Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

"Эта страна": Зильберман об Америке и себе (2)

(из писем Леваде)
"Культура возникает… не внутри социальной системы, но на границе двух…. систем… [Яркий пример] - исихазм. Этот материал очень важен тем, что, во-первых. Соответствующие учения (номинализм оккама в одно случае и "сверх-реализм" Паламы, иногда даже называемый современными богословами "христианским материализмом", с другой) позволяют интерпретировать символический подтекст западной Реформации и восточного "духовного атлетизма" (выражение Паламы) в глубочайшем антропологическом смысле."

"Христианских истолкователей всегда смущала особая близость техники исихазма к индийской йоге… Однако они не знают ни философии, ни теологии йоги: а здесь совпадение настолько полное, что уже тем самым исключается мысль о каком-нибудь "влиянии" и можно говорить о "восстановлении общего архетипа"… [учение Паламы не имеет почти ничего общего с истолкованиями Лосского, Флоренского], зато совершенно поразительно и серьезно сходство в методе с Гегелем, причем учение Паламы нельзя назвать идеализмом, поскольку вся деятельность "восходящего богопроизводства" и "социации" совершаются телом. … Поразительно истолкование Паламой символизма, которое… есть полный аналог знаменитого метода "восхождения от абстрактного к конкретному". … Здесь мы имеем единственный пример активного христианского мистицизма (на Западе такие не известны: Лойола, Экхарт, Фокс - совсем иное). … Но самое интересное, конечно. это культурная функция данного феномена и его роль в складывании внерелигиозного сознания по линии, внешне независимой от веберовской схемы рационализации (эмансипируется не экономический, но политический интерес…)"

"Очень четко определяется "конструируемый тип": восточный мистицизм. Затем показываю его историческое развитие… параллельно даю сравнительный анализ линии "власть и авторитет" на Западе, в Индии и в Тибете…Выдвигаю версию "ориентализации" (противоположно вестернизации). Оформляется тип: "азиатский способ мышления".Затем иду глубже: показываю гносеологию и теорию символов, разработанную в этом мышлении (Симеон Новый Богослов и Палама)…Затем показываю, как эта организация монастырской жизни была привита на Руси. Интереснейший момент: русская артель как малая группа, производственный коллектив и структура сознания - есть калька с данной монастырской организации. …Анализирую роль т.н. "шалопутов", странствующих экс-монахов, носителей "добротолюбия" и заодно - "критической идеи". … Затем - обобщаю в методологическую схему.
Tags: books3, culture, philosophy, sociology7
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments