Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Кланы холодного дождя

За окном холод и дождь прогуливаются по улице, а в доме только холод, которому одиноко без дождя.

Вопрос о слугах имеет подтекст. Это вопрос о возможности корпораций. Люди в корпорациях связаны много теснее, чем на обычной работе с наемными служащими. Это что-то вроде пожизненного найма в Японии 60х. Система доверия и гарантий хозяев и служащих.

Если это доразвить, это система кланов. Владетельные кланы, хозяева-аристо, круг высших - владельцев, великих семей. И множество членов клана, которые состоят в слугах наследственно и всю жизнь. И гордятся принадлежностью, гербом на рукаве, означающем службу.

Насколько понимаю, эта неофеодальная картина сейчас для многих очень привлекательна, и люди бы отдали свое одиночество и свободу. Очень многие - достаточно многие, чтобы все общество можно было характеризовать как "клановое" (или корпоративное). Социально это и есть рисунок неофеодального будущего, о котором упорно говорят почти все, кто вообще пытается построить образ будущего.

Противостоят этому атомизирующие силы государств, мировой экономики и глобальной культуры, они все работают против - тянут в сторону одиночества, наемного труда свободных людей.

В разговоре о слугах сказано, что мешает корпоративности. Зачем отвечать за кучу слуг, если этого не надо? Современные социальные технологии позволяют не иметь слуг. Вопрос не в том, что гордые люди не пойдут в холопы, а в том, что богатые могут себя не обременять слугами, заботами о клане.

Есть в этой идиллии холода и дождя одна беда. Атомарное общество сыпется, ему не хватает интегративных механизмов. Полицию на каждом углу не поставишь. То есть способность общества нести институты, которые обеспечивают богатым и сильным возможность не иметь слуг - эта способность общества выносить свободу богатых от человеческих тягостных связей - уменьшается.

Проблему можно обозначить: как возможно человеческое понимание и договороспособность. Пока наличные социальные институты полагаются на естественно, само собой возникающее понимание и интегрирование людей. Это даровой ресурс, который надо лишь распределять, а родится он сам. Система государственного права распределяет и регулирует то, что само растет. Этим держатся современная экономика и культура.

Ослабление понимание и систем интеграции между людьми требует новой социальной организации. Корпоративность, клановость - давно придуманная альтернатива. Пока можно обходиться без зависимых людей. Но, может быть, можно придумать нечто, выводящее из ситуации, где одиночество балансирует над этой неофеодальной перспективой?
Tags: sociology7
Subscribe

  • Комфорт не заниматься собой

    Подавляющее большинство - условно говоря, "все" - не хотят заниматься своей жизнью. Объясняют это различным образом. Обычно - принесением себя в…

  • Падают в разные стороны

    Конечно, всему надо предпослать универсальное "как мне кажется, с моей точки зрения". Мне хотелось увидеть нечто, определяющее позиции, стоящее за…

  • Когда внутренний голос лжет

    Человека обманывают всякие внешние впечатления. Ложные факты, распространяемый СМИ, всякий вой идеологизированной публики... Он не верит всему этому,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Комфорт не заниматься собой

    Подавляющее большинство - условно говоря, "все" - не хотят заниматься своей жизнью. Объясняют это различным образом. Обычно - принесением себя в…

  • Падают в разные стороны

    Конечно, всему надо предпослать универсальное "как мне кажется, с моей точки зрения". Мне хотелось увидеть нечто, определяющее позиции, стоящее за…

  • Когда внутренний голос лжет

    Человека обманывают всякие внешние впечатления. Ложные факты, распространяемый СМИ, всякий вой идеологизированной публики... Он не верит всему этому,…