Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Память о себе: сердце ИИ

Существует высшая мнемическая функция - автобиографическая память. Человек мыслит себя так, как помнит. На этом основаны определения Я, личности как памяти и множество философских и психологически конструктов.

Отсюда следует, что, изменяя воспоминания, можно изменить мышление. Убирая из воспоминаний нeкие части и добавляя другиe, можно добиться совсем нового мышления. Технологии изменения памяти уже довольно известны. Редактирование я-концепции идет и в повседневной жизни, а уж с помощью специальных техник это можно сделать эффективным. Удается ли создать... достаточно интересные личности? Насколько можно понять, человек таким образом может сделать себя умнее, смелее и т.п. И как, удается?

"Например, представители культур, где доминирующей ценностью является индивидуализм (американцы, австралийцы, немцы), спонтанно вспоминают события, смысловым центром которых являются индивидуальные действия и переживания (личные достижения, разочарования, страхи, сновидения). Представители культур с преобладающей коллективистской ориентацией (китайцы, индийцы, корейцы, японцы), наоборот, склонны вспоминать коллективные действия и социальные отношения"
В.В. Нуркова, Д.А. Василенко
ФОРМИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО РЕПЕРТУАРА САМООПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОСПОМИНАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОИДЕНТИЧНОСТИ

"данные, полученные Кай Ванг. 120 американцев китайского происхождения должны были вспомнить наиболее важные события их прошлого. Процесс воспоминания предварялся специальной процедурой: половину группы просили мысленно сконцентрироваться на их китайской идентичности, а половину – на американской. Результаты показали, что фокусировка на американской идентичности провоцировала более эгоцентричные воспоминания, а фокусировка на китайской – более социально ориентированные."

"Анализ литературы позволил нам выделить ряд условий, при которых изменение автобиографических воспоминаний максимально вероятно. На стадии фиксации материала это в первую очередь высокая эмоциональная насыщенность запоминаемого события при отсутствии специальной цели его запомнить. На стадии воспроизведения – высокая субъективная вероятность модифицированной версии события (в том числе за счет авторитетности источника переинтерпретации); атрибуция вспоминаемого события к «субъективному прошлому»; представленность активных реконструктивных процедур в акте воспоминания; существенное расхождение контекста кодирования и контекста извлечения информации."

"как указывает, например, Н.Н. Вересов, слишком большой зазор между реальными предпосылками («завязями развития») и уровнем притязаний (идеальной формой) ведет к дисфункциональности всего процесса развития. В применении к обсуждаемой теме обоснованным кажется предположение о том, что избыточное расхождение между укорененной в автобиографических воспоминаниях «я-концепцией» и тем идеальным «проектом» личности, к которому стремится человек, может препятствовать развитию. В целом необходимая сеть автобиографических референций, создающая уверенность в обоснованности сложившейся самоидентичности, превращается тогда в психологическую ловушку, ограничивающую свободу самосовершенствования. С субъективной стороны такая ситуация переживается как источник тревоги. Л.В. Бороздина показала, что тревожность как личностная черта является результатом именно расхождения уровней самооценки и притязаний".

"В связи с этим задачей проведенного нами экспериментального исследования стало формирование репертуара альтернативных автобиографических эпизодов, демонстрирующих позитивное проявление целевых для испытуемого самооценочно значимых свойств как средства развития самоидентичности. Согласно нашей гипотезе, включение в автобиографическую память новых эпизодов, которые могут служить базисом для обеспечения имеющегося у субъекта уровня притязаний субъекта, ведет к гармонизации соотношения между конструктами «я-реальное» и «я-идеальное», что проявляется в снижении личностной тревожности."

"Многочисленные данные самоотчетов испытуемых свидетельствуют о том, что дополнительным результатом нашего исследования стало развитие у испытуемых возможности произвольно регулировать состояние тревоги, вызванное рассогласованием уровней самооценки и притязаний, т. е. субъективно правдоподобные автобиографические воспоминания стали исполнять роль психологических орудий для удержания горизонта желаемой самоидентичности."

Можно ли заметно увеличить трудоспособность, талантливость, ум? Качества, многим представляющиеся очень нужными, казалось бы - бери и пробуй. Это делается?

С другой стороны, вроде бы здеcь и лежит...
Энтузиасты говорят: если Я есть память, то пусть меня перепишут в компьютер, и буду Я искусственным интеллектом.

Создавая и редактируя воспоминания, мы делаем "новую личность". У которой есть особенности мышления. Это человек, никаких компьютеров нам не надам. Но личность этого человека и его интеллект - в самом прямом смысле искусственные. Они специально выстроены посредством проектирования.

Мм?
(c) zh3l
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →