Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Образование для XXI в.

Ситуация с образованием, насколько я понимаю, следующая. К концу XIX в. сформировалось три типа университета - английский колледж (выпускники - управляющие; "джентльмены"), французская Эколь Нормаль (типовые выпускники - госслужащие, инженеры), немецкий университет (типовые выпускники - ученые).

В том веке еще существовал слой образованной элиты, из которой в основном рекрутировались студенты, чем и решался вопрос о культурных основах, мотивации и пр. В ХХ в. появилось общество масс, некая однородная и не имеющая выраженной культуры масса. Воспроизводить ученых в этих условиях (с нуля, без предварительного и сопутствующего культурного базиса) оказалось очень трудно. В ответ создан американский тип университета. Он сделан на базе немецкого университета - с добавлением. К 5 годам университетского обучения добавлены два-три года послеуниверситетского образования. Эта "аспирантура" характеризуется жестким набором курсов и дисциплин, требующих усвоения, набором задач, за решением которых следят (в немецком университете этот этап значительно менее оформлен). Полное обучение продлено, и тем самым стало возможным даже в социальных условиях ХХ в. образовывать ученых.

В XXI в. ситуация вновь изменилаcь. Исчезло однородное общество большинства. Появилось общество меньшинств, причем все эти меньшинства разные, находятся на разных шкалах, они совсем не похожи друг на друга. В связи с этим рухнуло понятие классики, общего образования и пр. В этих социальных условиях снова стало затруднительно воспроизводить ученых. Методы, выработанные ХХ в., оказались недостаточными.

В качестве ответа на социальные условия XXI в. выбрано непрерывное образование (LLL). https://ivanov-p.livejournal.com/164010.html

Это достаточно новый социальный институт. Образование как нечто целое, единое - исчезает. Появляется образовательный пунктир, готовый подхватить человека в любой период жизни. Социальная дифференциация выстраивается из различий внутри образования, различия между образованными и необразованными теряют в значимости,поскольку важным становится различение в образованных и на самом деле образованных.

Появится ли в связи с этим особый тип университета - не знаю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →