Потом: в России научная деятельность стала менее оплачиваемой по сравнению с очень многими занятиями. Поскольку вариаций множество, и многие затрудняются увидеть лес за деревьями, скажу очень общую оценку. В СССР научная деятельность была некоторой (слабенькой, но) формой социального лифта, это был все же шаг вверх, а теперь - едва ли не шаг вниз. Поэтому женщин стало прибывать. С разной скоростью, в разной степени, это все понятно. Конечно, зависит от научной области. Также понятно, что в числе генералов от науки, среди директоров их не так чтобы очень стало прибывать, а снизу они постепенно стали расти; идет процесс одокторения и прочие естественные процессы.
Когда-то я попробовал этот процесс измерить. Одно дело - впечатления, другое - посчитать. Я взял для измерения уровень довольно солидный - уровень публикаций. В научном мире многие, очень многие не публикуются совсем или почти совсем. Как это делается - вопрос другой, но есть основания полагать, что непубликующихся членов научного сообщества много, я бы оценил примерно в две трети, но это среднепотолочная оценка, я не о ней. Я о публикующейся части - это "настоящая", активная часть научного сообщества. Это настоящие ученые, профи. И получилась у меня картинка, когда я на графике по годам откладывал долю авторов-женщин в публикациях... Оно этак росло-росло с революции (до революции можно принять, что женщин в науке не было - там единичные исключения). Где-то годах в 60-70х женщин стала половина. Потом график дергался, но в целом рост продолжается, хотя и не такой быстрый. Полагаю, что доля женщин будет очень зависеть от конкретной науки и много чего еще, но сейчас она где-то на уровне 60-70%. По всем наукам не считал, так что это - опять же некоторое ориентировочное число. Для показателя ориентировочности: если пытаются повысить уровень публикации (особые сборники, тематические номера журналов), то там доля женщин резко падает - процентов до 10. А если идет рядовой номер журнала - там может и 75-80% быть. Что тоже показатель. То есть, может быть, если специально учитывать только очень высокорейтинговые издания, то может оказаться, что там доля женщин ниже, а если брать рядовые и еще пониже, то там доля их же выше. Такая несправедливость.
Тем самым для России (при всех понятных оговорках про разные области и возможные флуктуации) в целом можно сказать так - или дать такой образ: наука становится женским занятием. Да, наверху, среди генералов от науки женских имен мало, т.е. меньше половины (в этом смысле мало, может, в иных смыслах более чем достаточно). Но если смотреть не на отдельных генералов, а на профессию в обществе - научный сотрудник, профессионал, занимающийся наукой - то это все больше становится женской профессией.
Сказанное - просто следствие того, что наука оплачивается не очень хорошо, а труда в нее надо вбухать занимающемуся ею очень много. Такие требующие много трудовложений и неденежные области "всегда" были областями, где работают преимущественно женщины. Интересно, конечно, как в разных странах мира (полагаю, это решительно зависит от того, как на местном - в масштабе страны - уровне) оплачивается наука, так что может быть, индийская наука или там китайская будет выглядеть совсем иначе, чем американская или русская. В общем, не знаю, как в мире. Считать надо.
Вопрос мой - после этого длительного введения, которое на самом деле не подразумевает споров, а призвано ввести в курс дела тех, кто смотрит, но почему-то до сих пор не видел - вопрос мой таков. Как изменится наука, когда она станет традиционно женским занятием? Одно дело, когда мужская наука XIX века - прямо за плечами, а женская наука только вот-вот двадцать лет как появилась. А когда пройдет лет под пятьдесят и больше? когда в общeстве появится устойчивый стереотип, что учитель и ученый - это женщины?
Измeнится ли что-нибудь в науке? Ее микроклимате, организации, способе работы, результатах? Как думаете? Или останется, как было? Или изменится, но по другим параметрам? А что будет с отношением к науке?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →