Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Три цвета общества 5

Интернаты для сирот и общество, изменяющее себя для возвращения детей

Множество типов детских домов и иных форм заботы о сиротах

Переходить к следующей картине, описывающей социальные адаптации сирот и положение с социальным сиротством, имеет смысл только после радикального усложнения тех картин, с которыми мы познакомились. Эти картины очень похожи – при всей противоположности того, что считается раем и адом, в них говорится в основном и в главном о борьбе госчиновников и энтузиастов-профессионалов за то, чтобы увести детей из государственных учреждений в семьи, которые тоже будут под контролем государства, на зарплате и с отчетностью, но это все же будут семьи. Таким видится главный конфликт и все варианты споров затрагивают лишь частные моменты этого основного конфликта – когда и какие специалисты должны подключаться, как конкретно должны выглядеть контролирующие органы, какие чиновники и с какими документами могут быть допущены к определению судьбы ребенка.

Однако теперь посмотрим на типологию тех государственных форм, куда попадают сироты в России. Из приведенных выше картин может показаться, что форма – одна: детский дом. Но в реальности ситуация совсем другая.


4
Рис. 4. Типы и формы заботы о сиротах, существующие в России, по данным блогосферы.

Приведенная на этом рисунке схема не является «официальной», взятой в какой-то инстанции, это карта мнений, составленная именно по данным, полученным из разговоров в блогосфере. Главное здесь именно то, что форм заботы о сиротах очень много, это вовсе не «семья и детдом». Эти формы имеют разное подчинение: 4 министерства (или пять?..), а также негосударственные органы, например, относящиеся к церковной иерархии.

На карте изображены две основных жизненных траектории сирот – через усыновление в семью (по горизонтали сверху) и через государственное учреждение типа интерната (по вертикали). Но при этом государственных учреждений много, в самой общей форме там два типа учреждений – обычные детдома, а также специальные детдома при медицинских учреждениях, детдома для больных и психически недостаточных детей.

Во множестве примеров с действиями конкретных лиц упоминаются разные государственные органы; многие названия синонимичны, но если попытаться отчистить синонимы и составить типологию реально различающихся учреждений, получится приведенная схема. По горизонтали сверху идет ряд форм семейного воспитания, по вертикали слева ось указывает на постепенную смену форм «детских домов», в зависимости от возраста ребенка и других факторов – его правонарушений, его болезней и т.п.

Форм очень много, тут и коллективные (каким представляется обычно детский дом), и семейные (проживание в отдельных домах или квартирах «приемных семей» с несколькими воспитанниками), формы временные и постоянные, закрытые от посторонних и открытее, государственные и негосударственные, церковные и негосударственные нецерковные, специализированные по получаемому образованию и «общие».

Детально описывать всё это многообразие форм нет смысла – оно получено из разговоров блоггеров, а специальная работа должна быть, видимо, основана на иных документах. Но видно, что сводить конфликт к виду «интернат против патроната (фостера)» – пожалуй, будет упрощением. И сразу оказывается нужным разобраться и возникает много вопросов к уже увиденным картинам мнений. В них говорится о пагубном влиянии интерната и правильном месте ребенка в семье. Все государственные органы в рамках этих картин мнений «в одну цену». Но кадетское училище, спецшкола с музыкальным уклоном, церковный детдом-община, детдом-больница и место совместного проживания нескольких семей с приемными детьми – это очень разные формы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments