Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Возникновение сложности: музыкальная композиция

Тема привлекает внимание, вечно утыкаясь в барьер уникальности. Возникновение жизни, возникновение разума - каждый раз: было всего один раз, как можно делать выводы. Для кого тупик, для кого - вариации гипотез, и в гипотезах недостатка нет. Впрочем, сплетения вероятностей того или иного варианта возвращают к прежнему тупику: да, вот так случилось, могло иначе. Так склалось.

Интересно посмотреть, как описывается возникновение сложности там, где оно описывается. Скажем, было время, когда не было музыкальной композиции, а потом, после XVI в., она появилась. Музыкальное сложение частей - это и есть сложность. Грубо можно сказать, что был григорианский хорал, а потом был Палестрина, и вот между ними произошло рождение композиции.

Сейчас, когда начинают говорить об измерении сложности, говорят самые простые, бесстыдно-тривиальные вещи: ну давайте посчитаем число частей (кгхм... это не так тривиально, если понимать, что такое часть), давайте посчитаем число элементов или там связей, и мы получим хоть какую-то меру сложности. На безрыбье становятся раком, и вот готовы гипотезы про исхождения сложности.

В самом же деле, ну нету других способов - как ни ломай голову, только и остается что-то на тему этих бесстыдно-простых вариантов, причем заранее ясно, что вменяемого ничего не получится, но надо же что-то делать - трясут.

Так вот, возникновение этого самого композита, музыкальной композиции - как оно шло? Конечно, без понимания "самого дела" и деталей очень трудно, но тут уж тоже безвыходность - остается надеяться на "верхнее чутье", немногие счастливцы могут понять сами реалии, о которых говорится, прочие могут лишь улавливать смысл и смотреть, как шаг за шагом такими-то вот движениями создается из "равномерного пения" - композиция. Как сначала композиторы и музыканты не умели работать со сложностью, а потом стали уметь, и через что и на этом пути пришлось пройти - как музыка унижалась до текста и имитации..., так входила в материю низменных чувств, сковывалась прочными ассоциациями с телесными движениями и конкретными смыслами, чтобы потом научиться вновь расправлять себя в музыкальной композиции - организации ритмов и тем.

Под катом цитаты из книги Дубравская. Музыка эпохи возрождения. XVI век. 1996

tempFileForShare_2017-10-11-12-46-35_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-49-01_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-50-58_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-52-42_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-53-45_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-55-28_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-57-24_resized

tempFileForShare_2017-10-11-12-58-27

tempFileForShare_2017-10-11-12-59-40_resized

tempFileForShare_2017-10-11-13-42-01_resized

tempFileForShare_2017-10-11-13-43-14_resized

tempFileForShare_2017-10-11-13-44-07

tempFileForShare_2017-10-11-13-46-45

tempFileForShare_2017-10-11-13-52-37

tempFileForShare_2017-10-11-13-54-39

tempFileForShare_2017-10-11-13-58-53

tempFileForShare_2017-10-11-14-02-19_resized

tempFileForShare_2017-10-11-14-50-07
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments