Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

«Эта страна»: Зильберман об Америке и себе (4)

(из писем Леваде)

«…Оттого и усиливается типологическое разбредательство, что внутри каждого типа живые люди все туже затягивают петли взаимонепонимания, делая из них узлы «минус-сознания». … Хоть в одном типе затягивается петля грубости и жестокости, а в другом – равнодушия и безразличия, никто не может сказать. Что хуже. … В том-то и реальное достоинство типологического подхода, что он позволяет увидеть обоюдность многих, казалось бы, односторонних процессов».

«Здесь, в этой стране – удручает то, что, вот, очень много умных, чутко отзывающихся на социальные проблемы людей… - но совершенно нет такой субстанции, что ли. Как «духовность»… И именно поэтому, а не потому, что здесь высокий жизненный уровень, страна эта – филистерская. Невинно филистерская пусть…»

«Здешняя неосведомленность о том, что реально происходит в социальном знании современной России – чудовищна. Хочется всех вас приободрить: то, что вы делаете там, - куда почище всего, появляющегося здесь (в социальных науках, философии, лингвистике и т.п.) – по крайней мере за последние десяток-полтора лет. Тем не менее здесь нет должной реакции: засилье стереотипов и непроходимое чванство. Так что кое-что надо персмотреть: поменьше сверяться по компасу и идти своей дорогой… Проблемы сознания, процессуальные представления общества и культуры – здешним недоступны. Отсутствует элементарное умение читать первоисточники. Представления об истории мысли – самые невероятные. Даже лучшее в собственной традиции – не играет решительно никакой роли. Новыми глазами смотришь на Парсонса: тот хоть знал материал.»

«Картина философской жизни – тоже удручающая. Порой просто бесит. И, конечно, иррациональность в жизни общественной… Плюрализм – плюрализмом, но тут – как нестройный рой мошкары.»

«[О сходном уровне числа разводов] Мотивы, однако, очень разные. Здесь главный – не социально-материальные трудности и межличностные натяжения, а внутриличностная неадекватность. То-то я раньше не мог поверить в реальность психоанализа и экзистенциализма: не было массового материал на виду. Здесь же все – как в лаборатории: взрослые, даже пожилые люди, спят с toy-friends, сосут пальцы в случае фрустрации и т.п. Ну и, конечно, скучища заедает.»
Tags: books3, culture, history3, literature, philosophy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments