Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Как теряют лидерство в культуре

Попытался вспомнить значимого современного немецкого поэта. Не смог. Прозаики конечно пишут, много их - прозаиков, но чтоб выдающихся? Нема. Композиторов тоже нет. А, ну вот же, Германия - страна философов. Есть философы? Вымерли все. Наверное, есть какие-то учёные, но так чтоб на слуху - не припоминаю. Интересный вопрос, почему Германия лишилась своего высшего творческого потенциала (на среднем уровне-то всё работает нормально: инженеры есть, исследователи). И ещё более интересный: куда и как пойдёт развитие такой страны. Полезно будет за этим наблюдать.
https://realcorwin.livejournal.com/567918.html

Об этом есть знаменитая книга. То есть об этом множество книг, но эта стала классической - Рингер пытался ответить на вопрос, как доминирующая в науке, философии, музыке великая немецкая культура допустила, а потом и вовсе исчезла.
Рингер, Закат немецких мандаринов, 2008
Под катом цитаты

tempFileForShare_2018-01-07-09-09-36_resized

tempFileForShare_2018-01-07-09-10-47_resized

tempFileForShare_2018-01-07-09-13-05_resized

tempFileForShare_2018-01-07-09-15-25_resized

tempFileForShare_2018-01-07-10-29-53

tempFileForShare_2018-01-07-20-50-37_resized

tempFileForShare_2018-01-07-20-59-09

tempFileForShare_2018-01-07-21-04-29

tempFileForShare_2018-01-07-21-14-28_resized

tempFileForShare_2018-01-07-21-34-00_resized

tempFileForShare_2018-01-07-21-36-13_resized

tempFileForShare_2018-01-07-21-37-43

tempFileForShare_2018-01-07-21-40-10_resized

tempFileForShare_2018-01-07-21-41-22_resized

tempFileForShare_2018-01-07-21-42-51_resized

tempFileForShare_2018-01-07-21-45-07

tempFileForShare_2018-01-07-21-46-10_resized

Что история никого не учит - это такая суммативная пессимистическая отговорка, типа "все дураки". Многие историки работают как раз для того, чтобы понять самим и объяснить другим, чтобы урок не пропал зря - тем более что плачено очень дорого. Вот Дмитриев https://ivanov-p.livejournal.com/138811.html рассуждает о возникновении и уничтожении науки в связи с этими эпохами научного лидерства. По его мнению, падение - это исчезновение научной среды, наверное другими словами - научного сообщества. И заменить это сообщество суррогатами (бюрократическими, покупными и тп.) нельзя. А возникновению его не препятствует деспотизм. Мнение о том, что обязательно нужна мощная господдержка, требует по современным меркам корректировки - именно в связи с "немецким чудом" XIX в., тогда господдержка университетов без сомнения была, но государства те уж больно плюгавенькие. И - там оговорка про "национальные амбиции". При этом у немцев нации не было, раз не было единого государства. Так что это какие-то другие амбиции, не национальные.

Мне интересно, каким образом культурное лидерство может уйти от тех, у кого оно сейчас. Еще более интересно, каким образом можно перестать падать. В конце концов, немцы взяли культурное лидерство, будучи "не-Западом", будучи группой разрозненных государств и тем самым без единой поддержки мощного государства, без поддержки "мирового языка" - они просто стали лидерами, и это пришлось признать их соперникам. И вот примерно так, как описано в книге Рингера, это закончилось где-то через сто лет.

И, конечно, очень интересно подумать, каким образом можно добиться изменений. Конечно, история каждого лидерства - особенная, они не повторяют друг друга, французы, немцы и американцы добились результатов разными методами, и время для этого было разное. А теперь, интересно, каким бы образом можно было бы действовать.
Tags: books6, culture2, history6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →