Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Подкатный эпиграф и вопрос о комфортном времени


Беттелхейм просвещенное сердце эпиграф о саморазвитии и комфорте
Беттелхейм. Просвещенное сердце

Я уже приводил разговор, который побуждает меня задуматься. Имеется привычка называть наше время - потребительским, временем поисков комфорта и безопасности и т.п. Об этом написаны толстые книги политологами и социологами, это достаточно понятно о чем говорится. Обычно противопоставляют: вот прежде было время, когда люди, знаете, героически и за свободу, а теперь они не героичны и за комфорт. Беда.
И на этом слове - беда - все как-то и замолкают. Ну что против народа сделаешь. Если он хочет комфорта, а не великих свершений? Можно, конечно, усовещать. В этой позиции трудности - сам усовещающий должен, видимо, быть небогат и всего себя отдавать какому-то героическому занятию, иначе не поймут.

Но вот обнаруживается совсем новый поворот разговора.

...
- Нѣтъ, это не похоже на общество, "помѣшанное на безопасности". На озабоченное самоубаюкиванiемъ, поддержанiемъ иллюзiи безопасности - да, похоже.
- Сейчас очень часто говорится: некое прежнее состояние "типичного члена общества" ушло, и теперь другое. Называют это состояние различно, но чаще говорят иименно о комфорте, безопасности и потребительстве. Вы разбираете и говорите: нет, это не то, не сходится. А какими понятиями обозначить то, что, по-Вашему, подошло бы?
- Я бы сказалъ - регулированiе контактовъ (включая информацiонные) съ "реальностью" - въ сторону сокращенiя.
Въ радикальномъ варiантѣ - жизнь въ квартиркѣ-однушкѣ, удалённая работа, никакихъ походовъ въ магазинъ (всё "изъ интернета" съ доставкой), развлеченiя - игры, общенiе - виртуальное (въ довольно узкихъ группахъ по очень спецiальнымъ интересамъ), вмѣсто секса - порно плюсъ сексъ-игрушки. Въ этотъ мiрокъ можно пустить ещё кота (хомяка, экзотическаго таракана), но человѣка - крайне нежелательно, о семьѣ/дѣтяхъ рѣчь не идётъ въ принципѣ. Дѣло не въ томъ, чтобы не контактировать съ внѣшнимъ мiромъ вообще (захотѣлось - погулялъ), но это категорически не должно быть необходимостью. По умолчанiю - контакта нѣтъ.
Ещё лѣтъ 10-15 назадъ могло казаться, что понятно, чего въ цѣломъ хотятъ люди: общаться, тусоваться, путешествовать, престижно потреблять, посѣщать развлекательныя мѣропрiятiя. Сюда же - "комфортъ и безопасность". Ну, самоутверждаться ещё, "самореализовываться". Сейчасъ всё больше видно, что огромное количество людей (десятки процентовъ? въ менѣе радикальныхъ варiантахъ - уже большинство?) хотятъ вотъ примѣрно того, что описано выше. Какъ состоянiя по умолчанiю, какъ стандартнаго фона. Не у всѣхъ, кто хочетъ, получается - но отношенiе къ жизни и поведенiе мѣняются.
Какъ это коротко назвать? Ну, я могу придумать какой-нибудь ярлыкъ-неологизмъ... "деконтактность" подойдётъ?
- хикикомори
- Да, я про нихъ тоже вспомнилъ въ процессѣ написанiя. Но, если википедiя не врётъ, "хикки" - обычно иждивенцы (безработные). А кромѣ того, я имѣлъ въ виду скорѣе направленiе стремленiй, чѣмъ актуальный статусъ. Но - да, это изъ той же группы симптомовъ.
https://flying-bear.livejournal.com/2469747.html?thread=34127987#t34127987 https://flying-bear.livejournal.com/2469747.html?thread=34106483#t34106483

...

В самом деле. Бесспорно, есть социальные слои, для которых характеристическим будет поиск комфорта и безопасности. И там трудно разговаривать, потому что коли люди хотят и могут сделать себе хорошо, то что тут скажешь. Имеют право. И вдруг такой поворот - другие социальные слои хотят совсем иного. То, что им в апокалиптической фантастике навязывают - всякие там "фашисты" хотят заставить гордых землян сидеть в клеточках метр на три, питаться через трубочку искусственной кашицей и втыкать в интернет - является желанным и мечтаемым будущим. Тут - наконец! - можно спросить: ну как же так? Желать счастья, комфорта и безопасности - может, оно недуховно и негероично, но вполне понятно. Но если люди хотели бы скукожиться, стать незаметными, ни с кем не видеться, жить в бедности, получать очень бедный комфорт и на деле быть полностью зависимыми от массы факторов, так что безопасность тут выдуманная - как это понять?

Ведь вроде бы в самом деле - чувствуется - довольно много таких людей, которые этого и хотят. Да, люди разные, они приходят к этому с разных сторон. Можно вспомнить знакомых, которые постепенно приходят к чему-то такому - кто-то чайльд-фри и далее, далее - и вот в этом районе. Кто-то через духовные искания, разочарования, кто-то через хроническую безработицу, кто-то от невроза и депрессии. Такой список можно продолжать - факт в том, что это по крайней мере часть правды: стремятся не к комфорту, готовы ставить жизнь на кон и быть в опасности, нищете, зависимости. Только не трогайте сейчас, не лезьте, не надо мельтешить и приставать. И они часто уходят в сеть - к сожалению я не могу установить, как они ведут себя в сети, есть ли общие признаки.

Можно выдвинуть гипотезу: люди замучены. Там есть такой обертон - жизнь прежде была тяжелее, но проще. А сейчас жизнь легче, но сложнее. Надо метуситься, надо не зевать, бегать, просить, выбивать, не зевать, следить за многими бумажками, параметрами, иначе все развалится - лишишься работы, потеряешь квартиру, все деньги заберут. То есть так называемый комфорт у тех, кто привычно и по характеру не нервно тянет эту суету, кому не в труд похлопотать и позаботиться - оборачивается невыносимой суетней для тех, кому не по характеру. И они измучены этой гонкой за пустяками, им бы хотелось от казаться от комфорта, от достатка, лишь бы не бегать так бесплодно и унизительно.

Да? Или таких лишь небольшая часть, и основа - это именно хикикомори, безработные, не пришедшиеся к рынку? Есть и другие возможные объяснения. Например, сейчас не часто говорят - но ведь довольно широкие слои населения пошли на дно, потеряли социальные позиции. Скажем, в недавнем разговоре о работе для пользы общества, для других людей был момент - мол, если ты для людей, людям нужное делаешь, они заплатят. Разумеется, это говорят те, кто просто не понимает, что говорит. Люди взрослые, состоявшиеся, работящие, умелые - только безобразно слепые. Такие всегда ест, их очень много - их счастье, что пронесло мимо проблем, они и рады не видеть. Чего не видеть? а очень просто - как человек востребован, многим людям вокруг нужна его работа, то, что он умеет, качественно, нужно, востребовано... Вот только на расстоянии трех рукопожатий от него ни у кого нет денег. И ему никто не заплатит - да, он и его труд востребованы, только люди "обойдутся", они почти без всего могут обойтись. Дело-то нехитрое. Не обойдутся люди без очень немногих вещей, вы все их знаете. А плоды высокой культуры и специальных занятий, "вершки цивилизации" - без них очень легко обойтись. Что тут имеет спрос, зависит от моды и направления умов, и если будет тонуть целый социальный слой, твоя востребованность и умелось может сосать лапу - ничего ты не получишь, хоть проси, хоть нет. И такие погружающиеся в отчаяние ненужности и бедности социальные слои, у которых не просто их судьба и карьера, а весь смысл работы их и всех окружающих - в трубу, вплне могут отчаяться до этого идеала ... Как же его назвать?

Раз близкий и понятный - это комфорт и безопасность, то этот - одиночество и сеть. Подразумевает обычно бессемейность, малоконтактность, потребности невелики, человек часто понимает, что висит по сути на ниточке и выживание его весьма рискованное - но согласен. Вы только не трогайте, и пусть я умру. Неужели не встречали?

Очень интересно, насколько это распространено. Как я понимаю, результат социальной депривации и аномии, говоря социологически, и должно быть распространено весьма. Новая бедность, новая нищета - в сетевом мире. При этом, по крайней мере отчасти - не вынужденная, а добровольная. В том и мой вопрос - верно ли я себе это представляю, как из вашего опыта такое видится. Когда не загнан человек в нищету всяческую обстоятельствами, а именно что сам хочет, сам обрубает связи, сам уходит в это состояние и не хотел бы из него выходить, иные состояния, тот самый комфорт, потребительство и безопасность, которые якобы являются современными идеалами - его отпугивают, и он готов на немалые жертвы, чтобы от них отвязаться. Мм?
Tags: culture2, ethics2, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 227 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →