, сколько миллиметров в сантиметре, и не в состоянии умножать/делить на 100 без калькулятора).
...Вообще, работать в University of Johannesburg мне страшно нравится! Очень приятно, что к преподавателям и исследователям тут относятся как к центральным фигурам в университете, а не как к досадным довескам при администрации. Приятно и то, что мне не надо ничего согласовывать и утверждать у начальства ни по содержанию курса, ни по тематике исследований: мне доверяют, а всю полноту ответственности я беру на себя. Отношения с начальством чисто деловые и не занимают много времени; бумажек писать почти не нужно.
Еще страшно радует, что в отношениях между коллегами тут практически нет корпоративности, основанной на личной преданности – того «феодализма», которыми пропитана социальная ткань в российских научных коллективах. Тут все доброжелательны, готовы помочь – но не потому, что ты «свой», а просто потому, что ты человек. Главное, что требуется – это делать дело.
http://asafich.livejournal.com/112055.html
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments