Функция общественного института - то, для чего в строении данного института и его месте в общественном целом имеются явные предпосылки. Чтобы понять эти слова, возьмем какое-либо орудие, например, топор. Согласно принятой точке зрения, топор - это чтобы дрова рубить. Орудие для рубки дров - так это будет, если бы топор понимали только как "социальный институт". Поскольку сейчас топят в основном не дровами, то это - устаревший инструмент, вышедший из бытового повседневого употребления. Согласно предлагаемому определению функции, топор - орудие металлическое, с острым лезвием и коротким древком, центр тяжести очень далеко от места, за которое орудие удерживается. Из такого устройства (в первом приближении, сразу ясно, как следует характеризовать детальнее) вытекают функции орудия - использование в рукопашном бою, в хозяйстве, в путешествии и т.п. Топор имеет некий набор функций, потому что так устроен, а не потому, что так сейчас принято. Самый деревоколющий топор может быть использован как оружие, в любую минуту - потому что таково устройство. Так вот, функции социального института - это не то клише, которое ему приписывают в сегодняшнем общественном сознании, не то, что досталось по традиции, не то, что думал о его функции тот (предположим), кто выдумал этот социальный институт - это все побочные обстоятельства. Социальные институты существенно характеризуются своим устройством, и из этого устройства вытекают их функции. Функции института вполне объективны, они не зависят от того, что думают те, кто его используют. В самом крайнем случае придется сказать, что некий институт используется нефункционально - как топор можно приспособить как гнет для квашения капусты, от чего он топором быть не перестанет.
Возьмем, например, организацию тетрапод, или даже просто млекопитающих. В их организации есть несколько систем органов, имеющих представительство по всему телу: распределенные системы. Это нервная система и кровеносная система. Нервная система может быть в существенных чертах понята как "информационная", она, например, собирает сигналы о состоянии органов и производит обработку этих сигналов. Кровеносная система также имеет информационную функцию - но потому, что она - распределенная. В кровеносную систему поступают информационные сигналы из гуморальной системы, и кровь разносит эти сигналы ко всем органам тема. Вполне мыслимо иметь отдельную гуморальную систему, но функции совмещены - раз кровь разносится по всему телу и осуществляет транспорт веществ, можно ее использовать как информационный канал. Кровь разносит кислород и питательные вещества, это энергетическая распределительная система. Мыслимо разделить функции, чтобы кислород шел по одним путям, а питательные вещества по другим. Так у насекомых - у них три распределенных системы: система трахей проводит воздух до каждой клетки, кровеносная система - питательные вещества, и нервная система - информацию.
Какие в современном обществе есть распределенные системы? Телевизор. Сбербанк. Почта. Школа. Больница. Дорога. Полиция.
Вещательные медиа. Деньги. Транспорт. Электронные медиа.
Школа, больница, почта - остатки прежних распределенных сетей, сейчас они потихоньку консолидируются, теряют всепредставленность, сливаются и заменяются. Медиа представлены каналами вещания и распространения, а эти институты - людьми. Они используются, когда нужны системы с распределенными людьми. Это системы с распределенными людьми, системы, имеющих людей в представительстве на местах. Поэтому учителей и врачей используют во время выборов: а кого еще использовать? Выбор распределенных систем ограничен.
Остается три системы. Транспорт - перемещение веществ и людей. Деньги - в рамках нашей метафорики нечто вроде социальной энергии. И медиа, информационная система.
Медийная система не столько сообщает информацию, сколько побуждает к действию. Это, собственно, видно уже из ее самоотчетов - когда говорится, что где-то что-то произошло, об этом сообщили медиа и что воспоследовало? обычно - некие действия, медиа очень любят, когда на них реагируют действиями, это входит в их функцию. Обычно нетрудно догадаться, что в качестве информационного источника медиа какие-то странные. Участники событий знают все, как очевидно, и без медиа. Какие-то туманные "верхние начальники" знат, что им знать это невыгодно и не знают чисто условно. Читательские массы не знают, но их знание ни на чем не сказывается. Напротив, узнавать из медиа - осокрбительно: помните, наверное, сообщения об отставках и иных актах, о которых сам фигурант "узнал только из газхет, из новостей". Если кто-то властный узнает о чем-либо из медиа - это оскорбительно, "так" должен знать. Информация не переносится от кого-то к кому-то, медиа действуют совершенно иначе - испускают сигнал, на который должно следовать действие. Какое? И опять, из самих медиа это видно: интенсификация положенных институту, задетому медиа, действий. Не что-то новое и невиданное, от сбербанка не требуется перевозить грузы, от дороги не требуется вести в небо. Институты и места, затронутые медиа, должны выполнять свои регламентированные функции, но особенно прытко и активно. То есть медиа усиливает то, что делают другие социальные институты. У них - функция активации, усиления движения. Медиа - это инструмент с положительной обратной связью, они своим функционированием активизируют общество, непрерывно подавая сигнал "усилить движение". Такой адреналин для социальной системы.
Важно, что эта функция медиа работает в силу устройства медиа, она не требует распоряжений, усилий и приказов. Не важно, хорошие или плохие журналисты и главреды, не важно, хотят акторы медиа этого или иного, не важно, что приказывают медиа чиновники, ими управляющие. Что бы не делали люди, медиа будут работать так и только так. Определяется эта работа и устройство медиа - прежде всего форматом новостей. Новости - "сенсации" - нечто, привлекающее внимание... Понятно, что новости - это то, что делает таким медиа, это не события внешнего мира с особенными чертами, это конструкты, которые создает медиа по своим правилам, это конструированный формат. И этот формат определяет функционирование медиа, чтобы изменить медиа и чтобы они выполняли иную функцию - например, информационную - надо удалить новости и создать иной основной формат существования медиа. Это предполагает иные ожидания читателя, иную схему финансирования и вообще всё другое - это будет другой социальный институт. Это уже не топор.
Точно так же можно смотреть на устройство других социальных институтов и из самого характера их устройства видеть их социальные функции. Которые во многом не зависят от должностных инструкций и фундаментально-определяющих актов. Либо эти инструкции, приказы и установления будут хотя бы в замаскирвоанном виде содержать истинные (вытекающие из устройства) функции социальных институтов, либо инструкции и приказы будут на бумаге, а институты будут функционировать как-то иначе. Либо в качестве дополнительных фнкций будут выполняться - не очень умело и с искажениями - навязанные функции: топор можно использовать как гнет, им можно прижать от ветра бумаги на столе, да мало ли что можно сделать с топором. Но это все же не основные его функции.
Поскольку система медиа все равно несет функцию распространения некоторой информации, но не для информирования... Тут нет ничего странного. Система, побуждающая к действию, тем самым с сигналом "скорее!! давай-давай" - делает это посредством распространения определенного формата информации. Важно не то, что это информация, а то, каков ее формат, что делает эта информация, для чего она так приготовлена. Но все же медиа разносят информацию, но только не для информирования. Раз это непрерывный поток информации, служащий для активации (главное), в качестве дополнительных функций выступают развлечение, успокоение и образование.
С развлечением понятно - активирует тех, кто попал под раздачу, для прочих эта же информация развлекательна, тем более есть специально-развлекательные элементы (неновостные - от шоу до фильмов). Успокоение - это дополнительная функция новостного потока. В развернутом виде - поток новостей состоит не только из сигналов типа "такое-то произошло в пункте N", но и из отсутствия актуальных для слушающего сигналов. С ним, его близкими, его городом и т.п. - ничего не прозошло, а все происходящее с другими он хорошо понимает, знает, привык = в мире не произошло ничего значимого, пугающего и важного, все спокойно. Поток скандально-тревожных новостей обладает успокаивающим действием, поддерживая устойчивость картины мира и давая слушателю сигнал, что он в курсе всего и ничего важного не происходит. Что до образования, то успокаивающая функция характеризует картину мира, шкала новостей (политика, общество, спорт, авто, наука - вот это всё) создает иерархическую картину мироздания, и в каждом "кругу" описывает некую картину происходящего в социальной реальности, объекты и их типичные действия. Эта картина мира - разумеется, имеет очень большое значение для образования. Именно она определяет ценности; говорит об общем устройстве мироздания; объясняет сопряженность частей мира и их связи. Тем самым в современном обществе медиа, новостной оток прежде всего, выполняют образовательную функцию, дублируя школу и действуя до нее, вместо нее. Многие знания получения из медиа, это школа повторяет вслед за медиа некоторые банальности, а не сказала бы - люди б и так знали.
Тем самым в нашем обществе есть социальный институт, который несет функции всеобщего обязательного образования. Если угодно, можно назвать его "начальным". Все, слушающие медиа - а надо предпринимать специальные усилия и особенно очень родиться, чтобы не слушать и не видеть - все получают эту картину мира, набор базовых знаний о социальном устройстве и немного о физической среде, о способоах поведения и принятых шаблонах. Очень интересно исследовать, как взаимодействуют два образовательных института - школа и медиа, как противоречат и повторяют друг друга. Но это долгий разговор. Так что только один пример - дети в детдомах основное время сидят-лежат вокруг телевизора и изредка перебрасываются репликами, а в основном - смотрят, хоть вполуха. Это - доминирующий источник их образования.
Опять же, эти функции медиа выполняет не по приказу, она не может их не выполнять, они заложены в ее устройстве. Не важно, сознают ли владеющие медиа - властители, чиновники, редакторы, директоры - что делают медиа, пытаются они на это влиять или нет. Медиа все равно, помимо основной активирующей функции, выполняет функции развлечения, утешения-успокоения, образования. На институты медиа действует активирующе; обычных граждан успокаивает "я всё это уже сто раз слышал... ничего нового... все в порядке... я все узнаю, это мой привычный мир...". И образовывает: создает и подкрепляет привычную картину мира.
А основная их функция - это подобие замедленного взрыва. Как любая положительная обратная связь, она разносит то, к чему приделана, на кусочки. Медиа - это встроенный деструктор социальной системы. Но, опять же, есть внешние и внутренние способы - балансиры - которые не дают медиа в самом деле разнести общество на части своим непрерывным усилением. Существуют способы вытормаживания. Как в нервной системе первична функция возбуждения - нервная система все время генерирует возбуждающие импульсы, которые привели бы животное к, попросту говоря, судорогам, и потому есть надстроенные верхние уровни, которые выборочно тормозят активность низовых структур, лишь иногда позволяя им проводить свой возбуждающий сигнал беспрепятственно - так и над медиа...