Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

Тайная явь: скрытое лицо

Есть такая известная некоторым мысль: когда пытаешься понять человека, - ну, тут всегда надо оговаривать, что именно понять, но вдруг вы поймете, о чем я - так вот, когда пытаешься его понять, наиболее плодотворным оказывается не выслушивание его мыслей, которые он прочел в книгах за последние годы, не осмысление его политических симпатий, и даже не выражение его искренних эмоций или выслушивание детских воспоминаний.

Очень многое дает наблюдение жестового языка и особенно его неправильностей. Как человек прихрамывает, как у него в некоторых жестах не расходятся пальцы или напротив торчат, хотя это и неудобно, как у него искривлена шея, как он сутулится, как чихает, очень многое дает походка, подпрыгивания и косолапость, ритм, длительность подъема разных частей стопы, движения ноги в колене и... Выразить дедуктивным образом, что именно следует из правой кривошеи, не представляется возможным. Ничего, в общем, не следует. Но если всмотреться в замедленность жестов или напротив в эту, находящуюся перед тобой, суетливость реакций - со временем вдруг приоткрывается нечто о человеке, что позволяет понять его глубже и прокновенней. Это работает как ключ - долго ничего непонятно, и вдруг озаряет - и проясняется, отчего такие взгляды, как он соотносится с эмоциями, шаблонами жизненных ситуаций и пр.

Это не всегда приятно. Но, собственно, речь не об этом. Всю эту телегу про жесты и понимание я прокатил не просто так, а с целью. И потому введение номер два.

Очень многое для понимания тайны характера современных людей - которые, вопреки всеобщему убеждению, очень быстро меняются - дают не изучение банковских счетов и тайных договоров, а вовсе открытые вещи. Они всем очевидны, стоит только обратить внимание, они демонстративны, их бросают в лицо любому наблюдателю - но просто эти вещи не привлекают внимания в собственном их значении, о них не думают. Это не случайности, это очень интересные свидетельства. Только я не знаю, что они означают - тут надо смотреть и думать.

И вот про одну такую явную вещь я и хочу спросить - таких вещей довольно много, но списком их высыпать смысла нет. Я спрошу про один пример.

Фейспалм. Есть любимые жесты - не только у индивидуального человека. Каждая культура подчеркивает, делает интересным и важным определенный набор жестов из всего резервуара потенциальных жестов человека. Другие жесты проходят неподчеркнутыми, а эти вдруг очень нравятся окружающим, замечаются, со вкусом повторяются. Можно задуматься, какие именно жесты были важными, значимыми, излюбленными, скажем, 40 лет назад или 50, можно посмотреть, как жесты менялись.

Фейспалм - новый жест. То есть он "всегда был", но это как раз совершенно не интересно. Вот очень недавно, всего несколько лет как он стал подчеркнутым, демонстративным, стал нравиться очень многим людям. Когда-то, десятки лет назад, был очень характерный жест - почесывание затылка. Это делали люди, делали литературные герои, этот жест ассоциировался с определенным эмоциональным шаблоном. Или был одно время жест - пальцем водили по губам. Или - пальцем проводили по брови. Это чрезвычайно важные жесты. Для пояснения надо написать, конечно, тысячутомов, я всего один поясняющий действенность пример кину. Был автор, у него была задача нарисовать злодея. Этакого жуткостного гада, чтобы душу выворачивало, какая сволочь - а с виду это красивый, привлекательный молодой человек. и вот автор этому персонажу всучил любимый жест - этот молодой человек, разговаривая, иногда механически, сам не замечая, слегка сплевывал на пальцы руки и приглаживал себе увлажненными пальцами бровь. Автор повторил эту характеристику раза три - и все, персонаж воспринимался как совершенно ужасный, психически ненормальный. То есть жестовые характеристики могут быть очень разительными - тем более, что в нашей культуре не принято их понимать, расшифровывать. Они есть, и все тут.

И были другие такие жесты - сейчас оттесненные на периферию. Конечно, и сейчас чешут затылок. Но много реже это говорят, в чужом поведении и в своем это реже замечается - это становится непроизвольным, тонет в общем двигательном поведении. А фейспалм становится очень фигурным жестом, связанная с ним эмоциональная маска - модной. И даже не столько люди в реальности часто делают фейспалм, сколько они любят говорить о себе и других, что кто-то сделал фейспалм, подчеркивать, что это - ситуация, в которой делают фейспалм.

Ну и вот мой вопрос - как думаете, отчего этот жест стал популярен? почему он нравится? Что именно сообщает связанная с ним эмоциональная маска - и почему она стала такой приятной, привлекательной и модной? Что за массовая эмоция стоит за модой на фейспалм?
(c) zh3l

facepalm
Tags: alchemical notes, art, ethnography2, psychology4, sociology7
Subscribe

  • Краткая история интеллектуальной деградации

    Мне представляется, что интеллект сейчас деградирует. Как вы думаете, каковы причины? Интересуют прежде всего интеллектуальные причины. То есть не…

  • Что вас могло бы удивить в новостях науки?

    Много всего потрясающего открыто за последние десятилетия. И многое, еще пару десятилетий назад казавшееся невозможным - теперь уже... Конечно, из…

  • Век науки

    Люди вокруг грамотные в планировании. С полпинка... и вот интересно. Наука - это область, которая не рассчитана на завершение. Да, работа ограничена…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Краткая история интеллектуальной деградации

    Мне представляется, что интеллект сейчас деградирует. Как вы думаете, каковы причины? Интересуют прежде всего интеллектуальные причины. То есть не…

  • Что вас могло бы удивить в новостях науки?

    Много всего потрясающего открыто за последние десятилетия. И многое, еще пару десятилетий назад казавшееся невозможным - теперь уже... Конечно, из…

  • Век науки

    Люди вокруг грамотные в планировании. С полпинка... и вот интересно. Наука - это область, которая не рассчитана на завершение. Да, работа ограничена…