Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


Заглянул у Даля в статью "Муза". "Родовое или семейное название бананника, в переносном значении - художнический дар".
Кабаньи тропы русской полисемии.
http://roman-shmarakov.livejournal.com/783256.html


Если смена культурных парадигм повторится, то лет через 10-15 у нас должна появиться новая, блестящая фантастическая литература, причём на совершенно пустом месте, как полноводный родник, внезапно забивший в иссохшей пустыне (к тому времени перестанут писать те немногие талантливые авторы, которые остались от предыдущей волны Культуры-1, а те хорошие писатели, которые появятся в фантастической литературе, будут уходить в большую литературу, понимая всю бесплодность существования в рамках своего родного жанра). И у кое-кого из нашего поколения есть шанс дожить до этой новой счастливой эпохи (при этом, понятное дело, хочется надеяться, что следующая смена культурных парадигм в России пройдёт мирно и не будет связана с революцией и гражданской войной, как в 20-е). Всё это, разумеется, при условии, что цикл смен культурных парадигм в России продолжается, но судить об этом можно будет только постфактум, сейчас мы можем лишь ждать и надеяться. Хотя пока что схема, описанная Папперным, работает как часы, практически во всём, вплоть до мелочей.
http://olnigami.livejournal.com/303051.html


Даже если физики и математики что-то доказывают примерно одинаково, то располагают это в разном порядке. Так, математик сначала формулирует результат в виде теоремы, а потом её доказывает. Физик же делает вывод, а результат этого вывода (или теорему) формулирует потом.
В.П. Маслов "Квантование термодинамики" (2000)
существует некоторый феномен взаимного непонимания: текст, написанный в строго логической манере, понятен представителям точных наук и непонятен искусствоведам, и, наоборот даже заведомо глубокий искусствоведческий текст кажется инженерам и физикам лишённым серьёзного содержания.
Этот эффект взаимного непонимания становится совершенно понятным, если предположить, что две категории читателей, которые условно назывались искусствоведами и инженерами, привыкли мыслить по-разному. Первые мыслят образами, их нечёткими взаимными связями, перетеканием одного образа в другой, для описания которых логика с её строгими рассуждениями совершенно излишня и даже вредна, поскольку пытается разложить всё «по полочкам». Вторые не мыслят себе ничего не связанного в строгие логические цепочки. Только такая логически обоснованная аргументация кажется им и убедительной, и понятной. Если этого нет (а в первом случае логика оказалась ненужной и даже вредной), то высказывания воспринимаются ими как лишённые смысла, хотя это вовсе не соответствует действительности.
Б.В. Раушенбах "Поиск решения в задачах математического характера" (1994)
http://timur0.livejournal.com/270552.html


А на Трех вокзалах такой пронзительный ветер: прохватывает насквозь! Меня аж колотило на перроне, пока на выход шел: в моей Лоси не так почему-то было, я там не замерз совсем, пока бродил, а тут просто невероятно холодно было на перроне! Впрочем, это неважно. Важно другое я заметил: дети с ранцами бегут в школу: мальчишки в одних рубашках, девчонки с голыми коленками – да маленькие, совсем еще начальная школа, а я иду и мечтаю о тулупе и шапке с ушами. «Что это значит?», — подумал я и вдруг понял: а это значит, что я становлюсь старый. И, кажется, им уже почти стал. Такие дела, ребята.
http://sasha-bor.livejournal.com/931797.html




http://tanjand.livejournal.com/1491881.html


Все-таки наука - вещь полностью самодостаточная. В том смысле, что ей не нужен никакой "высший" смысл, кроме нее самой.
http://mon-kassia.livejournal.com/1680084.html


автор отмечает, что концепция риска так прочно вросла в медицину, что кажется от нее неотделимой, и даже любители родов дома или других альтернативных способов времяпрепровождения не видят этой штуки, аргументируя, что риск для матери и ребенка при родах дома вовсе не выше (или выше, но пофигу), то есть споря с медициной на ее языке. Это совершенно так, и мне довольно печально, что многие мои коллеги совершенно не осознают этого, хотя мы все живем в этом и производим это же. Согласитесь, есть что-то гротескное в картине: все эти сотни тысяч и миллионы женщин ходят в поликлинику десятки раз за беременность, меряют давление и сдают мочу, чтобы уменьшить риск смерти, (который на самом-то деле в наше время довольно мал, намекает автор, забывая сказать, что теперь уже нет никакого "на самом деле", по крайней мере в западном мире, и мал он или велик - нам не очень-то известно).
http://tannenbaum.livejournal.com/143601.html


Dictionary of the History of Ideas
http://xtf.lib.virginia.edu/xtf/view?docId=DicHist/uvaBook/tei/DicHist3.xml;brand=default;


Япония отказывается от гуманитарных наук как от ненужного знания. Закрыть соответствующие факультеты распорядилось Министерство образования. Указание о пересмотре учебной программы получили 60 национальных университетов. Министерство образования Японии пояснило в документе, что учебным заведениям следует сконцентрироваться на «науках, более соответствующих потребностям общества».
...Истоки проблем системы образования Японии следует искать в демографическом провале. Население страны стремительно стареет, а молодежи мало, состоятельных семей, способных оплатить обучение студента, еще меньше.
...Отказ от гуманитарных дисциплин не касается ведущих вузов Японии с хорошим рейтингом и высоким конкурсом на студенческое место. У них и с бюджетом все в порядке, и автономный статус позволяет игнорировать некоторые рекомендации Минобра. Закрывать факультеты придется провинциальным университетам. Правительство продвигает политику социального заказа на специалистов. То есть учебное заведение должно выяснить, каких профессионалов не хватает на локальном рынке, и заняться подготовкой таких кадров. А нужны, как правило, люди, которые умеют что-то производить.
http://irin-v.livejournal.com/1167910.html http://www.kommersant.ru/doc/2812123


на Декарта процесс над Галилеем произвел очень сильное впечатление и он решил создать «теологически безопасную картину мира». Однако Декарт не понимал главного в методологии Галилея. Дело даже не в «коперниканстве», т.е. не в принятии какой-то конкретной теории, а самом методе исследования. Вот мы изучаем движение падающего камня. Какой у Галилея был метод? Построение идеализированной модели явления.
В данном случае – движение материальной точки в безвоздушном пространстве. И, когда мы изучаем эту вымышленную, идеализированную ситуацию, мы открываем закон равноускоренного движения (s = at2/2). А дальше – вводим поправки (на сопротивление воздуха и т.д.). Декарт не соглашался с таким подходом. Как так? Какие поправки? Тело движется в воздухе, вот и надо изучать это движение, а не «замещать» его выдуманными ситуациями! Декарт надеялся открыть «настоящий» закон, применимый к реальной ситуации. Промучился много лет, но так ничего и не открыл.
http://polit.ru/article/2015/09/13/dmitriev_lecture/ http://sergius-v-k.livejournal.com/317507.html



http://sol-blackhands.livejournal.com/227944.html


Третье: чем раньше, тем лучше - но в принципе это правило действительно на любой стадии - смотрите, кем вы себя окружаете, и с кем имеете дело. У этого мужика была ситуация, когда все было очень плохо, и для решения самых страшных проблем нужно было всего пару тысяч евро. Мы знаем, что для некоторых людей это настолько незаметные копейки, что даже говорить не о чем. А для других, в определенные моменты жизни - просто не понятно где взять - от слова "совсем". У него на тот момент было более 100 человек, которые числились в друзьях или приятелях. Это были люди, которые регулярно звонили, ходили в гости, с которыми он вместе работал. И он из обошел всех, просил денег, и все дружно отказали. Обосновывая это чем угодно: Мне самому сейчас плохо" и.т.д. Он посчитал, что дай ему каждый из них 20 евро, проблемы бы решились. И вот когда все уже прошло, этот человек как-то выбрался, позже проходил психотерапию, психотерапевт сказал: "Слушайте, ну что это за друзья у вас такие! Вы все же посмотрите, с кем вы водитесь! И подумайте - почему! При вашей общительности, можно же дружить с кем угодно, с разными людьми, почему вы себя окружили именно такими?!" Это был интересный вопрос. Сотня друзей - и ни один из них двадцатку дать не готов? А ведь притянуть сто человек у него общительности хватило. Почему именно они? Сейчас у него друзьей и приятелей намного меньше, но это совсем другие люди.
Это не означает, что надо выбирать друзей именно по такому параметру: дадут ли они мне денег, если у меня будут проблемы. Но в целом плохо, если осматриваешься вокруг, и понимаешь, что все твои друзья - лузеры, живущие за гранью бедности, либо оболтусы, которые вообще не известно как живут. Либо на самом деле не считают тебя другом даже близко.
http://miumau.livejournal.com/1972203.html



Чуваки сделали напольный работающий Солярис:
http://www.fastcodesign.com/3050865/this-glowing-vat-of-goo-can-read-your-mind#3
http://savelab.org/index.php/ru/projects/12-solaris
http://laiska.livejournal.com/1266418.html http://savelab.org/index.php/ru/projects/12-solaris


Десятки фильмов, сотни книг - сабельный бой видели все. Но на самом деле они видели балет. Красивый. А вот как это примерно выглядело на самом деле:

- Шляхтич без сабли подобен шляхтичу с саблей, но только без сабли, однако как будто с саблей, которой у него нет, но и без неё он как с ней.
- — ...Солдат, не имеющий спичек, является... является... Ну?
— Осмелюсь доложить, является без спичек,— подсказал Швейк.
http://szhaman.livejournal.com/1720209.html


- Десятки лет лучшие умы преследовали небеса просьбами - хочу, мол, жить в глухой провинции у моря. Что же, - сказал ангел. - Ладно. Не понимаю, но раз клиент хочет - сделаем. Страна вздрогнула, глаз истории отвернулся испепелять иные страны, и в наступающих сумерках зашумело подступающее море забвения.
- "Святой Мика! [...] Чьи это стихи?"
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1954361.html?thread=105473337#t105473337


Узнал сегодня выражение "чайка-менеджмент". Это когда начальник прилетает, кричит, срёт и улетает.
http://civil-engineer.livejournal.com/567215.html


Я догадываюсь, зачем в Японии сняли (нарисовали, выпустили, сняли, пересняли, и так и сяк обмусолили) «Тетрадь Смерти» (“Death Note”). Затем, чтобы молодёжь научилась писать. Чтобы учились писать нормально, зубрили иероглифы. Ведь если хочешь записать имя в Тетрадь Смерти, надо нормально всё написать, не ошибиться. Нельзя хрен знает какие элементы туда лепить и черты писать неправильно.
Надо что-нибудь аналогичное придумать и на русской почве. Бешеное по популярности среди подростков, мрачное, готичное, но стимулирующее грамотность. Что бы это могло быть?..
- Например: в закрытой секретной школе (как водится) таинственные то ли злобнецы, то ли добрецы (но, в общем, всяко молодцы) куют из одарённых подростков Корректоров - людей, способных, взаимодействуя с особым, ээ, планом бытия, буквально силой слова менять текущую реальность или даже переписывать историю. Ключевой момент: магия слова требует безупречного обращения с речью 24/7, от этого напрямую зависит сила или даже судьба Корректора. Если его устная или письменная речь так или иначе не согласуется с литературной нормой той точки времени-пространства, в которой он находится (или на которую хочет воздействовать), он может ослабеть как маг, полностью потерять свою способность на некий срок или навлечь на себя какую-то иную беду. В силу этого Корректоры вынуждены обращаться с речью совсем не так, как обычные люди, и их (особенно подростков), в принципе, можно рано или поздно вычислить по манере - чем, разумеется, активно занимаются те, кого не устраивает существование и деятельность данной разновидности иксменов. Экшн, экскурсы в историю языка и литературы, личная драма подростка, который не может "вписаться", трагическая смерть из-за -тся и -ться.
http://willie-wonka.livejournal.com/632464.html


Русское письмо не имеет ничего общего с ни с японским, ни с китайским и внешне напоминает американское. Но даже американцы не понимают то, что написано по-русски.
http://nyka-huldra.livejournal.com/11620063.html


Один из вопросов, задающихся сторонниками простого понимания 1 главы книги "Берешит": а кто сказал, что законы природы всегда были такими, каковы они сейчас? Может, в первые шесть дней творения 5756 лет назад они были такими, что - вжик! - образовалась вся Вселенная, а потом пришли к своему теперешнему состоянию, в котором и существуют с первого шабата? И какое право мы имеем экстраполировать нынешние законы, по которым миру около 14 млрд лет, в такое далёкое прошлое?
До недавнего времени на этот вопрос не было экспериментального ответа. Десять лет назад появился один ответ, а год назад - второй.
1. Исследования природного реактора в Окло были использованы для проверки вариации фундаментальной физической константы — постоянной тонкой структуры ? — в течение последних 2 млрд лет. Малое изменение ? вызвало бы существенное изменение скорости некоторых ядерных реакций. В частности, резонансный захват теплового нейтрона ядром 149Sm с образованием 150Sm перестаёт быть возможным уже при небольшом изменении ?. Измерение относительного содержания 149Sm/150Sm в минералах Окло позволило установить, что в пределах экспериментальной погрешности значение постоянной тонкой структуры было тем же, что и в наше время.
2. По результатам эксперимента, длившегося семь лет, был сделан вывод, что отношение масс протона и электрона не имеет никаких заметных изменений с относительной погрешностью в несколько единиц 10 в минус 16 степени. Это означает, что если изменение данного отношения все же есть (и мы не можем его заметить в силу погрешности измерений), то оно происходит менее, чем на миллионную долю за время существования Солнечной системы (около 5 млрд. лет).
http://nomen-nescio.livejournal.com/1325537.html


Тажуризина [254], у нее трагедия. У нее разочарованность в атеизме. Что такое а-, это всякий дурак знает, а вот что такое –теизм? Она теперь убеждается, что должна это узнать. Я читал ее книгу о Кузанском, некоторые главы, и ты знаешь что? Сказать, что книга неплохая, это будет отзыв на три с минусом, а назвать достижением будет уже четыре с минусом. Так вот, это достижение. Человек из такой грязи, из такого хлама вышел к Николаю Кузанскому. Конечно, мрачное начало ее работы оставит след, потому что атеизм оставляет след в душе, тягостный…
http://0nomatodox.livejournal.com/36619.html


Шредингеровский кот - это, собственно, о чем? О том, что классическая система (кот) может быть поставлена в такие условия, когда ее дальнейшее существование определяется квантовым событием (распад ядра радиоактивного изотопа). И тогда, несмотря на размеры и кажущуюся сложность котосистемы, нужно пользоваться законами микромира.
Но ведь и общество может быть поставлено в такие условия, когда его дальнейшее существование определяется происходящим в голове одного человека. И тогда, несмотря на размеры и кажущуюся сложность системы, пользоваться нужно не социальными законами, а психологическими.
А потом "друг Вигнера", пользуясь инсайдерской информацией, расскажет внешнему миру, жив кот или мертв. Или не расскажет.
http://flying-bear.livejournal.com/2069257.html


Люди начали самовыражаться.
Делать то, что они хотят.
Кто-то - брать в аренду землю, кто-то - красить волосы в оранжевый цвет.
И при этом - удивительное дело - оставаться пусть и противоположными - но полюсами одного единого целого.
Это было время возможностей.
Общество было объединено каким-то общим вектором развития в этом своем Диком Западе лихих девяностых.
Ощущение, напрочь утерянное сейчас.
Вот чем характеризуются те года для меня.
Тогда у нас впереди было - будущее.
Неизвестно какое, но - будущее.
А сейчас у нас впереди - только прошлое.
http://ainrex.livejournal.com/442207.html


http://mynoise.net/NoiseMachines/catPurrNoiseGenerator.php
Cat Purr Noise Generator
http://ru-cats.livejournal.com/25579205.html


В ранней молодости на меня очень сильное впечатление произвела одна популярная статья (конечно, я, неблагодарная скотина, не помню ни названия, ни автора, вообще ничего - в одной из маленьких брошюрок, издаваемых обществом "Знание"). Там говорилось, что физики лезут в биологию, так вот, ребята, не надо, это безнадежное дело. Если вам интересно происхождение сложных структур - начните с металлургии, там этих структур навалом, но там, в отличие от биологии, есть шанс что-то понять. Я этому совету последовал, вполне буквально, и, действительно, после десятилетий (буквально!) работы - конечно, не только в этой области - что-то смутно забрезжило. Насчет металлургии.
А как люди осмеливаются заниматься биологией, для меня вообще загадка. Наверно, в молодости не понимают, за что берутся, а потом уже привычка вырабатывается.
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1954744.html?thread=105495224#t105495224


Для меня же наиболее неприятной чертой является крайне низкий, до нулевого, уровень эрудиции людей в тех областях своей науки, которые лежат за пределами предмета их непосредственных исследований. Не знаю, нормально ли энтомологу не иметь ни малейшего представления о классификации земноводных или разнице между голосеменными и покрытосеменными растениями, но мне всегда казалось, что историк любой специализации должен представлять себе хотя бы основные вехи истории хотя бы дюжины основных стран (ну, знать, напр., что Делийский султанат был до, а не после Г-ва Вел.Моголов, что Цинь и Цин – не одно и то же, не путать Карла Великого с Карлом Смелым, а Людовика Благочестивого с Людовиком Святым и т.п.).
Увы, я знаю множество людей, пишущих вполне дельные книги по своей узкой тематике, но не подозревающих, что единая Германия (после неск. столетий раздробленности) существует только с 70-х гг. XIX в., что Стюарты стали английскими королями вовсе не в результате шотландского завоевания, что размеры Византии в раннее и позднее средневековье отличались на порядок и т.д.
Пределы иной раз и представить трудно. Один доктор наук (одно время бывший православным неофитом, но «разочаровавшийся») горячо доказывал мне, что христианство было принесено на Русь франкскими крестоносцами во главе с... Александром Невским (он же Александр Македонский), причем цинизм завоевателей простерся до таких пределов, что ими был навязан побежденной стороне герб в виде западноевропейского рыцаря, попирающего "нашего дракона". При этом его диссертация, посвященная одной из восточных армий ХХ в., была абсолютно добротной.
В ранних записях я как-то вспоминал о впечатлениях, произведенных экзаменуемыми студентами-отличниками. Один из них потом был в аспирантуре и написал, по отзывам уважаемых людей, прекрасную диссертацию (в чем я ничуть не усомнился), но для меня он навсегда остался человеком, на итоговом экзамене по новейшей истории Азии и Африки не знавшим о существовании на свете государства Бангладеш.
Вот это – вполне квалифицированное занятие узким «ремеслом» при крайней скудости познаний и полном отсутствии интереса к смежным областям – давно уже стало массовым явлением, лишь прогрессирующим с ростом численности ученых. Даже недалекого человека можно обучить «ремеслу», какому-то редкому языку и т.д. (подобно тому, как можно научить медведя ездить на велосипеде) без того, чтобы его культурный уровень качественно изменился (медведь и на велосипеде остается медведем).
В свое время один питерский автор, комментируя многочисленные случаи писательского алкоголизма в 20-30-х, резонно заметил, что это не литераторы вдруг стали пьяницами, а пьяницы стали литераторами. Так вот и тут дело не в том, что историки с некоторых пор вдруг стали мало читать и мало знать лежащее за пределами их узкой темы, а просто в науку массово пошли люди с недостаточным общекультурным уровнем.
http://salery.livejournal.com/109414.html


История рабства в Великобритании была предана забвению.
...Акт об отмене рабства 1833 года официально освободил 800 тысяч африканцев, на тот момент являвшихся законной собственностью британских рабовладельцев. Куда менее известно то, что тот же самый акт содержал положение о денежной компенсации утраты «имущества» рабовладельцев за счет британского налогоплательщика. Компенсационная комиссия была государственным органом, учрежденным для оценки претензий рабовладельцев — распределения 20 млн фунтов стерлингов, выделенных правительством для выплат. Эта сумма составляла 40% от общего объема государственных расходов в 1834 году. По сегодняшним меркам это от 16 до 17 млрд фунтов стерлингов.
Компенсация 46 тысячам британских рабовладельцев была крупнейшим случаем финансовой помощи в истории Великобритании вплоть до помощи банкам в 2009 году. Рабы же не только ничего не получали, но, согласно другому пункту акта, были обязаны следующие четыре года после предполагаемого освобождения по 45 часов в неделю бесплатно трудиться на бывших хозяев. Фактически рабы оплачивали часть счета за собственную вольную.
...Географическое распространение рабовладельцев, постоянно проживавших в Великобритании в 1834 году, оказалось почти столь же неожиданным, как их гендерное распределение. Рабство когда-то считалось занятием, ограниченным по большей части портами, из которых отправлялись в плавание корабли трехсторонней торговли: частенько говорилось о Бристоле, Лондоне, Ливерпуле и Глазго. Однако рабовладельцы встречались по всей стране — от Корнуолла до Оркнейских островов. А самые высокие показатели рабовладения на душу населения зафиксированы в Шотландии.
http://gefter.ru/archive/15879 http://sergius-v-k.livejournal.com/317760.html


Раз увеличилась густота жилкования листьев, соответственно, по листу, по листовой пластинке можно было воду распределять равномернее. Соответственно, устьица между этими жилками уменьшились в размерах. Устьица — это органы растений, через которые проходит газообмен, то есть потребление кислорода и выдыхание углекислого газа, или, наоборот, когда растения питаются, они углекислый газ забирают. Чем больше этих устьиц и чем они меньше, тем экономнее расходуются эти газы, а главное, экономнее расходуется вода, потому что в основном растения существуют, пока у них достаточно воды в тканях. Как только воды нет, даже самые засухоустойчивые начинают усыхать.
И это нанотехнологическое новшество, которое не смогли освоить ни голосеменные, которые мы хорошо знаем в первую очередь по хвойным типа елок, сосен, кедров, ни другие. И началось процветание цветковых растений, а это, соответственно, не просто растения — это растения, у которых гораздо выше продуктивность, чем у всех их предшественников. Кроме того, ядов в тканях у них содержится гораздо больше, чем у их предшественников, которыми они борются с растительноядными. И наконец, они гораздо быстрее переваривают фосфаты и нитраты, которыми все растения питаются, чтобы создавать органические вещества, и выделяют они гораздо быстрее. Кроме того, они быстрее извлекают все из почвы и возвращают обратно. Продуктивность цветковых растений в четыре и более раз выше, чем у их предшественников.
И этот новый мир, более быстрый, чем тот, к которому привыкли динозавры, более ядовитый и к тому же более темный (леса из цветковых, даже тропические, — это сумрак, прохлада, отнюдь не тепло круглые сутки, не говоря про ночь, днем там достаточно сумрачно и прохладно, и это жизнь, которая протекает в кронах деревьев, потому что, когда идешь по тропическому лесу, возникает ощущение, что он пуст, потому что все, что там живет, живет в кронах деревьев, это древолазы по существу), — динозавры к этому приспособиться не смогли. Смогли к этому хорошо приспособиться как раз млекопитающие, птицы, змеи и то, что мы имеем сейчас на суше, — эти группы организмов, группы животных.
Получается, что переворот на Земле принесли не мощные силовые структуры в виде удара астероида мощностью в несколько десятков ядерных зарядов, а мельчайшие, меньше миллиметра в диаметре устьица на листовых пластинках цветковых растений.
http://postnauka.ru/video/47298
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments