Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Один в поле истории

В прежние, совсем далекие времена господства марксизма было ясно, что начиная с эпохи массового общества один человек - пылинка и истории изменить не может. Как прежде идеалисты тут же приводили как пример Иисуса: вот жил, умер, историю изменил, так потом, века с XIX, стало общим местом, что - нет, никто не может, времена пророков и рыцарей прошли. Большие батальоны, огромные капиталы и прочие дела.

Теперь уже и марксизм ушел в прошлое, играют совсем другие исторические теории. Понятно, что я спрашиваю не о том, что именно пишут в специальных статьях историки - во-первых, они о таком не пишут, во-вторых, если пишут, то не совсем историки, а в третьих, это не важно. Меня интересует мнение моих комментаторов. Потому что, конечно, живы еще марксисты и они остаются на прежних позициях, и вообще мало ли какие бывают ученые, теория истории в таком состоянии, что лучше туда не смотреть, и тем более ничего осмысленного не спрашивать.

Однако у обычных людей вполне может быть собственное ощущение, опыт жизни, который может им подсказывать тот или иной ответ. Например, я видел множество фанатов объяснений от технологии - эти люди горячо спорят, уже ружья выдвинули Европу вперед всей планеты и позволили колонизировать почти все, или все же именно автоматическое оружие, пулеметы, или там казеннозарядные ружья. Они спорят, какие открытия медицины перевернули мир - пенициллин или руки мыть перед приемом родов, они рассматрвиают, что именно - создание двойной бухгалтерии, сети железных дорог или производство сукна на мануфактурах - что выстрелило Европой в будущее. Ну или сейчас, к примеру - создание искусственной матки, подведение электродов в мозг и компьютеризация сознания или полет на Марс.

У каждого изобретения есть персональный состав - не обязательно единственный изобретатель, иногда дело сложнее, придумал один, внедрил другой... Но за технологией стоит не "масса", а все же несколько человек.

Далее, продолжая эту мысль - иные до сих пор находят в себе силы придерживаться мнения, что историей движут идеи. В виде ценностей, целей, а также планов и прочих таких дел. И если даже очень хорошие технологии нахлобучить на людей, ценности которых определяют совсем иной образ жизни, технологии поведут себя неожиданно. А у идей и ценностей есть персональные авторы - другое дело, что к моменту, когда ценности начинают играть в истории, эти авторы уже неизвестны и внуки их простились с этим светом, но все равно - начинается с одного или очень немногих.

Не продолжая далее вполне понятные рассуждения, которые можно вести долго, опровергая и восстанавливая ту или иную точку зрения, я хочу спросить: мир изменился. Больше нет мира индустриального, с властью большинства, все стало совсем иначе, мир стал сетевым, собранным из множества меньшинств, он изменился по очень многим параметрам - стал более прозрачным и более забюрократизированным, разделился на более и менее связные регионы, выделил из себя центр, провинцию и периферию. В общем, за последние полвека мир стал решительно иным - настолько, что небессмысленно спросить: как думаете, в этом вот современном мире, не в прошлом мире, не в прошлом веке, а прямо вот сейчас как оно все выстроено - один человек может реально быть субъектом истории, учинить деятельность, которая повернет историю в совсем новом направлении? Или по разным причинам субъектами являются какие-то другие штуки - классы, страты, капиталы, схемы, в общем, вещи хоть не кирпичные, но безличные.

Может быть, кто-то считает, что вот он, например, никакая не пыль уходящего времени, а человек, который творит историю - может быть, немного, но и не так чтобы пренебрежимо мало. Может быть, кто-то другой скажет имена современных (или полусовременных) людей, которые действительно меняют историю, и признается, что делают историю не какие-то там "веяния", а вот же, знакомый человек. Особенно хорошо бы понять, посредством чего те, кто это может - делают историю.

Тогда, вроде, получается, что кто не при деле - нехорошо, недовыполняет. Может, успокоительное про массы, в которых лица не различить - оно вернее? Никто не виноват, так склалось и т.п.
Tags: ethics2, ethnography2, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 219 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →