Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Гвидонова нотация

Гвидо д'Ареццо (990-1050), бенедиктинский монах, изобрел нотную запись. Он ввел 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии буквами латинского алфавита. То есть как числовой ряд долгое время записывался буквами во многих системах математической нотации, так и музыкальный ряд записывается буквами, в 4-разрядной системе (обозначение звуков буквами на Западе с Х в., но не в "ранговой" системе, как у Гвидо). Гвидо Аретинский придумал и систему сольмизации, сольфеджио (ut, re, mi, fa, sol, la). Это было придумано в дидактических целях, для преподавания: слоговые названия ступеней звукоряда взяты из молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

Придумано было для обучения певчих, чтобы они могли петь по нотам. Теперь можно было записать мелодию, и певчие могли по записи правильно спеть ее. В этом и состояло значение музыкальной номенклатуры - вслед за номенклатурой языка (алфавит) и номенклатурой математики (числовой ряд, разряды чисел). Линии нотной записи являются точной аналогией рядов в счетах (абаке) и уровней (рядов) на счетной доске, то есть - математических разрядов.

Прежде чтобы научить человека петь, надо было каждому ученику преподавать мелодию, напевать ему и контролировать исполнение, поправляя при каждой ошибке. Насколько можно судить по вазовой живописи античности, учитель и ученик усаживались друг против друга, учитель играл, ученик пытался ему подражать, никакие записи или ноты не использовались. Все музыкальное умение опиралось на память - до недавнего времени вся арабская музыка передавалась по памяти. Каждой песне надо учить каждого ученика. После создания музыкальной номенклатуры появилась возможность учить сразу многих, и - "всем" песням сразу, чтению записей, сделанных этой нотацией. До введения номенклатурной реформы Гвидо певчих учили 10 лет, после - два года (речь об усвоении всего необходимого репертуара песен). Время обучения сократилось в пять раз. Незнакомые мелодии стало возможно разучивать самостоятельно, без учителя, читая нотную запись.

До Гвидо существовали разные системы музкальной нотации (системы обозначения звуков были в Древнем Египте, Вавилоне, Китае). В Европе до Гвидо были невмы (на Западе, крюки на Руси), это были знаки, которые обозначали подъем или повышение тона песни. Невмы не обозначают звуки, это обозначение групп мелодических шагов, манеры исполнения, в некотором отношении - запись хирономических движений, если угодно - движений дирижера (руководителя хора в Греции). "Перевод" движений в знаки и обратно осуществлялся неоднократно, в некоторой связи (впрочем, отдаленной) с хирономическими движениями находится, скажем, эвритмия. Невмы были знаками "относительными" и не слишком последовательными. Музыкальная номенклатура сделала нотную запись много более точной, однозначно читаемой, "абсолютной". Эта номенклатура сделала музыку доступной любому грамотному в нотной записи, без обязательного личного ученичества у музыки появилась возможность распространяться очень широко. Музыка смогла теперь, как и письменность, распространяться независимо от наличия живого учителя, чтеца-певца.

Музыкальная номенклатура Гвидо является позиционной системой, в ней есть "разряды", "уровни", на которых расположены знаки, положение знака на том или ином уровне меняет его значение. Указателями "разрядов" служили буквы в начале монохорда или цвета линий. Сам Гвидо использовал два цвета - желтый и красный. (Точнее, две линии использовали в нотации и до Гвидо, он ввел промежуточные линии, позволившие уточнить нотацию).

Помимо распространения музыки и быстрого обучения, точного воспроизведения номенклатурная реформа оказала чрезвычайное воздействие на теорию музыки. Гвидо и брат Михаил, его сподвижник, ввели в средневековое пение множество новшеств, которые и определили облик современной музыки. Не в меньшей степени, чем "арабские" цифры и ноль определили облик современной математики. Интересно, что как счет опирался на пальцевую систему, так и нотная запись. Для наглядности при обучении детей нотной грамоте звуки всех гексахордов были закреплены за суставами и кончиками пальцев. Картинка с обозначением звуков, связанных с суставами пальцев, стала именоваться (вместе с соответствующим звукорядом) гвидоновой рукой. (Похожая система независимо возникла в Индии). Как был пальцевый счет (частично заменявший абак), так была и "пальцовка" музыкальной нотации.

Достаточно обоснованным выглядит мнение, что область музыкальной культуры с собственным лицом, которую можно назвать "Западом", то есть появление такого феномена, как "западная музыка", отличающаяся от всего прочего, что есть в мире - это культурное явление родилось в связи с реформой Гвидо из Ареццо, с XI в. Гвидо Арретинский смог зафиксировать музыку. Если говорить о деталях, то многие было и до Гвидо - была и линейная система записи (Musica enchiriadis). Но Гвидо создал очень умную систему, у него "разряды" (линии) отстоят на терцию, а не на секунду. Этот западный мир музыки четко охарактеризовать трудно, но можно выявить тенденцию: движение вверх. Основу русского церковного песнопения составлял бас дьякона, низкие голоса мужчин. Западная музыка двинулась вверх, открывая все новые этажи "тонкого голоса". Это происходило в связи с опорой на инструментальность, диапазон русского звукоряда ориентирован на обычный мужской голос; расширенный звукоряд Гвидо примерно соответствут диапазону современного ему органа, инструментальная музыка позволяла двигаться вверх и изменяла границы возможного.

Все эти различия легко можно упустить. Можно смотреть лишь на самые общие культурные универсалии, не замечая трудно описываемых деталей. Скажем, можно видеть связи между музыкой и фонологией языка: в самом деле, люди говорят и поют "одним и тем же". Музыка известна у всех культур, трудно найти пример культуры без музыки. Как существует универсальная система фонологической записи, пригодная для описания звуков всех языков мира, так и все виды музыки могут быть описаны с помощью небольшого набора нот, набора из 5-7 низкочастотных характеристик, и их комбиаторики с нехитрыми статистическими закономерностями. Это крайне общее описание скрывает множество деталей, которые разворачиваются в истории очень небыстро.
Arom S. 2000. Prologumena to a biomusicology // in The Origins of Music ed. N.L. Wallin. B. Merker, S. Brown. Cambridge MA: MIT Press. pp. 27-29
Nettl B. 2000. An ethnomusicologist contemplates universals in musical sound and musical culture // in The Origins of Music ed. N.L. Wallin. B. Merker, S. Brown. Cambridge MA: MIT Press pp. 463-472
Krumhansl C.L. 1991. Music psychology: Tonal structures in perception and memory // Annual Review of Psychology 42, pp. 277-303.

Во время Гвидо, в XI-XII вв., в двух соседних культурных мирах произошли противоположные изменения. В мире Средиземноморя боролись две силы, которые можно обозначить как силы схоластики и мистики. На западе победила схоластика и образовался мир Запада, на востоке победила мистика. На Западе родилась западная музыка, на востоке умерла рациональная философия ислама, калям. Разделение коснулось и Европы - именно тогда Европа была поделена на западную и восточную, которые стали развиваться очень разными путями. Культурный мир Западной Европы стал развиваться "рационализированными" путями, с опорой на формализмы, на "номенклатуру" явлений духовной жизни, восточный мир опирался на "умные чувства" и сверхразумное постижение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments