Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Много важнее другое. Предлагаемая Фильтриусом школа развивающая мышление, довольно мало отличающаяся от любимой им русской классической гимназии, несет в себе и главный недостаток последней – на мой взгляд, сыгравший роковую роль в русской истории. Дело в том, что все это – развитие культуры мышления и сопряженного с этим честолюбия – есть лишь воспитание одиноких волков, каковым и занималась русская школа, что до 17 года, что после. И сейчас в этом плане она такая же – просто не было опыта иного в сколько-нибудь заметных количествах. Когда бы в школе пытались научить детей социальному сотрудничеству, взаимодействию. Что в результате? Как выпускники классических гимназий, так и выпускники кургузых советско-постсоветских школ абсолютно не способны разговаривать, обсуждать и решать проблемы вне рамок наложенной со стороны (сверху) иерархии. По сути, они не умеют мыслить в обществе равных (свободных). Единственный доступный вид самоорганизации – стайный, ради канализации агрессии. Но для него школа и вовсе не нужна.
http://lev-usyskin.livejournal.com/796171.html


Когда кот крадет вязание и разматывает его по всему дому, это в порядке вещей, но когда то же самое делает робот-пылесосос, чувствуешь себя персонажем из мира Полдня!
http://kdm17.livejournal.com/189085.html


Удивительное все-таки слово "копродукция".
http://platonicus.livejournal.com/686987.html


Договоренности о ссылках с тех пор сильно изменились. Я думаю, сегодня процентов 95 социологов полагают, что слово «габитус» было придумано Пьером Бурдье, а оно широчайше использовалось в Германии. Я пытаюсь вспомнить, кто пользовался им: определенно, Карл Маннгейм и Эмиль Ледерер, Марсель Мосс во Франции и Норберт Элиас. Он перенял эти идеи и никогда не утверждал, что они были оригинальными. Элиас был невиданным синтезатором; первые сорок с лишним лет он только читал, а потом синтезировал все в своей великой книге. C другой стороны, его сильно раздражало, когда — ухватившись за используемые им термины, вроде Zweifrontenschicht, — люди пытались устроить ему перекрестный допрос и выяснить, что формула «Норберт Элиас» состоит из 20 процентов Вебера, 20 процентов Маркса, 20 процентов Дюркгейма, 15 процентов Зиммеля и т.д. Если вы помещаете эти ингредиенты в блендер и перемешиваете, получите ли вы Норберта Элиаса? Он был уверен, что внес собственный вклад в социологию, и особенно настаивал на том, что идея длительного процесса цивилизации была его и только его. А ингредиенты, вроде механизма монополии или габитуса, не похожи на набор Meccano [2]. Идеи можно скреплять друг с другом, но та конструкция, что у него вышла, явилась довольно оригинальным синтезом.
...Но сейчас становится все труднее найти время для столь широкого круга чтения, учитывая давление на молодых ученых со стороны бюрократов. Лучший совет молодым социологам: «Получи свой чертов PhD как можно быстрее, а потом принимайся за чтение». Без лицензии на проповедь, каковой является PhD, ты не можешь начинать карьеру, и только после этого ты обретаешь все бюрократические мотивации получения исследовательских грантов. Я не знаю, как можно быть сейчас интеллектуалом широкого профиля, учитывая бюрократический и предпринимательский этос нынешних университетов. Это не приободрит молодых социологов — боюсь, лишь обескуражит.
http://gefter.ru/archive/15848


в нашей системе, благодаря неравномерной конкуренции, смена поколений происходит неестественным образом — замедленно. До сих пор первые позиции в административном аппарате страны занимает поколение 60-х. Для них 90-е были ужасным временем, когда их карьерный путь не начинался, а наоборот — прерывался из-за распада Советского Cоюза. Поэтому активнее всего миф о «лихих девяностых» транслируют они. Но когда поколение сменится, а произойдет это обязательно, придут люди, для которых 90-е были счастливой молодостью. И тогда мифология изменится еще раз
http://users.livejournal.com/_niece/404109.html


- Что, конкурс во ВГИК падает?
- Конкурс еще ничего, но уровень абитуриентов - удручающий. Для них существует не культура, а паракультура - телевидение, низкопробные иностранные фильмы... Ничего не читали, ничего не знают. Эти лакуны надо заполнять. Будущие режиссеры должны прочесть хотя бы тот минимум, который раньше был обязателен в школе. Мы их собираем после зачисления и говорим: "Берите карандаш, пишите, что вы должны прочесть за август". И диктуем: Лермонтов, "Герой нашего времени", Гончаров, "Обломов". Толстой, "Воскресение", "Анна Каренина", Тургенев, "Отцы и дети"... Чтоб прочитали все это! Мы обязательно проверим". Перед следующими каникулами даем им новый список. Процентов сорок учебного времени занимает культурный ликбез. Когда учились мы, на такие вещи время не тратилось, у нас это было в базе. А сегодня мы не задаем абитуриентам вопросы, которые на вступительных экзаменах задавали нам. Потому что не найдется ни одного человека, способного на эти вопросы правильно ответить. Нынешние реалии заставляют нас снижать требования. Например, напрочь исчезла проверка молодого человека на его хотя бы приблизительную культурность в области изобразительного искусства. А когда поступали мы, сидел педагог с пачкой репродукций и пытал нас вопросами: "Это что за картина?" - "Демон" Врубеля". - "Правильно". - "А вы не знаете, где она висит?" - "В Третьяковке". - "Молодец. А эта?" - "Не знаю". Это было очень суровое испытание. Сегодня его устраивать бессмысленно.
http://aldanov.livejournal.com/980843.html


Конечно, там есть горечь. Понимаете, в сегодняшней российской науке отражается то, что происходит с наукой во всем мире, только это выражено сильнее. Если в мире интерес к науке сильно упал некоторое время назад, что примерно совпало с окончанием холодной войны, и теперь постепенно восстанавливается, то Россия провалилась в этом отношении гораздо глубже. Сейчас наука перестала быть интересна и широким массам, и властям. То есть интерес властей декларируется, вроде даже идут какие-то деньги, но реальность остается довольно тяжелой.
– "Ботаника" Шурика сместили с телеэкрана другие герои.
– Да, это те самые изменения атмосферы, о которых я говорю. И неизвестно, можно ли в принципе ее вернуть. Понимаете, я себя сейчас ощущаю скорее хранителем огня, чем пламенным мотором. И, наверное, это сейчас более правильная роль, в нашей стране, по крайней мере. Нам бы сохранить в себе вот ту атмосферу, когда героем был Шурик, и заразить ей следующие поколения.
– Да. Кстати, чтобы изменилась атмосфера в обществе, должен измениться именно телевизор. Иначе задача безнадежная. А чтобы изменился телевизор, должно быть давление со стороны небольшого процента хорошо мотивированных людей. Один процент умных, образованных и хорошо мотивированных людей в обществе – огромная сила, которая может изменить все, пусть и постепенно. Эпоха Просвещения случилась благодаря очень тонкому слою людей. Нам нужна новая эпоха Просвещения.
– А у нас, получается, темные века?
– Да. Пока темные века "лайт". Но если все так и будет идти дальше, может стать и "хард".
http://www.svoboda.mobi/a/ireland-adams-arrest/content/blog/26659652.html


В одной из самых растиражированных цитат в истории социальных наук, Токвиль констатировал, что везде, где во Франции наблюдатель обнаруживает политику правительства, а в Британии – инициативу аристократа, в Америке он встретит добровольную ассоциацию. Оказавшись в России, он безусловно обнаружил бы, что ту же роль здесь будет играть дружеская сеть.
...Любое коллективное действие должно осуществляться с помощью какого-то механизма координации. Оливер Уильмсон (Williamson, 1981) классифицировал эти механизмы на бюрократические, сетевые и рыночные в зависимости от того, какова степень стабильности связи между задействованными в них индивидами. В бюрократии участники взаимодействия определены на основании формальных правил. На рынке они образуют пары ad hoc на основании процедуры, описываемой труднопереводимым английским словом matching. Сеть занимает промежуточное положение, при котором участники выбираются из ограниченного, но не очерченного на основании каких-то жестких критериев пула знакомых. Каково бы ни было взаимодействие, мы найдем эти три возможности координировать его.
...Первый, бюрократический, вариант координации во многих отношениях является самым слабым. Существуют задачи, с которыми бюрократия не справляется вовсе, и главной из них является пополнение собственных рядов: всякая современная бюрократия нуждается в кадровом пополнении из-за своих пределов. Два другие способа координации, сеть и рынок, однако, не поддаются однозначной сортировке в терминах лучше-хуже – каждая из них может обеспечить решение практически любой задачи.
...Координация, которую мы обнаруживаем в российской академической истории, является в подавляющем большинстве случаев сетевой.
...Административный вес в этой системе безошибочно производен от того, сколько и каких людей индивид может созвать под свои знамена; тех, про кого известно, что достаточно им топнуть, чтобы на пустом месте собралась армия, часто получают приглашение так и поступить.
...Это приводит нас к «во-вторых» – один из источников кризиса в сетевых организациях может стать кризис наследования: в то время, как первый директор обладает никем не отрицаемой легитимностью , его наследник вынужден постоянно подтверждать свой мандат.
...В-третьих, неизбежным следствием этого положения вещей является то, что сети привыкают смотреть на организации как на свою собственность. Лояльность сети в целом ставится выше лояльности организации – сеть обеспечивает индивида возможностями найти новую работу, моральной поддержкой при преодолении очередного институционального барьера и аудиторией для его выступлений или статей.
...Сохранение членства в сети оказывается значительно важнее сохранения рабочего места и потому, что организации оказываются более эфемерными, и потому, что потеряй индивид одну работу, сеть всегда поможет ему с другой. Сеть контролирует нечто большее, чем отдельную организацию: она контролирует экономическую нишу. Сеть концентрирует навыки, аккумулирует связи и оказывает моральную поддержку тем, кто принадлежит к ней; наоборот, она может активно скрывать информацию или пытаться атаковать тех, кто проникает на ее территорию.
...Анализируя сети приглашений разного типа, мы находим очевидную тенденцию концентрировать ресурсы в одних руках и сравнительно низкий уровень специализации. При этом, корреляций между сетями ограниченна, что показывает редкость всесторонней зависимости от одного-единственного патрона (Сафонова, 2012). Скорее, каждая из больших семей имеет некоторое разделение труда между своими лидерами.
http://postnauka.ru/longreads/53376


Ее последние месяцы жизни были драматичны: ампутация одной ноги, потом другой, родственники отказались от нее. Хочу выразить благодарность сотрудникам ЗИНа, и, прежде всего, Павлу Кияшко и Игорю Смирнову, которые собирали деньги, находили сиделку, навещали, кормили…
http://olnud.livejournal.com/238491.html


для внутреннего пользования Новалис и Фридрих Шлегель, когда разрабатывают этот проект энциклопедии, говорят о ней в таких терминах, что эта книга — книга книг, и иногда даже в переносном смысле они называют ее библией. Здесь я подчеркиваю, что это именно в переносном смысле, то есть библия как книга книг. И они говорят о своей энциклопедии как о новой религии, разумеется, в переносном смысле, о том, что они несут новое знание, новое такое просвещение в мир. И в шутку Фридрих Шлегель именует себя апостолом Павлом, а Новалису отводит почетную роль Христа, от которой, впрочем, Новалис вскоре поспешил откреститься, поскольку все-таки он получил достаточно строгое религиозное воспитание, его семья придерживалась религиозных традиций гернгутеров.
Но тем не менее на уровне метафорики это сравнение — книга книг, рай идей — все время мелькает в их текстах. И далее эта метафорика развивается следующим образом, что книга книг и рай идей сравниваются с садом, в котором свободно произрастают идеи, и это, конечно, не просто сад, а это рай, это идеальный сад. И дальше в этом саду намечаются тропинки, в чем-то он уподобляется лабиринту. То есть такая сквозная метафорика: рай, сад, книга книг, лабиринт. Она впоследствии срабатывала во многих произведениях XX века, вспомним хотя бы Борхеса или Умберто Эко.
В текстах этой книги книг можно найти множество замечательных прозрений. Например, идея общей собственности. Дело в том, что в рамках софилософии и Новалис, и Фридрих Шлегель без зазрения совести заимствовали у других авторов. Но точно так же они признавали право заимствования у себя и считали, что идеи, коль скоро они свободно произрастают, принадлежат всем, на идеи нельзя брать патент, нельзя устраивать скандалы из-за плагиата, то есть здесь восторжествовала традиция общей собственности.
И если мы подумаем о современной культуре, о том, как мы обращаемся к интернету, к Википедии, о том, как часто используется операция copy-paste, когда нужно что-то узнать (даже при этом часто не указывается источник), то, может быть, будет нелишним помнить, что подобная свобода уже была заложена в культуре конца XVIII века и что такой интеллектуальный принцип уже был сформулирован в кругу йенских романтиков, в трудах Новалиса и Фридриха Шлегеля.
http://postnauka.ru/video/50670




http://esdra.livejournal.com/2330340.html


Посмотрел внимательнее на фейсбук.
Вещь сия довольно удивительна. Это виртуальный голем со щупальцами, принципиально иное, нежели текстовый человечек жж. Фб трудно удалить, так как практически сразу после создания обрастаешь связями, куча знакомых сходу добавляются в сеть, а там сделаны удобные чаты для общения, удаление фб означает разрыв удобных связей с кучей знакомых. (я там только зарегистрировался, как сразу связался с несколькими десятками индийских друзей-знакомых, с которыми не хочется терять связь). В чатах фб намного удобнее общаться, чем в скайпе или по е-майлу. В фб выпускаешь свой виртуальный кусочек: текстик или фотку, и сразу же получаешь эмоции взамен, причем не в виде текста, а в виде формального знака - "лайка". Большая часть потока текста состоит из копий, копий копий, копий копий копий. Получаются потоки симулякров, подкрепленные формальными знаками одобрения. И все это совершается с огромной скоростью, большей, чем даже скорость реального общения человека. Пальцами человек разбрасывает эмоции быстрее, чем лицом. Чтобы переехать жить в жж, надо очень любить текст, любить производить текст, или поглощать текст, или комментировать текст. Чтобы переехать жить в фб, не надо ничего особенного, практически каждый может это сделать - его затянут его же одноклассники-однокурсники-соседи по работе. Идеальное пространство для виртуального замещения личности.
http://baaltii1.livejournal.com/663764.html
Кстати, зря вы тутсидящие тут сидите. В фб движуха и весело. А тут все затхло, всё уныло, зима близко.
Я тоже же долго сопротивлялась. Но человечек привыкает ко всему, и теперь мне в фб вполне уютно и понятно. Правда жалко, что там пишешь как будто в бездну. То есть посты все однодневки и даже одночаски и фиг они потом выползут в жизнь. Да и сама не перечитываю там написанное. Как в поезде еду. Только версты полосаты попадаются одне...
http://la-la-brynza.livejournal.com/1396079.html


Работа Де Кирико "Загадка осеннего полдня" – для меня отличная метафора восприятия мира. Шире – восприятия недоступных в повседневном опыте сфер бытия, интуиции сверхчувственного. Главным в таком восприятии является исчезновение буквальности. (Мне бы вообще хотелось, чтобы познание мира все больше приближалось к метафорическому уровню.) Мир как обещание, предчувствие, возможность и тончайшее прикосновение к его неисчерпаемым тайнам (пронизывающее и субъективный опыт). В любом пограничном опыте с какого-то момента мысли и образы перестают быть конкретно-прикладными, поднимаясь все выше и выше к уровням изначальных вопросительных абстракций. Эзотерик же, формально тоже идя в пограничье, не в состоянии уразуметь, что вопросы, которые сапиенс решает не одно столетие, не могут быть решены за минуту, в грубейшей оболочке фактов, при отключении всяческой разумности, кавалерийским наскоком. Невыразимое, запредельное, сверхчувственное и интуитивное нельзя пытаться загромождать буквальностью; невозможно посредством молотка сыграть органную сонату; нельзя неуловимо-эфирное использовать утилитарно и насильственно.
http://amritasilveria.livejournal.com/110385.html


Вот, например, сегодня я совершенно случайно узнала, что в канадском городе Черчилл (население 923 человека) есть тюрьма для белых медведей.
В 1982 году, после того как мишка прямо на улицах города разорвал человека, закрытую старую военную базу переоборудовали в медвежью тюрьму.
В тюрьме сначала было 20, а теперь 28 камер-клеток.
Забредшего в город медведя усыпляют дозой транквилизаторов, ловят и сажают в тюрьму на срок от 2 до 30 суток. Там ему дают только воду, а еды не дают.
Смысл такого наказания в том, чтобы медведь запомнил, что в городе его ничего приятного не ждёт, и больше туда не совался.
По окончании срока мишку, снова уколов его транквилизатором, вывозят на вертолёте куда подальше и там отпускают.
А ещё ставят цветную метку на холку — рецидивисты, попавшиеся снова, получают сроки побольше.
http://melicenta77.livejournal.com/561873.html


Человека этого звали Александр Вячеславович Шариков, и он профессор Вышки. Ближе к концу дискуссии он встал и сказал одну фразу, которую мне кажется почти никто не понял и которая мне кажется чрезвычайно важной. Александр Вячеславович сказал, что вообще-то ценности академии и бизнеса совершенно разные. Людей в бизнесе интересуют по большей части деньги и слава, а людей в академии должны интересовать поиски истины.
Поиски истины, Карл! Я считаю, что нет ничего более практичного, чем поиски истины. Я также считаю, что в большинстве отраслей поиски истины если и коррелируют с бизнес-результатами, то весьма незначительно. По-моему, это вообще не задача университета — выпускать практиков. Задача университета — выпускать молодых ученых. Ученый должен искать истину. Я преподаю в бизнес-школе и я готовлю практиков. Но бизнес-школа — это бизнес-школа. Это такое продвинутое ПТУ. Требовать того же от университета, на мой взгляд, смешно.
Большинство университетов, выпускающих практиков (с кавычками к этому слову или без), не являются по факту заведениями высшего образования. Они — продвинутые ПТУ. Мне кажется, давно пора переименовать «факультеты журналистики» в «школы журналистики», и перестать требовать от людей, чтобы они были одновременно журналистами и специалистами по медиалогии. Я не говорю, что это вещи взаимоисключающие, нет. Но давайте признаем: не так много кого интересуют поиски истины. Зачем мешать на одном факультете людей с совершенно разной мотивацией?
Поэтому, когда мы говорим «образование должно быть более практическим» мы всегда должны уточнять — какое образование. Будет также мило научиться различать практику как дисциплинированное применение теории (праксис) и прагматику (утилитаризм) — достижение краткосрочных целей. В конце концов, знать свое дело и уметь выполнять причуды начальства — это совершенно разные вещи.
http://kapterev.livejournal.com/954874.html


Этот симптом, по мнению авторов, ценен тем, что теоретически позволяет не проводить лишних, перестраховочных операций либо сразу переправлять пациентов по правильному профилю. Низкая чувствительность - это ведь только по аппендициту, а так-то были и другие причины положительного симптома «лежачего полицейского»: разрыв кисты яичника, например, а также дивертикулит. Авторы предлагают использовать новый симптом в комплексной оценке и для быстрой дифдиагностики, например, бригада везет пациента, подскочили на кочке или «лежачем полицейском» - сразу надо спросить, че как. Если усиления боли не было, то есть большая вероятность, что везут не аппендицит. Плюс это можно использовать диспетчерам при приеме вызова - мол, ездили сегодня на машине, было ли усиление болей при переезде через препятствие?
Кстати, диагноз аппендицита подтверждали гистологически, а то знаем мы этих хирургов... Хватают пациента на стол, делают разрез, добираются до аппендикса, а он интактный. А на вопрос ассистента - ну и какой аппендицит мы ему будем писать в протоколе - оператор брал аппендикс, мял между пальцами до покраснения и отвечал - катаральный, б**!
http://uncle-doc.livejournal.com/380408.html


Привычен «импульсный» режим работы души, когда внимание обращено на мимолётные переживания. Они вспыхивают словно искорки и проносятся сквозь «вещество» сознания, вступая с ним в реакцию и порождая какие-то новые состояния, мысли, чувства, содержания, смыслы… Реакция может идти долго, она может и начаться значительно позже проскакивания «искорки».
Но «волновой» режим (термины мои — be9 ) — совсем другое! В нём мир переживаний доступен непосредственно, объёмно, и то, что было отдельными искорками, становится полноценными, мощными потоками, переливающимися, искрящимися целиком, сливающимися и вновь разделяющимися в каких-то новых формах. Это происходит совершенно спонтанно и этому нет конца. Наверное, так же перетекают друг в друга волны в океане, хотя здесь уместнее говорить о световых волнах.
http://be9.livejournal.com/403350.html



http://jurassicparkcam.livejournal.com/351068.html


Деар П. Событие революции в науке.
tempFileForShare
///Физика на средства ихтиологии


Но здесь тепло, тихо, красиво. Дома стоят со стеклянными дверями, никто не бьет, не грабит, можно оставить дверь открытой, никто не войдет... К хорошему привыкнуть трудно, также как к плохому, вот что обнаружил. Нереальность окружающей жизни, ощущение только со временем перебиваемое. Смех, улыбки, добрые лица. Никакой злобы, агрессии. Ночью вышел прогулять кота, остановилась машина, человек спрашивает, "что с вами, не надо ли помочь..." Все забываю, что выгляжу как старик. Хорошо сказано - "как", но соответствует ощущению. Люди уезжают, ищут работу по всей Европе. Их дома стоят годами нетронутыми, никто стекла не разобьет. Властью недовольны, говорят - воруют... Не понимают, что такое большое воровство, как в России, например. Уходишь из магазина, тебе говорят - "лек ден" - легкого дня желают...
http://danmarkovich.livejournal.com/4332879.html


Современники видели в Дон Кихоте комический персонаж, пародию на рыцарский идеал. Для эпохи Просвещения Дон Кихот представлял собой героя, который пытался внедрить в мир социальную справедливость с помощью заведомо негодных для этого средств.
Переворот во взглядах на образ Дон Кихота совершили немецкие романтики, для которых этот герой стал проявлением поэтической и героической личности: "каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, сильною волею и с умом, но без рассудка и такта действительности".
...Т. Манн, отмечаая безрассудство Дон Кихота, вместе с тем, подчеркивал его благородстово и чистоту помыслов, которые не могут не внушить искренней симпании и уважения к этому "жалкому и вместе с тем величественному, в одном пункте свихнувшемуся, но во всём остальном безупречному дворянину».
Испанские критики и писатели подходили к образу национального литературного героя по другому. Х. Ортега-и-Гассета писал о том, что для испанцев Дон Кихот - это проблема национальной судьбы. А Мигель де Унамуно рассматривал феномен Дон Кихота как национальный вариант Христа, вдохновляенного своей бессмертной любовью к человечеству, который всегда действует в соотвествии с ней и не боится показаться смешным в своей борьбе за справедливость.
http://bellezza-storia.livejournal.com/394612.html
Увы, опыт оказался неудачным: за десять лет Менар сумел воссоздать лишь пару строк романа. «Мое предприятие по существу не трудно. Чтобы довести его до конца, мне надо быть только бессмертным», — записал поэт на полях своей рукописи за час перед смертью. Но этот бессмысленный жест Менара, по мнению Борхеса, имел глубочайший смысл, ибо он существенно «обогатил кропотливое и примитивное искусство чтения». Теперь, листая ту или другую главу классического испанского романа «Дон Кихот», признается Борхес, он читает строки, как если бы их и вправду написал латиноамериканец-символист Пьер Менар. «Такой прием населяет приключениями самые мирные книги», — подытоживает автор новеллы опыт своего героя; мы же последуем его примеру — попробуем взглянуть на роман «Дон Кихот», как если бы его и вправду писали Чехов, Булгаков или Орсон Уэллс. Тем более что сама идея, высказанная Борхесом в новелле, была научно обоснована и подробнейшим образом разработана во второй половине ХХ века, когда различные школы стали рассматривать акт чтения именно как процесс пересоздания текста читателем.
...Вся работа великого актера над ролью — это его длинный диалог с Дон Кихотом. Актер свидетельствует, что без всяких усилий с его стороны еще в начале 1920-х годов Дон Кихот стал «добровольно» являться к нему, повторяя: «Меня надо сыграть». Михаил Чехов (актер отнюдь не героический, невысокий, нос картошкой, не то чтобы полноват, обладающий плавающей мягкой фактурой) убеждал рыцаря, что не может и не должен играть эту роль: «Я проникал в него глубже, я рисовал его самого, я ему показывал — кто он и кто я. Я его победил!» Но он не уходил, он говорил: «Слушай меня, как мелодию, слушай ритмы мои». Битва закончилась в пользу Дон Кихота. «Он, всегда терпевший поражения, — победил. Я потерпел поражение — стал Дон Кихотом».
...Именно во сне рождается гениальная для театрального исполнения находка — слияние Дон Кихота и Росинанта: «манит сочетать ржанье и глубочайшую скорбь за мир». Вопрос о лошади для сцены — принципиальнейший вопрос, он может быть решен комедийно, как в спектакле М.Брянцева, поставленном в 1926 году в Ленинградском ТЮЗе, где под аплодисменты пионеров Николай Черкасов — Кихот выезжал на сцену на трехколесном велосипеде, украшенном зубастой, буффонной головой лошади на длинной шее, а Борис Чирков — Санчо следовал за ним на велосипеде поменьше, украшенном головой осла на короткой шее. Такой Росинант и такой Серый уже определяли трактовку романа театром: сидя на трехколесном чудовище, рыцарь не мог быть ни героическим, ни печальным — этот образ строился потешно нелепым.
Чехов же решает «вопрос лошади» смело и радикально: его Дон Кихот сливается с Росинантом. Однажды, после репетиции сцены на постоялом дворе, он пишет в дневнике: «Я даже затрясся, когда мой Кихот взял бальзам с огня и заржал». Актер убежден: такое решение будет предельно героическим, и — одновременно — смешным.
http://kinoart.ru/archive/2009/11/n11-article21
Tags: livejournal2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments