Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov


В тринадцать лет поздно объяснять про любовь, если в десять её не показывал. В шестнадцать сложно рассказать про свободу тому, кого в тринадцать контролировал в мелочах. В девятнадцать всё поздно.
https://anna-amargo.livejournal.com/666998.html


Стиль мышления передается социально, через культуру того общества в котором живет и растет человек. Примитивное и цивилизованное общества сильно различаются - это очевидно. А можно ли зафиксировать глубинные различия в стилях мышления разных цивилизованных культур? Вот ответу на этот интересный вопрос и посвящена рассматриваемая книжечка - по сути, большая статья, в 2001 году опубликованная в журнале Psychological Review и с тех пор ставшая третьей по цитируемости за всю историю этого журнала.
В своей работе авторы сначала рассматривают две древние, очень развитые и максимально далекие друг от друга цивилизации - Древнюю Грецию и Древний Китай, - выявляют основное различие в стилях мышления, а затем прослеживают, как это различие проявляется сейчас, в современности. Вторая, современная часть статьи основана на экспериментальных данных. Подопытными, как обычно, в основном были студенты - исследования проводились в США (западноевропейская цивилизация), а также в Китае, Корее и Японии (дальневосточная цивилизация, в статье используется термин "Восточная Азия").
https://timur0.livejournal.com/340765.html


- Вы, кмк, довольно явно радуетесь этим новостям про неандертальцев, вы к ним, кмк, как-то позитивно-неравнодушны. Почему, если не секрет? Какая, в сущности, разница - играли они на музыкальных инструментах, рисовали или нет, кроме узко-научной?
- На самом деле, возможно, просто очень берет за душу факт существования настоящих, не фэнтезийных, "других" - подлинной разумной расы иного происхождения.
https://myrngwaur.livejournal.com/775194.html?thread=10510106#t10510106


Обдумывая ответ на вопрос ivanov_petrov о причинах "непостижимой эффективности математики" в описании мира, сообразил, что эта непостижимая эффективность закончилась у нас на глазах.
Собственно говоря, первым звоночком стала победа численных решений многих научно-технических проблем над аналитическими.
Но это всё ещё было первыми цветочками.
Ягодками станут массовое применение нейросетей и квантового компьютинга в народном хозяйстве.
И там и там язык математики заменяется моделированием без понимания содержания моделируемых процессов в сколько-то формализованном виде. В случае нейросетей модель информационная, в случае квантового компьютинга это уже будет просто физическая модель, к тому же вероятностная.
Продолжение тенденции вполне серьёзно ставит вопрос о реальных границах научного описания реальности в его современной трактовке.
Потому что если в завтрашних научных работах будет нормой и общим местом применение таких оборотов как "мы обучили трёхслойную реккурентную нейросеть таким-то и таким-то методом и она распознает артефакты процесса с точностью 97%" (а оно будет, в итоге то), то понимания процессов которые внутри чёрного ящика это не добавит.
Известная сентенция Лема про неотличимость высокой технологии от магии на глазах приобретает несколько саркастическое звучание.
Собственно, возвращаясь к вопросу об эффективности математики в описании реальности, я повторю, расширив, свой ответ.
Эффективна она, пожалуй, по той причине, что является когнитивным инструментом.
Т.е. её эффективность - это свойство разума, который её продуцирует.
https://golosptic.livejournal.com/1544365.html



https://djtigerratt.livejournal.com/2143122.html


Чем отличается игра «Жизнь» от эволюции живых форм с точки зрения читателей, немного знакомых с математикой?
Вопрос хороший, работаем над этим; скоро, надеюсь, будет статья. Одна, впрочем, уже есть (см. вчерашнюю ссылку).
1. Один момент (не самый главный) назвали - правила игры Жизнь трудно назвать «ковариантной репликацией». Там нет случайности. Мутации случайны принципиально (хотя бы потому, что включают квантовые события, исход которых, по современным представлениям, непредсказуем в принципе). И это влияет именно на математику.
2. Самый главный момент: в игре Конвея нет разделения на генотип и фенотип, а это, по-видимому, принципиально меняет характер необходимой математики (см. нашу статью по вчерашней ссылке).
3. Размерность пространства конфигураций, в котором происходит «эволюция», важна для математики - в частности, из большой размерности, по-видимому, вытекает древесный характер эволюции (там же). А двумерие, оно и в Африке двумерие.
4. Правила игры Конвея локальны, в реальных физико-химических системах, имеющих отношение к эволюции живых организмов, важно дальнодействие.
https://flying-bear.livejournal.com/2494551.html


В начале девяностых пара близких мне людей, оказавшись там, робко подошли к нему с вопросом: скажите, Владимир Кириллович, а вот сейчас в России, мы знаем, организуется дворянское собрание, и его возглавляет Голицын, он вам кем приходится? Староста растерянно улыбнулся: "Я не знаю. Понимаете, отцы, когда крепостные из нашей семьи получали вольную, то многих так и записывали за нашей фамилией."
https://anchoret.livejournal.com/463507.html


- Игра "Жизнь" недотягивает. Другие появляющиеся сейчас объекты, вернее, комплексы объектов - они, наверное, на грани, или уже за гранью.
Кажется, постепенно формируется набор математических фактов следующего типа: если в некоей системе "сложность" превзошла некий предел, то в системе может происходить автоматической рост этой самой "сложности", то есть эволюция.
Оговорки:
а) что такое тут "сложность" - это как раз самое сложное, надо найти правильный критерий. Как правило, у этого свойства это очень муторное описание.
б) от того, что утверждения подобного типа могут быть сформулированы и доказаны, "ясность" не возрастает, а наоборот. Пока "эволюция" ещё мертва, как раз можно понять и объяснить, что происходит в системе. Я вот если "эволюция" включилась, начинаются непонятные процессы. "Сложность" - это ведь как раз степень непонимания, неясности, невозможности чётко описать и просчитать...
Когда спустя довольно длительное время становится понятно, какие части системы выжили и "победили" - понимание возникает, но на другом уровне. И оно заведомо неполноценно: даже если победили динозавры, где-то в норах могут продолжать суетиться мелкие-мелкие мышки, до которых очень трудно добраться сухопутным крокодилам, которыми можно пренебречь и на которых наплевать. А вот потом этим мышки могут подрасти, например, до слонов...
Самое тяжкое тут - понять, как оно запустилось. Невероятно, но запустилось. А как дальше идёт - это уже намного проще, это по Дарвину....
- Конуэевская "Жизнь" - клеточный автомат, неожиданно оказавшийся способным на довольно сложное поведение. Примерно так же, как аттрактор Лоренца оказался способен моделировать "стохастическое" поведение. С Лоренцем разобрались, построили гиперболическую теорию, никто в этом месте не собирается философствовать, экспоненциальную неустойчивость не победить, и от неё не избавиться.
"Жизнь" - сложнее: у меня ощущение, что математики к ней всерьёз подступиться не могут за неимением средств и осадных лестниц, а на штурм идут в основном любители, вооруженные компьютерами всё мощнее и мощнее. Обнаруживаются всё более и более сложные долгоживущие конфигурации, а теорем нет и не может быть.
Но в тот момент, когда ты вносишь случайность, всё меняется. Случайная начальная конфигурация деградирует мгновенно. Если ты время от времени случаным образом меняешь знак у какой-то клетки, - совершенно ничего не известно, но скорее всего, тоже новых эффектов не будет, но не факт. Если угодно, это можно изобразить, как раковое заболевание: есть сложная эволюционирующая конфигурация, ты подсаживаешь одну лишнюю клетку, - и вдруг всё умирает.
Видимо, правильная задача была бы "правила Конуэя работают с вероятностью один минус эпсилон", где эпсилон - интенсивность мутации (т.е., клетка, которая должна родиться, очень редко, но не рождается, а та, которая должна была бы умереть, очень редко, но живёт на один шаг дольше, чем положено).
Но в любом случае, какие бы ни были результаты экспериментов, мы их очень долго ещё не сможем осмыслить. А тем более, - натянуть сову на глобус и сказать что-то про настоящую жизнь.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2110874.html?thread=122238618#t122238618



Последние огородники Тропарёва, фотограф Gordon Gahan, 1978 год
https://foto-history.livejournal.com/11466777.html


- то есть у нас пока хорошее время, потому что многие помнят, как оно было с моралью.
А потом, значит, надо будет рождаться в некоторой особенной традиции или с особенными задатками, чтобы это было, иначе - общесоциальные традиции аморальности.
- Да, можно сказать, что сейчас время хорошее, но лишь относительно того, что нас ждет дальше.
Во многом уже сегодня нужно, как Вы написали "сильно родиться", чтобы пройти по краю и не упасть, но дальше это будет намного сложнее.
Сейчас, когда в социальной жизни первичны импульсы сознания, искать мораль в социо-культурных нормах - ошибка. Там властвует временами совсем не то, что есть мораль, а совремнные "психологи" продолжают туда направлять людей.
Но это и не означает, что мораль должна стать индивидуальным понятием - нет. Просто искать ее нужно иначе и в другом месте, так как современный человек не приучен.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2105687.html?thread=122286423#t122286423


Зачем Платону необходима теория припоминания? Похоже, из изменчивого чувственного опыта вечные ценности красоты, истины и блага никак не извлекаемы. В таком случае они даны нам с рождения (и до рождения данные нам как божественный дар). Сам Платон этот аргумент прямо не приводит, но из общего смысла учения вытекает именно такой вывод. (Непосредственный довод у Платона не слишком вразумительный. Если мы будем расспрашивать раба, никогда ничему не учившемуся о геометрических знаниях, то оказывается, он их сам посредством подходящих вопросов, все расскажет. Ну, и делается заключение, что раб обладал геометрическими знаниями уже с рождения, и даже до рождения). Я как-то не могу воспринять историю про раба серьезно, поэтому предпочитаю более естественный аргумент, относящийся уже не к геометрии, а к ценностям.
https://lavrentevdv.livejournal.com/189349.html


Я нашел взломанную программу к оригинальному кодировщику mp3, которую даже сами ее создатели считали пропавшей. Затем мне удалось найти секретную базу данных, где зафиксирована история утечек». Изучив тысячи страниц судебных документов, Уитт пришел к выводу о «существовании глобального заговора». Пиратство лишь потом стало модной субкультурой, но начиналось все благодаря нескольким хорошо организованным группировкам.
История цифрового пиратства складывается из трех сюжетов: первый из них — изобретение формата mp3 Карлхайнцем Бранденбургом и его соратниками (впрочем, началось все с его учителя, Дитера Зайтцера, придумавшего способ передачи музыки по телефонным линиям). Второй выстроен вокруг Делла Гловера, «нулевого пациента интернет-пиратства», впервые в истории укравшего музыкальные записи и выложившего их в интернет. В это же время глава Universal Music Даг Моррис начинает понимать, что пиратство способно положить конец музыкальной индустрии. «Как музыка стала свободной» — не унылое академическое исследование, скорее это остросюжетный роман, где, в общем, нет плохих и хороших, а есть случайное стечение обстоятельств: «Вы хоть сами поняли, что вы сделали? — вопрошал Адар Бранденбурга после их первой встречи. — Вы же убили музыкальную индустрию!» Бранденбург так не считал. Ему казалось, что mp3 «очень хорошо и естественно встроится в музыкальный бизнес».
Один из неочевидных мотивов в книге — это роль рэпа в становлении субкультуры пиратства. Делл Гловер — поклонник этого жанра, именно страсть к музыке подтолкнула его к краже, а ведущие хип-хоп лейблы то и дело упоминаются в расследовании Уитта.
https://avvas.livejournal.com/7686663.html



Генерал А.И. Деникин среди танкистов.
https://foto-history.livejournal.com/11470204.html

Алтайский край,середина 1960-х.
https://foto-history.livejournal.com/11469372.html


Что сильнее всего раздражает в самых разных текстах. Если коротко - подгонка под ответ. Если коротко и по-английски: wishful thinking. Если не столь коротко, но зато (надеюсь) понятно: псевдомышление, то есть, процесс, маскирующийся под мышление и иногда очень на него похожий, но отличающийся от мышления тем, что результат известен заранее и задан чем-то внешним по отношению к этому процессу (от любви к начальству и страха перед начальством до неотрефлексированных, чисто эмоциональных, предпочтений).
https://flying-bear.livejournal.com/2495557.html


На окружающую несправедливость можно по своимъ склонностямъ реагировать тремя способами: противиться ей, уйти въ сторону или извлекать изъ ​нея​ прибыль. Соціализмъ (что совѣтскаго, что, кажется, и современнаго западнаго толка) ко второму безпощаднѣе всего.
https://philtrius.livejournal.com/1220692.html


Маркеры -- те же фломастеры, только лучшего качества, как мелки, которые тоже были детской игрушкой, пока не пришел Дега. Думаю, то же ждет и маркеры. Это возможность совершенно по-новому раскрыть художественный объект. Конечно, Вермеер всегда Вермеер, но "Девушка с жемчужной сережкой" маслом будет очень отличаться от самой себя в акварели и, тем более, в вышивке бисером или витраже.
Пока художники только-только начинают осваивать этот инструмент. Установившейся техники нет, признанных ("старых") мастеров, естественно, тоже, рынок производителей не оформлен, даже не оформлен носитель (бумага), на которой маркеры лучшим образом проявляют себя. Но тем интересней следить, куда оно пойдёт. А если вспомнить, что таких инструментов существует не более двух десятков, и если разделить творческий период человека, скажем, 4000 лет, на их число, то получается один инструмент возникает раз в 200 лет. Вот в какое уникальное художественное время мы живем.













https://ptitza.livejournal.com/723994.html


Согласно гипотезе американского антрополога Оуэна Лавджоя, главной предпосылкой эволюционного успеха гоминид был уникальный для приматов тип общественного устройства, основанный на социальной моногамии — содружестве нескольких семейных пар. Изучение баланса нейромедиаторов в дорзальном стриатуме (отделе мозга, играющем важную роль в социальном поведении) у шести видов приматов позволило Лавджою и его коллегам получить новые аргументы в пользу этой гипотезы. Полученные данные согласуются с предположением о том, что нейрохимические изменения, произошедшие в мозге наших предков после их отделения от предков шимпанзе, способствовали снижению агрессивности и росту дружелюбия и социальной конформности — умения согласовывать свое поведение с настроениями сородичей и обстановкой в коллективе.
...Гипотеза Лавджоя подкрепляется множеством косвенных свидетельств, порой довольно неожиданных. Вот только один пример: специалисты по сравнительной геномике обнаружили, что у наших предков под действием отбора был утрачен консервативный регуляторный участок ДНК, отвечающий за контролируемое андрогенами формирование кератиновых шипиков на пенисе (см. Penile spines). Эти шипики, связанные с механорецепторами, повышают чувствительность пениса и способствуют быстрой эякуляции. Это выгодно в условиях острой конкуренции между самцами за возможность спариться с рецептивной самкой. Но то, что хорошо для склонных к промискуитету шимпанзе, было вовсе не так хорошо для наших предков, перешедших, согласно Лавджою, к социальной моногамии (уникальному для приматов общественному устройству, основанному на мирном сосуществовании нескольких семейных пар в одной социальной группе; все остальные моногамные приматы практикуют территориальную моногамию, когда каждая парочка живет сама по себе, охраняя территорию от чужаков). Для поддержания супружеской любви и верности, особенно если все происходит в большом и дружном коллективе, полезно, чтобы половой акт продолжался подольше, и поэтому отбор способствовал редукции чувствительных бляшек на пенисе (C. Y. McLean et al., 2011. Human-specific loss of regulatory DNA and the evolution of human-specific traits).
...Эксперименты на людях, мышах, крысах, кошках и макаках показали, что для особей с повышенной активностью дорзального стриатума в большей степени характерны «внутренняя» мотивация, автономное поведение, пониженная склонность подстраиваться к обстоятельствам (в том числе социальным) и в целом более поверхностное представление о нюансах окружающей обстановки. Такие особи склонны к доминированию и агрессии. Напротив, у индивидов с высокой активностью вентрального стриатума чаще отмечается преобладание «внешней» мотивации, они склонны занимать в социуме подчиненное положение (это показано на макаках), чутко реагируют на поведение сородичей и более тщательно исследуют окружающее пространство. У людей вентральный стриатум предположительно отвечает за социальную конформность, желание соответствовать требованиям общества и получать одобрение окружающих.
...Лавджой и его коллеги предполагают, что на ранних этапах эволюции гоминид (вскоре после отделения предков человека от предков шимпанзе) на представителей «нашей» эволюционной линии, таких как ардипитеки, действовал отбор на усиление социальных связей, кооперации, дружбы и супружеской привязанности. Если говорить более конкретно, это был отбор на такой личностный стиль, который предполагает сильную «внешнюю» мотивацию поведения, чуткость к социальным и иным внешним стимулам, когнитивный контроль над эмоциями, способность сдерживать агрессивные реакции, социальную конформность, а также склонность к формированию прочных социальных связей с половыми партнерами и просто с друзьями (affiliative bonding). Такой личностный стиль, по-видимому, соответствует у приматов высокому уровню дофамина и серотонина в сочетании с не слишком высоким уровнем ацетилхолина в стриатуме. Таким образом, из гипотезы Лавджоя следует, что у гоминид под действием отбора должны были произойти серьезные изменения в нейрохимии стриатума.
http://elementy.ru/novosti_nauki/433208/Neyrokhimicheskaya_gipoteza_proiskhozhdeniya_cheloveka


Интересна судьба одного русскоязычного (так!) слова, которое в том мире было мегапопулярно, было главным словом, его произносили и слышали по несколько раз на дню. И не люди какой-то субкультуры, а люди целого большого мира. Это слово - ламер. Сейчас в том мире, куда я попал из того прошлого мира, его не знает никто, не помнит никто, не использует никто, да и слова такого, похоже в этом мире никогда не было.
Я не знаю более ни одного столь ошеломительного примера быстрого выхода сверхпопулярного и общеупотребительного слова из употребления и его полного забвения.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2111079.html?thread=122269031#t122269031
С ламером, представляется, что дело было в расширяющейся компьютеризации, когда надо было отличать новичков от старожилов. Кстати, у православных практически перестали употреблять слово «неофит».
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2111079.html?thread=122291047#t122291047


Еще лет 15-20 назад другой мой коллега, ныне ушедший из фантастики, поскольку он умный человек, говорил мне: "Фантасты и их издатели выжигают собственное пастбище". Он был прав. В 2000-х фантастику стали писать очень многие, поверив, что это легкий хлеб и что для успеха не нужны мучительные годы учения. Были и приятные исключения, но погоды не делали. Издательский отсев был крайне слаб. Страну захлестнул вал фантастики, не увеличив при этом количество читателей. Хуже того, оно стало уменьшаться обратно пропорционально увеличению массы книжной продукции и прямо пропорционально падению ее качества.
...Примерно в 2008 году прозвенели первые звоночки. В 2010-м загудели колокола. В 2012-м наступил коллапс. Он продолжается до сих пор и, если чутье меня не подводит, продолжится еще немало лет. Причин тому три (по убывающей):
1. Общий кризис перепроизводства информации. Действует на все виды литературы.
2. Чрезвычайное распространение пиратства. Действует преимущественно на жанровую литературу.
3. Снижение покупательной способности населения.
...Что может сделать писатель, чтобы хоть немного приблизить окончание кризиса?
Увы, только одно: перестать писать фантастику. Или хотя бы предлагать ее издателям. Писать нетленку "в стол" или искать себе другое занятие. До той поры, пока в обществе вновь не возникнет острое желание читать новьё. Тогда, лет этак через 10, мы, возможно, будем свидетелями новой волны российской фантастики. Она будет другой.
https://lemming-drover.livejournal.com/218853.html


"Известных западных фантастов" в СССР мы таки частенько читали в переводе очень неплохих советских переводчиков и писателей. Классический пример - Андрэ Нортон в переводе Стругацких. Ну, или не менее классический про "Boromir smiled" -> "Тень улыбки промелькнула на бледном, без кровинки, лице Боромира." (Перевод Н. Григорьевой, В. Грушецкого)
А сейчас, обратившись к тем же самым авторам, но в переводе уже современных кое-какеров, удивляемся, какой же, оказывается, они шлак пишут.
Есть и обратные примеры - та же Роулинг (вот ее я пытался в оригинале читать, язык очень непростой, но красивый - а взялся я за оригинал после того, как меня стошнило от перевода купленной бумажной книги издания "Росмэн").
https://lemming-drover.livejournal.com/218853.html?thread=12313317#t12313317


Детям красота не нужна. Взрослым, увы, необходима. Красота – это точка, где начинается коммуникация. Потом уже можно заметить, что «нога не получилась», или «это не моё», или «это опасная штука». Но чтобы вообще что-то начало происходить, это должно быть красивым. Что бы это ни значило.
https://antimeridiem.livejournal.com/783208.html


медиа, на мой взгляд, не аналогичны нервной системе. Они относятся к одной из двух других сфер, которая связана с проявлением индивидуальных задатков людей. Через эту сферу формируется социальная жизнь. К слову, с образованием они находятся рядом - в одной сфере. Отсюда могут проистекать объяснения того, что заставляет медиа пересекаться с образованием, местами замещать, а также оказывать столь разрушительный эффект на социум.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2109855.html?thread=122287519#t122287519
Люди и в образовании и в обращении к медиа утоляют потребности, лежащие в одной плоскости. Человек в большинстве своем стремится к чему-то. Мы называем это абстрактными понятиями вроде развития или роста. За всеми этими словами лежит некая конкретная потребность каждого человека куда-то идти - вперед, вбок, вверх, вниз. Но люди постоянно идут, даже когда кажется, что человек не делает ничего. В уходящих привычных формах это было преимущественно облечено в форму классического образования. И вот оно за последнее время начало нуждаться в сильной трансформации. Образование, как и наука сегодня живет старыми формами и содержанием - новых крайне мало. В образовании мы находим один из огромнейших кризисов нашего социума. Место освобождается, старые формы отмирают, а нового, способного занять огромные площади нет. Потому на эту территорию начинает прыгать то, что бегает рядом и, что воплотили и раздули за последнее время люди, удовлетворяя близкие потребности - медиа. Процесс по своей форме похож на появление технологий в науке.
Современные медиа - это совокупность нереализованных потребностей людей, непонятых и неосмысленных, которые проявились в виде такой социальной раковой опухоли, инициированной вмешательством экономических и государственных потребностей на то поле деятельности людей, которое силам государства и экономики принадлежать не должно. Люди сегодня туда льют абсолютно все без разбора - в одном месте медиа выполняют такие функции, как описали Вы, в иных местах - другие.
Пересекаться с образованием (да и с иными сферами социальной деятельности) медиа будут все сильнее.
Я ожидаю (и это уже происходит) перевода образования ближайшего будущего в форматы, рожденные медиа.
...В этом плане вопрос о том, где медиа противоречат образованию, на мой взгляд, в ближайшее время будет иметь только исторический аспект - массовое образование скоро станет частью того, что рождается из сферы, которую мы называем медиа.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2109855.html?thread=122287775#t122287775


... если б какой-нибудь б какой-нибудь Воланд спросил математиков, есть ли у них свои собственные доказательства бытия Бога, я думаю, многие из них бы вспомнили про существование комплексных чисел.
https://xaxam.livejournal.com/975983.html

математика, действительно, следует за практикой, она, как говорил Хевисайд - "наука экспериментальная". Есть фундаментальные вещи, которые устроены очень контринтуитивно (самый простой пример - комплексные числа, которые построены на том, что обычные правила взятия корней можно нарушать организованным образом) и хорошо объясняют вещи не потому, что вещи следуют за математикой, а потому что математика следует за вещами. За многими вещами математика следует не очень охотно и можно очень явно наблюдать неэффективность математики (низкую "окупаемость инвестиций"). Иногда в порядке мысленного эксперимента интересно представить себе Невтона, применяющего свои самые прорывные методы к экономике или биологии.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2108961.html?thread=122024225#t122024225


"Способность жертвовать собой"
«Собой» можно жертвовать, если «Я» выделено из ситуации жизнедеятельности. Для такого выделения нужно иметь (1) механизм знакового опосредствования (его у животных нет, так что речь может идти только о человеке), (2) концепцию психического (формируется в 4-4,5 года, так что «Я» есть не у всех), (3) механизм самосознания в форме Я-концепции (формируется в подростковом возрасте, так что не каждый человек может со своим «Я» что-то делать). «Жертвовать» можно, если сформировано понятие жертвы (это понятие есть не во всех языках) и если хорошо работает саморегуляция (иначе пожертвовать собой просто не получится). Так что объяснить этот вид человеческого поведения, исходя из поведения животных, нельзя в принципе.
https://www.facebook.com/nchudova/posts/1589162281133560 https://a-bugaev.livejournal.com/1173267.html


К нам недавно приезжал президент KAIST, Корейского института передовых технологий — самого продвинутого вуза Южной Кореи. Он рассказывал, что европейцы не понимают, каким шоком для корейцев была победа в го программы AlfaGo над их чемпионом, потому что каждый кореец прекрасно понимает, что эта игра не счетная, она на интуицию. Для них го — важный элемент образования, там с первого класса факультатив по го, почти обязательный. Они считают, что это очень сильно влияет на развитие интеллекта. Победа машины в го настолько их потрясла, что искусственный интеллект практически сразу был объявлен приоритетом номер один в Южной Корее — и сейчас это действительно так.
https://trv-science.livejournal.com/1080673.html


Обыденное познание Платон называет мнением, которое может быть даже истинным, но только случайным образом. Мнение слабо обосновано, так как опирается на чувственный изменчивый опыт, а не на нечто стабильное. Мнение имеет такой же статус что и становление, то есть находится между бытием и небытием, некая смесь истины и заблуждения.
Второй момент, который уже указывал: если мнение обретает себя в изменчивом, то оно утверждает относительность ценностей. Неизменность ценностей воспринимается как заблуждение. Это касается как здравого смысла, так и философских течений, тяготеющих к нему.
https://lavrentevdv.livejournal.com/190158.html


Самое лучшее определение термина "Гражданское общество" которое я когда-либо слышал вообще ("лучшее"- точное и наглядное) было представлено в "Симпсонах" в том эпизоде, когда нелегал индус Абу организует компанию по сбору денег на восстановление сгоревшей протестантской церкви. А когда его спрашивают "Абу, а тебе-то нехристю это зачем?" тот отвечает "а я хочу, чтобы в городе и дальше была организация, которая бы каждую неделю на выходных объясняла всяким гадам что меня нельзя грабить и нельзя убивать"
https://division---bell.livejournal.com/1632076.html


Еще пример. Ольга Трапезникова, ландшафтовед-полевик, занимается исторической географией сельского хозяйства — для нее это агрогеосистемы. Она, не зная Космачёва, проводит те же самые рассуждения о суровых природных условиях, и знает, что должны осваиваться лучшие земли, особенно на Севере. Эта стандартная модель не проходит. Космачёв занимался Сибирью, Трапезникова — Европейской частью. Ей понадобилось много лет, чтобы разобраться. Чрезвычайно важен транспортный фактор. Осваивались не лучшие земли, но при прочих равных — земли, ближайшие к селениям, становились лучшими. Раз они близко, то можно было вывозить навоз. И старое сельское хозяйство за счёт большой дисперсности расселения — на Севере маленькие деревни — было успешно.
И оказалось, Ольга, сама не заметив, разрешила важный историко-географический парадокс. Почему на Севере была выше урожайность? За счёт того, что поля были очень близко, а деревни имели много скота, и уровень внесения навоза был намного выше, чем на Юге. Кстати на территории СССР самые высокие урожаи были в Калининградской области — за счет мелиорации. Выше, чем на Кубани, а кубометр кубанского чернозема до сих пор в Париже — эталон природного плодородия.
— То есть в Калининградской области урожайность была выше, чем на Кубани?
— Да. Это зерновых — 40 и выше.
— А за счет чего?
— Там за несколько столетий сложилась система подземного дренажа —керамические трубы. 40 тысяч километров! Но система не продержалась. Когда немцев выгнали, сельское хозяйство там закончилось.
— Но после войны еще были урожаи?
— Пока система работала. Потом всё рухнуло с понятными последствиями. Это такие локальные сюжеты аграрной истории. В некотором смысле история России и есть история сельского хозяйства. Кроме того, Север был богат. Я еще застал в 1970-е стариков, и они говорили: «Раньше нам зимой из Швеции на оленях коньяк возили, табак, кофе и ножи».
...Для меня было неожиданностью то, с какой скоростью эта мифология появляется, распространяется и перестает ощущаться как мифология, воспринимаясь как история. Не нужно объяснять, что такое «Золотое кольцо» — созданный для иностранцев советский туристический маршрут. Но сейчас большинство жителей этих мест — в основном моложе меня — уверены в том, что семантика такова — в России был Золотой век: до Петра в украшении храмов использовалось много золота, технологии раскатки золота были ручные и край был очень богат, поэтому его назвали Золотым кольцом. Название появилось на моих глазах! И это уже в учебниках.
...В России до революции было три института, которые стали прототипами для многих американских и не только — Лесной институт, Горный, питерский Технологический институт. Не университеты. Американские Калтехи — от питерского Политеха, потому что они там, видимо, нашли оптимальное соотношение между практикой, математикой, физикой и прикладными дисциплинами — ноу-хау. После почти 20-летнего перерыва барон Врангель (пока его не убили) делал инженерную карьеру в Европе — он окончил Политех. Откуда взялся «расцвет советской науки»? Западных ученых приехало очень мало. Были генетики, гуманитарии, марксисты. Это значит — за счет массового образования в науку вошло много талантливых людей. Но они учились у русской науки, которая по числу ученых была второй в мире. Немецкая была самая большая и за счет того, что там были еще Австро-Венгрия, Швейцария.
http://istorex.ru/page/kaganskiy_vl_geograficheskaya_ekspertiza__prezhde_vsego_ekspertiza_samikh_prostranstvennikh_predstavleniy_i_ponyatiy https://timur0.livejournal.com/341021.html


Изъ ушедшихъ въ прошлое реалій совѣтской эпохи сложнѣе всего представить себѣ стадіонъ, собравшійся слушать поэта. Если безъ музыкальнаго сопровожденія, конечно.
И это, кажется, культурный феноменъ вполнѣ уникальный. По крайней мѣрѣ въ рамкахъ европейской литературной исторіи вспомнить не могу. Ранняя поэзія, адресованная всему обществу, имѣла инструментальное сопровожденіе и по характеру физіологическаго воздѣйствія была ближе къ современному року и ​рэпу​, ​чѣмъ​ къ стихамъ всухомятку (здѣсь. понятное дѣло, ​есть​ и доля шутки, и доля не-шутки).
Запретъ на другія развлеченія кажется мнѣ важнымъ факторомъ, но не полнымъ объясненіемъ.
https://philtrius.livejournal.com/1220953.html


Не остаётся ни смыслов, ни слов
и ни единого чёткого снимка.
И вытесняя мерцание снов,
утро вскипает в кофейной машинке.
https://frkr.livejournal.com/118134.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments