Очень большая доля высказываний о смерти повествует о посмертном существовании души. Важно отметить, что название типа – «о посмертии души» – не обязательно указывает на высказывания о душе, важно иное, тут говорится нечто о посмертии человека, о том, что остается. Это называется самым различным образом – душа, дух, личность, Я, высший человек и пр. Важно, что нечто, будем говорить – душа, после смерти действует, претерпевает некую судьбу, чему-то учится, страдает или радуется. Это посмертное существование может быть связано с событиями на Земле или может проходить независимо.
Как понятно, основная доля этих высказываний – цитаты из священных текстов разных религий, комментарии и обсуждения этих текстов. Но сюда же относятся и очень многие бытовые высказывания. Это и высказывания в связи с гаданиями, снами, видениями, это надежды и опасения, вскрывающие отношение говорящего к происходящему с чьей-то душой после смерти. То есть это не только «теоретические» разговоры, но и вполне практические, бытовые. Хотя, конечно, в этом типе высказываний о времени и смерти «теории», то есть указаний в священных книгах разных религий, более всего.
Если говорить о доле религий в таких разговорах, то по преимуществу это «восточные» высказывания, это буддийская и тибетская традиции. Причина проста – там в священных текстах имеется детальное и развернутое описание посмертного существования души, в христианстве об этом говорится обычно в более общих словах и не столь охотно. Может быть, поэтому «христианских» по содержанию высказываний много меньше, чем «буддийских» – хотя это высказывания на русском языке, в «православном регионе». Или, может быть, действуют какие-то иные причины. Но факт в том, что следов православия в этих разговорах почти нет.
Буддийские и тибетские смыслы обычно выражаются терминологией, взятой в соответствующих учениях, и в обыденных высказываниях встречается редко – обычно это цитаты. Но, конечно, говорящее сообщество в целом говорит далеко не только «по-буддийски», тут осколки всего: мифов, книг, фильмов, цитаты из северной мифологии соседствуют с внеконфессионными образами (скажем, мертвые живут среди живых, не замечая, что они умерли; переправа через огненную реку и пр.).
Дополнительные смыслы, образующие тут подтипы этого общего типа «Посмертие души», можно обозначить таким образом:
Смерть – новое рождение
Упоминаемые символические сущности: светлый бог Мардук, темный аспект Сатурна, рождение непобедимого Солнца (полный перечень)
Смерть как метаморфоз
Упоминаемые символические сущности: эгрегор, РОДные боги изначальной Руси, Страшный суд
Смерть как процесс
Посмертное поведение
звонки друзьям после смерти/, при раскаянии вечное существование в одном счастливом моменте жизни/, на небесах по земным заслугам посылают на разные этажи/, хождение призраков по дому/, решение нерешенных за жизнь проблем/, занавесить зеркало, чтобы душа там не задержалась/, людей после смерти ловят, стирают память а потом обратно на землю/поссле смерти все принесенные страдания испытывают на себе/, сознательное нарубание своего тела для прокорма Бога, Будды, Сатаны и пр., которые твое тело пожирают
Святость смерти и посмертие святого
святые воины, великая победа в смерти, Мономах, Невский, Ушаков/, святые - это прошедние Огненное преображение
Смерть как саморазвитие
(речь о постановке темы исследования)
Вечность, мгновение, конец времени
Свободный человек живет в вечности, во времени живет лишь раб/, смерть - растянутое в вечность мгновение/, смерть не имеет длительности, переход в вечность/, проживание квантового поля, в котором времени нет/, если живешь, думая, что со смертью все закончится, - сгинешь без следа, если живешь ощущая связь с вечностью - ничего не потеряешь, после смерти все продолжится.
Особые свойства времени
В связи с посмертным поведением, какими-то особенными переживаниями души после смерти, время приобретает особенные черты. Смерть рассматривается как мгновение, точка перехода, из которой доступны все другие точки существования. «Евклидова геометрия» времени перестает действовать, говорится о переходе в момент смерти в мир, где времени нет, а есть – вечность. Иногда утверждается, что эта особенная характеристика существования доступна уже при жизни (для этого обычно требуется пройти ритуал посвящения, малой смерти).