Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


Все время ощущение войны - философской, методологической - на два фронта. Против рационалистической сушилки, выпаривающей из души жизнь, и против мифопоэтического и мистического размякания мысли. (Нигде не ставлю кавычки, потому что всё - метафоры).
Но это - первое приближение к смыслу (для меня) оппозиции. Более точно, если вывернуть: и в рационализме, логосности, и в поэзии мне любо предельное напряжение.
http://gignomai.livejournal.com/708177.html


Греки сдѣлали полноцѣнными богами только двухъ своихъ героевъ — одного за истребленiе рѣдкихъ видовъ животныхъ, другаго — за введенiе пьянства и алкоголизма. Не помню, писалъ ли объ этомъ.
http://philtrius.livejournal.com/1043822.html


Снова пытался помириться съ агліцкимъ, а то ужъ больно красивое слово dew, и снова ничего не вышло. Сядешь смотрѣть фильму, такъ жизни не будешь радъ. Сѵнтаксиса нѣтъ. Грамматики нѣтъ. Лексики нѣтъ. Фонетики нѣтъ. Не языкъ, чортъ на немъ пляши, а конструкторъ "Сдѣлай самъ". Актуализируется онъ, такъ сказать, на одну треть, а двѣ трети по ходу актуализаціи съѣдаются — и это при уже отсутствіи, замѣтимъ, у фонемъ всякой смыслоразличительной роли, поэтому чтобъ понять хотя бы bloody hell ([əiəə]), надо уже знать напередъ, что они вотъ это и скажутъ, и именно съ такой интонаціей, поскольку лишь интонаціей оно отличается, скажемъ, отъ damn you ([əiəə]) или bless you ([əiəə]) — то есть знать вотъ это, что у нихъ тамъ, гдѣ у насъ языкъ, куда лучше ихъ самихъ, а такихъ усилій оно не стоитъ, конечно же.
http://osyotr.livejournal.com/336264.html


У меня такое ощущение, что у молодёжи место анекдота занял демотиватор.
http://scholar-vit.livejournal.com/417423.html?thread=16700815#t16700815


Если нет идей о своём будущем, будешь обслуживать идеи о будущем чужом.
http://leonid-b.livejournal.com/1008192.html?thread=26812480#t26812480

Они сошлись: порвал и парус.
http://users.livejournal.com/_moss/1178933.html
Сферический Маугли, воспитанный дикими вакуумами.
http://users.livejournal.com/_moss/1178248.html
Tот, кто не лижет свои марки, будет лизать чужие.
http://users.livejournal.com/_moss/1185312.html


де-факто год 2015-ый становится последним в истории АПН – РАО. Без собственных научных структур РАО становится довольно бессмысленной организацией, единственная цель которой – сохранение традиции иметь руководящий Президиум и звания членов академии независимо от наличия или отсутствия реальных заслуг. Тезис «реформаторов » о том, что члены академий образуют «клуб экспертов» для оценки важных государственных решений, не убедителен. Во-первых, те примерно две с половиной тысячи человек, которые являются членами «государственных академий» - это многовато для клуба экспертов. Во- вторых, за последние 15-20 лет к мнению этих « экспертов» никто никогда не прислушивался, хотя весьма критических статей на разные темы отдельные «эксперты» напубликовали предостаточно. В-третьих, для проведения детальных экспертиз нужны соответствующие процедуры, а в первую очередь – невозможность принятия решений при отрицательных заключениях экспертных групп; над этим, похоже, никто не думал и думать не собирается.
...Поражает бесконтрольность и безответственность. В дореволюционной России на всех уровнях власти ежегодно публиковались отчеты о работе системы министерства народного просвещения. Ничего подобного в наше время не существует. Единственный пример экспертизы деятельности министерства анекдотичен: существует экспертный общественный совет при министре, собирающийся 4-5 раз в год на 2-3 часа.
...Неразрешимых задач нет – есть люди, которые не хотят или не умеют их решать. Таким образом, образование, наука, культура, ответственные за воспитание личности и подготовку специалистов, за развитие человеческого потенциала страны, сегодня стали ведущими факторами национальной безопасности страны.
...Вывод из сказанного крайне неутешителен: мы имеем дело с тремя порочными кругами. Во-первых, для того чтобы изменить ситуацию в образовании и педагогической науке к лучшему, необходима принципиально новая образовательная политика: от имитации активности к сущностным преобразованиям, от административно-командных методов к сотрудничеству Власти и Науки. Но разработка такого курса, требующего научного обоснования, упирается в неразвитость и неэффективность имеющихся структур педагогической науки. Во-вторых, нужна решительная перестройка всей системы образования, функционирования науки, системы управления. Но сторонники такой перестройки сегодня явно в меньшинстве как в «верхах», так и в «низах». Наконец, в-третьих, сложилась ситуация исторического цейтнота. С одной стороны, нужны решительные и оперативные меры, призванные остановить ускоряющиеся процессы деградации образования и науки. С другой стороны, эти системы неизбежно консервативны, быстрые их преобразования опасны, а позитивных результатов реформ приходится ждать долго.
Чтобы разорвать эти порочные круги, необходима политическая воля. Во избежание угрозы не слишком отдаленного летального исхода систем образования и науки в России необходима сложная и не лишенная риска операция.
http://expert.ru/2015/05/25/abramov/


В одной отрасли за другой сети начинают конкурировать с рынками, а открытые общие проекты — с частной коммерческой деятельностью. Microsoft, традиционная рыночная компания с жестким проприетарным контролем своей интеллектуальной собственности, оказалась не готовой к появлению Linux. Первая из множества открытых сетей, сообщество Linux, включает в себя тысячи программистов, которые работают вместе, посвящают свое время и знания исправлению ошибок и улучшению программы, используемой миллионами. Все изменения, обновления и улучшения, внесенные в программу, находятся в открытом доступе и бесплатны для всех участников сети Linux. Сотни глобальных компаний вроде Google, IBM, US Postal Service и Conoco присоединились к открытой сети Linux и стали частью постоянно расширяющегося глобального сообщества программистов и пользователей.
То же самое можно сказать и о таких крупных издательствах, как Britannica, Columbia и Encarta, которые традиционно платили ученым за подготовку научных статей для многотомных энциклопедий в твердом переплете, содержащих квинтэссенцию мировых знаний. Они не могли даже в кошмарном сне представить себе появления Wikipedia. Еще два десятилетия назад сама идея сотрудничества сотен тысяч профессиональных ученых и любителей со всего света с целью создания научных и популярных статей практически по любой мыслимой тематике, по каждой дисциплине без какой-либо платы и предоставления доступа к этой информации всем жителям планеты была немыслимой. Невероятно, но в английской редакции Wikipedia более 3,5 млн статей — почти в 30 раз больше, чем в Encyclopedia Britannica. Еще более удивляет то, что десятки тысяч человек выверяют фактографию и ссылки в этих статьях, доводя их точность до того же уровня, что и в традиционных энциклопедиях.
...Чтобы почувствовать, насколько распределенная, построенная на сотрудничестве модель бизнеса отличается от традиционной модели XIX и XX веков, посмотрим на Etsy, стремительно растущую, молодую интернет-компанию, которая встала на ноги менее чем за четыре года. Etsy была основана молодым выпускником Нью-Йоркского университета Робом Калином, занимавшимся изготовлением мебели у себя дома. Столкнувшись с отсутствием выходов на потенциальных покупателей мебели ручной работы, он объединился со своими друзьями и создал веб-сайт, на котором индивидуальные мастера всех специальностей и потенциальные покупатели могли находить друг друга. Сайт стал глобальным виртуальным демонстрационным залом, местом встреч для миллионов покупателей и продавцов более чем из полусотни стран, вдохнувшим новую жизнь в ремесленное производство — искусство, которое почти исчезло под натиском современного промышленного капитализма.
http://postnauka.ru/longreads/27838


Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.
...Предвидя подобную катастрофу, Д. Кэлхун при помощи коллеги доктора Х. Марден провел ряд экспериментов на третьей стадии фазы смерти. Из бака были изъяты несколько маленьких групп мышей и переселены в столь же идеальные условия, но еще и в условиях минимальной населенности и неограниченного свободного пространства. Никакой скученности и внутривидовой агрессии. По сути, «красивым» и самкам-одиночкам были воссозданы условия, при которых первые 4 пары мышей в баке экспоненциально размножались и создавали социальную структуру. Но к удивлению ученых, «красивые» и самки-одиночки свое поведение не поменяли, отказались спариваться, размножаться и выполнять социальные функции, связанные с репродукцией. В итоге не было новых беременностей и мыши умерли от старости. Подобные одинаковые результаты были отмечены во всех переселенных группах. В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях.
http://ethology.ru/library/?id=437

К обсуждению "Горя от ума" придумал мысль, что засилье "лишних людей" в русской литературе - последствие отмены обязательности службы для дворянства. Когда у человека все есть, а работать он не должен, тут у него и скука, и онегинский сплин, и печоринские страдания, и до того это доходит, что уж и девушки ему должны объясняться, а не наоборот. И где-то в перспективе обломовский диван.
http://arkthur-kl.livejournal.com/1428264.html


В науке места для антидарвинизма к началу XXI века не осталось. Дарвинизм в третий раз победил своих идейных противников, если считать первой победой торжество самого Дарвина, а второй — распространение СТЭ.
...Эта очередная победа дарвинизма, скорее всего, имеет две главные причины. Первая — появление в 1970-е годы новых теоретических концепций, трактующих эволюцию именно в классическом дарвиновском русле (Э. Уилсон, Р. Докинз). Вторая — огромный прогресс молекулярно-биологических методов, которые зачастую позволяют изучать эволюционные процессы в мельчайших деталях. Сейчас мы знаем о реальной эволюции уже столько, что вопрос, работает ли дарвиновский механизм, просто потерял смысл: ну конечно, работает (Марков, Наймарк, 2014). Такие альтернативные теории, как теория прерывистого равновесия Стивена Гулда и эпигенетическая теория эволюции М. А. Шишкина, до сих пор сохраняют хоть какой-то вес только потому, что они не отвергают классическую теорию Дарвина, а сохраняют совместимость с ней.
При этом было естественно ожидать, что поток данных, полученных принципиально новыми методами, рано или поздно вызовет пересмотр хотя бы некоторых классических представлений. Первым серьезным сигналом о таком пересмотре стало выделение эволюционной ветви Ecdysozoa, вылившееся в создание «новой филогении животных». Отметим, что одним из первых ученых, оценивших значение этого открытия, был французский генетик Андре Адутт (Adoutte, 2000). Еще через несколько лет достижения сравнительной геномики окончательно подтвердили (1) широкую распространенность горизонтального переноса генов между разными организмами и (2) роль вирусов в эволюции всего живого, настолько большую, что уже появилось понятие «вироцентризм» (Koonin, Dolja, 2013). Классическая эволюционистика сильно недооценивала оба эти фактора.
...Итак, спираль пошла на новый виток: Дидье Рауль отважно объявил дарвинизм устаревшим. Чтобы доказать это, он по по порядку подвергает критике семь ключевых моментов теории Дарвина: (1) естественный отбор, (2) борьба за существование, (3) совершенствование и сложность, (4) постепенность, (5) вертикальное наследование, (6) общий предок и (7) древо жизни. Посмотрим, что у него получается.
https://docs.google.com/document/d/1uACxl1gvdibdJ6WdAxoL0NsWQptJgijYc_ZO_zXP_gA/edit


Элла Панеях оповестила в ЖЖ, что опубликованы очередные результаты Евробарометра http://ella-p.livejournal.com/1088565.html?mode=reply#add_comment и сделала по этому поводу свои комментарии. Главный, на мой взгляд следующий (и у нее он стоит на первом месте). Цитирую:
«У жителей России с дикой скоростью растет количество социальных связей - с 2012 года чуть не вдвое (я убеждена, что этот процесс начался много раньше, году в 2005, но они только с 2012-го мерят). Это главная новость, и это настолько улучшает жизнь людей, что влияние всех проблем и трудностей, включая экономические, просто нивелируется этим трендом. Уровень ощущения общей защищенности и уверенности в своем будущем на рынке труда очень сильно связан с количеством социальных связей (ну, а как же иначе, если других источников защиты в стране нет). С ними же - уровень оптимизма и ощущение счастья».
Подробности из первоисточника пересказывать не буду – каждый может посмотреть сам. Важно, какие выводы (или гипотезы) можно вывести из этого факта. Мне видятся два варианта, которые из опубликованных данных понять нельзя.
1. Это молодежное явление, завязанное в основном на так называемую личную жизнь. Здесь огромную роль должны были сыграть смартфоны и планшеты, а также социальные сети. Ориентировочный возраст наибольшего развития – с 12 до 30 лет.
2. Это более серьезное явление кланово-мафиозного типа (эти слова я употребляю в безоценочном смысле). Это не обязательно криминал и преступность в общепринятом смысле этого слова, но все же подобные образования завязаны на освоение в свою пользу бюджетных денег, уклонением от уплаты налогов, различного рода «серая» экономическая деятельность. Ориентировочный возраст наибольшего развития от 20 до 50 лет.
Оба явления могут существовать параллельно или с возрастом перетекать из первого во второе.
http://belan.livejournal.com/188543.html


Представители Нью-Йоркского Университета пригласили для участия в своем исследовании женщин в возрасте 25-55 лет. И выяснили, что оральный секс делает женщин умнее.
http://www.medikforum.ru/news/health/sex/39824-oralnyy-seks-delaet-zhenschin-umnee-uchenye.html#ixzz3cimgvPkT
http://civil-engineer.livejournal.com/539923.html


- А я вотъ думаю: а почему серьёзность стала "звѣриная"? Кто-нибудь ещё можетъ себѣ представить человѣческую серьёзность, напримѣръ... или уже всё?
- Не всё, конечно. Можно встретить серьезных людей. Другое дело, что эта манера поведения сейчас "немодная", модно всё время шутить. - Интереснее, кажется, не моциональный настрой, а умение всерьез думать. Это встречается много реже. Принятое понимание "научного мышления" состоит в том, что наука - искусство экстраполяции, люди на пустом месте строят гипотезы,э тут же их высказывают по любому поводу пачками, наспех прикидывают возможные проверки и опаерируют гипотезами как теориями, все это вилами на воде. Я бы считал серьезным мышлением такое, которое как раз экстраполяцией и гипотезами не увлекается, полагая это последним делом, если уж припрет.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1942931.html?thread=104336787#t104336787


«Научность», «строгость», «трезвость» совпадают в этом направлении мысли с «разоблачением иллюзий» («нас возвышающего обмана»). В антропологии это означает, в конце концов, редукцию человека к «простейшим» функциям, а в теории культуры – сведение ее к «договорным» операциям с произвольными знаками. При этом сама первичность этих функций (по отношению к которым вся другая активность человека представляется лишь «сублимацией» или метафорой, символом низших – а следовательно, фундаментальных реальностей) на самом деле располагается за пределами доказательства. В частности, почему самое реальное расположено «внизу» – а не, наоборот, «вверху», что не вызывало сомнений ни у Платона, ни у Фомы Аквинского? Но поразительным образом недоказуемость основной предпосылки не рефлектируется. Видеть вещи в такой перспективе представляется «естественным» (что в действительности значит: привычным, и привычным с определенного времени).
За «научным дискурсом», претендующим на совершенную прозрачность, чистоту от идеологических, моральных и тому подобных предвзятостей, в реальности стоит очень определенная (хотя и не эксплицируемая) моральная и, посмею сказать, догматическая установка и уж несомненно – эмоциональная характерность.
http://www.olgasedakova.com/Moralia/271


А сегодня же день смерти Генриха Молодого, одного из беспутных детей Генриха II Английского. Он умер, не зная, что смерть его послужит основанием для датировки "Илиады" Иосифа Эксетерского. Спроси себя, юзернейм: смогу ли я умереть с такой пользой для гуманитарных наук?
http://roman-shmarakov.livejournal.com/770192.html


Если на утверждение "это хорошо", человек отвечает вопросом "для кого хорошо?" можете быть уверены — ничего хорошего вы с таким человеком не сделаете. Ни для кого.
http://mevuelvoguajiro.livejournal.com/384751.html


А сейчас я решил по своей привычке перебрать мыслимые представления о том, что двигало строителями "больших стран", империй. По-моему, есть три рода объяснений:
1. Властолюбие правителя, вождя, и его команды. Так обычно объясняют либералы.
2. Корысть, жажда кологиального грабежа. Излюбленное объяснение марксистов и близких к ним.
3. Стремление распространить свою культуру, ценности, образ жизни. Религиозное (в широком смысле) обоснование экспансии.
Я-то считаю, что в реальной истории действуют все три фактора. Хотя и в разной мере в разных историях.
Почему-то хочется процитировать концовку "Чука и Гека":
"Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".
Ну да, безбожная идеализация, то бишь ложь, да, писано в эпоху Гулага. Но как сказано!
http://gignomai.livejournal.com/708483.html


Воспитатели получают 35500 в месяц. Работа с 8 утра до 8 вечера через два дня.
Есть еще помощники воспитателей, дневные и ночные – опять-таки у старших мужчины, у младших женщины.
Учеба. «Гениев среди этих детей мало, тяжелая наследственность. Стараемся развивать, но если не удается добиться успехов в развитии интеллекта, то для развития художественных способностей и тела пределов нет, все оказываются в чем-то выдающимися».
Множество форм дополнительного образования – музыка, художества, спорт. Оркестр народных инструментов славится. Конно-спортивная школа. Обо всем этом позже.
Очень низкая мотивация детей, ничего не хотят. Для стимулирования – своя «валюта», топорки (по названию деревни и неофициальному названию интерната - Топорково)
http://gignomai.livejournal.com/707716.html


Но вообще, за открытый взгляд в метро могут и побить. Помню, как ко мне подходили какие-то мордовороты и спрашивали — какие проблемы? А я просто на всех смотрел.
http://submissa.livejournal.com/643568.html


Беда с биографическим жанром в том, что понимать жизнь человека могут только социально близкие, а социально близкие предмету исследования редко становятся исследователями.
http://users.livejournal.com/_niece/319874.html


Стандартная история: немцы (Боте, Гейзенберг) не сделали атомной бомбы потому, что неправильно измерили поглощение нейтронов графитом, не догадавшись, что тот содержал примеси бора. В результате они заложились на тяжелую воду, и весь их проект сразу пошел наперекосяк. Почему? - а хрен его знает почему.
Это общеизвестная часть.
...Откуда бор в угле? Он проникает из осадочных пород вокруг пласта. Откуда он в этих породах? Из морской воды. Чем определяется концентрация бора в морской воде? Ее соленостью: чем выше соленость, тем выше концентрация бора. Концентрация бора определялась локальной соленостью воды в каменноугольном периоде, когда шел процесс образования углей. В некоторых местах процесс шел в устьях рек, где соленость была низкой; в других - в солоноватых болотах, как сегодня вокруг Мексиканского залива. Где-то море быстро покрывало залежи, где-то шло поднятие, они оказались лучше изолированы. В Америке, по счастливому стечению обстоятельств, есть залежи угля в пенсильванских Аппалачах с аномально низкой концентрацией бора в доли ppm. Такой уголь - очень большая редкость. Например, в Канаде (огромная страна) месторождений много, но такого угля нет. Он есть в Англии, Австралии, в Южной Америке, еще в нескольких местах. В материковой Европе его нет; в немецких же месторождениях его либо десятки ppm (на западе), либо сотни (на востоке).
Заказав от балды графит в Европе, невозможно получить материал даже близко по свойствам к ядерному графиту. А в Америке - возможно, пусть не самого лучшего качества, и после некоторого перебора возможностей. Таким перебором можно установить в чем проблема, где источник бора и т. п. Установив, уже достаточно легко понять, как понизить концентрацию бора термической и химической обработкой (галогенированием). После этого уже не важно, какой уголь. И для всего этого необходим чувствительный метод определения бора.
* * *
Кроме всем известных причин, почему американцы смогли построить реактор, а немцы - нет, есть еще и такие, которые мой бедный разум едва способен вместить. Это не просто везение, а везение фантастическое, требующее наслоение одной невероятности на другую и охватывающее историю двух континентов на сотни миллионов лет.
- Лучше бы ни у кого не получилось. (С) Неизвестный житель Хиросимы
- Лес рубят - щепки летят. Уж кто подобное заслужил своей жестокостью - так это японцы.
http://shkrobius.livejournal.com/529565.html


Растяпинский завод взрывчатых веществ
(реально существовал, в Нижегородской губернии)
http://filin.livejournal.com/1715462.html


Гуляли по центру, мимо книжных развалов, которые по-хорошему стоило бы перебрать неравнодушному человеку и посжигать большую часть. Но неравнодушный человек считает такое кощунством, вот мусор и существует. Маяковский в двенадцати томах — по десять рублей за том, первого нет. Ю взяла Токареву — она и вправду хорошая, но мне сейчас кажется, что бумажные книги нужны в очень редких случаях.
http://submissa.livejournal.com/642169.html


Человек, как любое биологическое существо, прошел длительный путь своей эволюции. В принципе, этот путь можно начинать отсчитывать с докембрийских времен, буквально начиная с бактерий, с РНК-вого мира.
http://postnauka.ru/faq/13236


Первая иезуитская школа возникла в 1548 году. Ко времени смерти основателя ордена Игнатия Лойолы в 1556 году их было 33 и готовилось открытие еще шести. И дальше – лавинообразный рост: 150 в 1581, 245 в 1599 (год появлении Ratio Studiorum), 441 в 1626, 669 в 1749. Развитие было катастрофически прервано в 1773 г. в связи с запрещением деятельности ордена (школв оставались лишь в немногих уголках мира, в том числе в Российской Империи, в Белоруссии). В 1814 году Общество Иисуса было полностью восстановлено в правах и иезуитское образование стало восстанавливаться. Но медленно, на прежний ровень вышли только к 1930 году. К 1960 году всего в мире было 4059 иезуитских школ с общей численностью учащихся 938436 человек.
...Ниже я называю основные принципы иезуитской педагогики, отвлекаясь от религиозной составляющей, чтобы иметь возможность оценить их применимость в светских образовательных учреждениях.
1. Единство воспитания и образования, предмет педагогики – человек в целом, все стороны его жизни.
2. Индивидуальный подход к каждому ученику, основанный на внимании ко всем деталям его поведения и состояния, на задушевности отношений с ним, на знании его семьи и окружения. В иезуитских школах прошлого этому знанию способствовали поощрение доносов, контроль над корреспонденцией учеников и, разумеется, исповедь.
3. Воспитывать должно всё и во всякий момент жизни ученика. Отсюда – установка на то, чтобы все, чем занимается ученик подбиралось и строилось, чтобы воспитывать. И максимальное участие педагога в жизни учеников, включая отдых и развлечения.
4. MAGIS (лат. больше) – императив стремления к совершенству, выдвинутый самим Игнатием Лойолой: каждый ученик должен добиваться максимальных успехов, на которые он способен.
5. С предыдущим тесно связана культивируемая в иезуитских школах соревновательность, опора на честолюбие. В прошлом широко использовались как различные формы поощрения успешных, так и унижение ленивых и нарушителей порядка (позорные колпаки и скамьи). Телесные наказания с самого начала иезуитских щкол занимали в них очень малое место, предпочтение отдавалось убеждению и примеру.
6. Поощрение и развитие социального активизма, сострадания обездоленным и готовности им помогать. Студенты иезуитских университетов много занимаются социальной работой.
В обучении:
7. Антипрагматизм. Центральное место artes liberals «свободных искусств», т.е. гуманитарных дисциплин (латинское название – от того, что владение ими было в античном обществе принадлежностью свободного человека). К свободным искусствам относилась и математика, но ее место мыслилось иезуитами более скромным (см. обоснование в прилагаемом тексте). Более конкретно: обучение древним языкам и на материале классиков литературы, философии и истории, античных и позднейших. Помимо овладения языком и мастерством изложения мысли, изучение классиков давало воспитанию образцы добродетелей.
8. Развитие мышления в процессе анализа текстов и в широко практикуемых обсуждениях и дебатах.
9. Развитие способности к самостоятельной умственной работе. Этой цели служит специальный прием – prelectio (лат. предварительное чтение): материал, который предстоит изучать на уроке, предварительно прочитывается учеником. На обсуждаются трудности и сделанные выводы.
10. Развитие eloquentia (красноречия) путем сочинения, участия в дебатах и театральных постановках.
11. Постоянное упражнение.
Хочу отметить два радикальных отличия от большинства вариантов современной "гуманной педагогики" (например, вальдорфской, знакомой мне по Таниной школе):
1. Акцент на формирование (formatio - наиболее часто повторяемый термин) в противоположность созданию условий для свободного саморазвития (у штайнериацев так просто можно встретить, что неизвестно кто кого учит и воспитывет, дети, мол, мудрее нас).
2. Соревновательность, которую очень не любят "гуманисты" (даже отметки не ставят, чтобы избежать сравнения и соперничества).
http://gignomai.livejournal.com/707129.html


На самом деле Дамблдор - полная, разительная противоположность Гэндальфу. Гэндальф исходит из того, что всякий человек свободен, и даже прогнивший насквозь человек способен совершить неожиданный поступок, «к добру или к худу». Дамблдор выстраивает сложнейшую, многоступенчатую интригу, основанную именно на том, что все задействованные в ней фигуры абсолютно предсказуемы.
...Чем очевиднее становится великий замысел Дамблдора, тем больше он напоминает, знаете, эти популярные в сети видеоролики, где шарик падает, катится по желобу, толкает рычажок, рычажок подвигает гирьку, и дальше совершается стопиццот взаимосвязанных событий, приводящих к заранее предвиденному результату. Эти ролики восхищают нас именно потому, что мы отдаем себе отчет, как сложно было заранее рассчитать, чтобы все произошло именно так, как задумано (и сколько неудачных попыток предпринял автор, прежде чем у него наконец-то все получилось). И это при том, что в ролике задействованы очень простые вещи, поддающиеся сравнительно несложному расчету: шарики, планочки, гирьки, рычажки... Дамблдор собирает подобную же систему из живых людей, рассчитывая, что в нужный момент у него все сработает так же четко и согласованно. Это при том, что каждый живой человек - сам по себе система, неизмеримо более сложная, чем эти стопиццот желобков и противовесиков.
... Дамблдор, однако, пребывает в уверенности, что все пойдет именно так, как он задумал. Все шарики прокатятся по нужным желобкам, нужные крючочки зацепятся за нужные ниточки, и груз упадет точно в приготовленную для него чашу строго в отведенное время.
Гэндальф ни на что подобное даже и не рассчитывает. Несмотря на то, что он, на минуточку, все-таки бессмертный майя. Гэндальф делает все, что в его силах, чтобы добиться нужного результата, оставляя остальное на волю судьбы - или, точнее, того, кто ею управляет. Поэтому цепь событий во «Властелине Колец» выглядит как ряд закономерностей, перемежаемых удивительными случайностями (которые вовсе не случайны для тех, кто понимает). Дамблдор же, простой смертный, ведет себя так, будто все события - включая, разумеется, те самые «чудесные случайности», - ему заранее известны и предсказуемы наперед, даже год спустя после его смерти. Это, граждане, не мудрость и не прозорливость: такая штука называется «гордыня»
http://kot-kam.livejournal.com/1362052.html


«Я вспомнил два высказывания Берия Л. П., которые характеризуют его как авантюриста. В конце 1952 года по возвращении из командировки я в числе других работников был в кабинете у Берия Л. П. в Кремле. Во время обсуждения одного из вопросов стала обсуждаться одна кандидатура, и в процессе обсуждения кто-то сказал, что этот человек (чья кандидатура обсуждалась) работает не за страх, а за совесть. Берия Л. П. серьезно заметил, что «нет людей, работающих за совесть, все работают только за страх». Меня это высказывание Берия Л. П. настолько поразило, что я на том же совещании сказал ему: «Как же так, ведь советские люди работают из-за убеждений, из-за совести». На это Берия Л. П. мне сказал, что я не знаю жизни.
В 1953 году, месяц не помню, но было это до награждения работников КБ-1, в кабинете Берия JI. П. было совещание, на котором был я, Владимирский, Щукин и другие. На совещании обсуждался какой-то этап нашей работы, и во время обсуждения Берия Л. П. сказал примерно следующее: авантюрой является то, что не подготовлено. Если подготовить любое дело, то оно из авантюры переходит в реальность. Подробно его высказывание я привести не могу, но смысл именно был такой».
http://giterleo.livejournal.com/198390.html


- В condensed matter величайший из живущих теоретиков - бесспорно, Фил Андерсон. Из активно работающих сейчас... ну, не знаю. Таких, чтоб подавляли своим величием при встречах (как подавлял умерший недавно Ларкин), боюсь, уже не осталось.
Когда прекратился концептуальный прогресс? На мой взгляд, где-то в 60-е - в 70-е. Но, может, что-то такое вызревает, прямо сейчас, слишком огромное, чтоб оценить в процессе зарождения... Сужу, скорее, по тому, как люди измельчали. Были ведь еще сравнительно недавно, помимо перечисленных - Швингер, Бете, Пайерлс, Мотт, Вигнер...
- Интересно, что Ваша оценка момента прекращения концептуального прогресса в физике практически совпадает с моей - в математике. 40-60-е в математике - фантастическая эпоха, сравнимая с созданием теории отностительности и квантовой механики, примерно с 75-80-го все идет на спад. По большей части, изобретательные честолюбивые люди решают трудные задачки методами, созданными в ту эпоху. В последние лет 10 становится все более модным и престижным просто решать трудные задачки, почти элементарными методами, игнорирующими развитие 40-60-х. Нет новых крупных проблем, могущих служить движищей силой развития.
Интересно, как обстоит дело в биологии. Возможно, работы Фрэнсиса Крика около 70-го - последние концептуальные работы.
И как же мы дошли до жизни такой? Все талантливые люди ушли в финансы?
- Как дошли до жизни такой? У Дирака есть фраза про двадцатые-тридцатые годы 20 века: То было время, когда даже второсортный физик мог сделать первоклассную работу, в то время как сейчас даже первокласному физику трудно сделать хотя бы второсортную работу. Видимо, внутренняя логика развития науки. Не все коту масленица. После героического периода наступает время разгребания и инвентаризации. Подыстощились богатые жилы, надо просеивать породу с меньшим содержанием золота... А может, конечно, и не так. Не уверен ни в чем.
- Про то, как дошли до жизни такой в физике, мне трудно судить. В математике, мне кажется, произошла пара "сдвигов второго рода" в смысле Вигнера - переход в другие области. Правда, механизм был невигнеровский, а скорее чисто социальный.
Один сдвиг, начавшийся как раз 70-е - это повышение интереса к задачам, на которые навешен ярлык "сделано в физике". С появлением струн и зеркальной симметрии это стало едва ли не доминирующим направлением...
Второй сдвиг - рост престижа задач, основная мотивация для решения которых - это то, что они очень трудны и очень давно поставлены. Т.е. спортивная мотивация.
- ...В математике "сделано в биологии" - ключ к деньгам. Почти все является стопроцентным шарлатанством.
...Я подозреваю, что причины "остановки" лежат вне науки. Я снова перелистал эссэ Вигнера "Пределы науки" - получается, он предвидел то, о чем мы сейчас говорил. Интересно было бы понять, в какой мере его объяснения оказались правильными.
Вот одно из них.
"... жажда облегчить участь человечества, умножить его силы... - традиционные черты ученых, но они ослабевают по мере того, как человек все более полно подчиняет себе стихии и сознает, что экономическое благосостояния обеспечивается не столько производством, сколько организацией."
Мне кажется, что эта идея (про организацию) начала пускать корни в 50-е и окончательно победила в 70-е. Скажем, США администрация Линдона Джонсона официально объявила о построении (хорошо знакомой нам) научно-технической базы коммунизма (другими словами). Осталось наладить организацию и перераспределение. Те, кого интересует организация - идут в финансы, кого перераспределение - в политику. Наука остается чудакам, который по счастливому стечению обстоятельств не приобрели отвращения к ней в школе и сохранили интерес к ней хотя бы на пару десятков лет.
http://flying-bear.livejournal.com/625266.html


Впрочем, есть и такая фигня: познаваем (доступен познанию) тот объект, коий равномощен субъекту познания.
Почему человек может надеяться на познание Бога? - потому что оный сотворён Богом по своему образу и подобие - и в этом смысле равномощен ему.
Почему "мудрец познаёт мир, сидя в своём палисаднике"? - потому что все они - "мудрец" (если это мудрец), "палисадник" (если это палисадник) и "мир" (если это мир) - в сущности (в пределе) - одно и то же. И каждый глядит в другого, чтобы познать его - т.е. (в пределе) себя.
Так что тут не до "различения" ...
И это уж точно "издевательство над наукой" - в её нынешнем технологическом понимании - но не в смысле "звериной серьёзности", а в смысле - " а пошло оно всё, коли оно такое..."
...Тут мы пожалуй мы поставим многоточие. Ибо в стороне вопроса остался фундаментальный пункт: наука - это "технология" (умею как) или "знание" (понимаю что)?
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1942931.html?thread=104362387#t104362387
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments