Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Если естествоиспытатель желает отстоять свое право свободного наблюдения и исследования, то пусть он сочтет своим долгом обеспечить права природы. Только там, где она свободна, будет свободен и он. Там, где она скована установлением человека, будет скован и он.
Гете. 1823. Право и долг

Как понимать эти слова? Кажется, современное словоупотребление наскоро подталкивает к чему-то "зеленому" - права природы - это права котиков и китов. С адвокатами и писаным правом. Но вроде бы в 1823 г. так не думали. Что же имеется в виду под скованностью природы установлениями человека? При чем тут естествоиспытатель? речь в первую очередь о науке, что же мог иметь в виду Гете?

На всякий случай:
"Это «движущее начало» мысли нашло свое наиболее полное выражение в центральном понятии мировоззрения Гёте — в понятии плодотворности, продуктивности. Можно, конечно, искать и найти точку его соприкосновения с идеей «практического разума» Канта или с «философией деятельности» Фихте. Но Гётевское понятие продуктивности не укладывается в Кантово учение о безусловном нравственном долге. Уже потому, что под «долгом», в отличие от названных философов, Гёте понимал не абстрактно-моральную Директивную инстанцию («категорический императив»), а безотчетно-разумную отзывчивость на великие и малые потребности дня, В плодотворности, в практической применимости он видел не только критерий ценности всякого знания, но и самый источник его возникновения." - так о долге у Эккермана http://coollib.com/b/196468/read
Tags: science4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →