Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Учиться, играя

В современной фантастике есть такой сюжетный ход - там люди лежат в виртуальных коконах, играя с полным погружением в то и сё, и эта игра оказывает на них потрясающее воздействие - они реально научаются очень сложным практикам, в фантастике чаще всего - магическим. То есть игрок в игре что-то делает, потом возвращается в реальный ми, и вдруг обнаруживает, что может кастовать файерболл.

Сюжетный ход соблазнительный. Иногда авторы урезают осетра, и игрок просто учится мастерству в реальных профессиях. Обычно играет ускорение времени - игрок восемь часов тренирует что-тотам в игре, а потом встал из кокона - а он суперкаратист, чемпион мира по шахматам или по крайней мере бадминтон у него на мировом уровне профессионального навыка.

Ну, в фантастике хорошо. Там много чего есть. Я привычно считал, что это только сюжетный ход, чья-то удачная выдумка. Оказывается, нет - имеет под собой.

ALVARO PASCUAL-LEONE, NGUYET DANG, LEONARDO G. COHEN, JOAQUIM P. BRASIL-NETO, ANGEL CAMMAROTA, AND MARK HALLETT. 1995. Modulation of Muscle Responses Evoked by Transcranial Magnetic Stimulation During the Acquisition of New Fine Motor Skills. JOURNAL OF NEUROPHYSIOLOGY. Vol. 74, No. 3
http://www.chrisdonnellymusic.com/wp-content/uploads/2012/02/Pascual-Leone1995.pdf

В этой работе, которая послужила стартовой точкой для многих других, показано, что осетр все же есть, хотя о его размерах можно спорить. Авторы провели опыты, в одной серии (мускульные практики) испытуемые несколько часов упражнялись на фортепиано, играя простые упражнения. Потом мозг сканировали, нашли изменения в коре - стали плотнее некоторые области коры (то есть ,больше клеточных контактов и рост клеток)и снизился порог активации этих областей коры, которые у профессиональных клавишников развиты очень сильно. Это, кажется, области, связанные со зрением, слухом, в моторной коре.

А в другой серии - ментальных практик - испытуемых просили выполнять эти упражнения мысленно. Они представляли, что играют на фортепиано, те же часы, и результат был сходным, тоже уплотнение коры и снижение порога активации. авторы говорят что-то типа того, что для данной задачи не надо противопоставлять ментальное физическому. Мозг упражняется, независимо от того, работают ли мышцы. Мышление - это движение, ограниченное мозгом.

Heleen A. Slagter, Richard J. Davidson and Antoine Lutz. 2011 Mental training as a tool in the neuroscientific study of brain and cognitive plasticity. HYPOTHESIS AND THEORY ARTICLE. Front. Hum. Neurosci., 10 February 2011 | https://doi.org/10.3389/fnhum.2011.00017 https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2011.00017/full
В этой работе смотрели, как на обучение влияет медитация. Нашли, что медитация, нечто такое обще-когнитивное, тем не менее влияет на скорость обучения конкретным навыкам. Выясняется, что медитация меняет структуру и функционирование мозга, и эти изменения улучшают скорость обучения конкретным практикам. Есть целая книга N Lippman. 2012. Effects of Mental Practice and Physical Practice On Physical Performance with Drummers о подобных вещах (на примере барабанщиков). И в других работах сравнивают чистое мускульное обучение, "ментальное обучение", когда человек в уме повторяет движения и создает моторные образы, и медитацию как чистое умственное обучение. Ursula Debarnot, Marco Sperduti, Franck Di Rienzo and Aymeric Guillot 2014. Experts bodies, experts minds: How physical and mental training shape the brain. Front. Hum. Neurosci., 07 May 2014 | https://doi.org/10.3389/fnhum.2014.00280 https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2014.00280/full

Уже есть обзоры. João Paulo Manochio; Eduardo Lattari; Eduardo Matta Mello Portugal; Renato Sobral Monteiro-Junior; Flávia Paes; Henning Budde; Paulo de Tarso Veras Farinatti; Oscar AriasCarrión; Mirko Wegner; Mauro Giovanni Carta; Gioia Mura; Nuno Barbosa Ferreira Rocha; Leonardo Ferreira Almada; Antonio Egidio Nardi; Ti-Fei Yuan; Sergio Machado. 2015. From Mind to Body: Is Mental Practice Effective on Strength Gains? A Meta-Analysis. http://recipp.ipp.pt/bitstream/10400.22/7347/3/ART_RochaNuno_2015_8.pdf Нашли больше 50 статей на эту тему, о том, как влияют ментальные упражнения на реальные достижения. вывод пессимистический - авторы не нашли доказательств того, что умственные упражнения увеличивают силу тренирующихся. Это они, как я понял, пытались усреднить по всем исследованиям, в большинстве эффекта от умственной тренировки не было. Боюсь, тут методические проблемы.

Nicolò F. Bernardi, Matteo De Buglio, Pietro D. Trimarchi, Alfonso Chielli and Emanuela Bricolo. 2013. Mental practice promotes motor anticipation: evidence from skilled music performance https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2013.00451/full Здесь показано, что ментальные практики повышают точность и скорость движения. На примере пианистов. Получилось, что ментальные упражнения влияют, хотя и меньше, чем полноценные физические упражнения.

Интересно, конечно, что там с видеоиграми, все же одно дело - в уме по клавишам, другое - играть в игру, а у тебя тренировка реального тела прокачивается. Есть обзор:
Andrew J. Latham, Lucy L. M. Patston and Lynette J. Tippett. 2013. The virtual brain: 30 years of video-game play and cognitive abilities. Front. Psychol., 13 September 2013 | https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00629 https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2013.00629/full Это обзор всей литературы за последние 30 лет. Выводы мутные, игра влияет, но обнаруживаются проблемы с методологией и сравнением исследований.

В целом, вроде бы, точно влияют игровые практики. Точно положительно. Довольно слабо, слабее, чем мускульные практики. Медитация оказывает положительное влияние. Чего нет, так это упоминаний об ускорении. Чтобы в игре восемь часов тренировался, а потом - будто два месяца. Такого не слышно, это фантастика.

Как я понял, используют это в лечебной терапии, типа восстановления после инсультов, работе с пожилыми и в каких-то подобных случаях, назначают помимо движений еще и ментальные упражнения. Или людям с повреждениями мозга прописывают видеоигры для улучшения. Ничего более впечатляющего не нашел. Осетр есть, но очень маленький.

Хотя исследования преимуществ опытный геймеров проводились:
Video game practice optimizes executive control skills in dual-task and task switching situations. Tilo Strobach, Peter A. Frensch, Torsten Schubert. Acta Psychologica 140 (2012) 13–24 https://s3.amazonaws.com/academia.edu.documents/40258733/Strobach_etalAP2012.pdf?AWSAccessKeyId=AKIAIWOWYYGZ2Y53UL3A&Expires=1535267117&Signature=T9%2BZTzUplvGt6b1DgT21Pj7c2CM%3D&response-content-disposition=inline%3B%20filename%3DVideo_game_practice_optimizes_executive.pdf Показано преимущество опытных геймеров при решении параллельно двух визуальных задач. Для обретения подобного преимущества хватает примерно 15 часов игровой практики.

В подобном исследовании The effects of video game playing on attention, memory, and executive control
Walter R. Boot, Arthur F. Kramer, Daniel J. Simons, Monica Fabiani, Gabriele Gratton Acta Psychologica 129 (2008) 387–398 https://msu.edu/course/psy/802/altmann/802/Ch3-2b-BootEtAl07.pdf вся постановка похожа - сравнение опытных геймеров с неопытными, у геймеров много тонких отличий, но там показан эффект самоотбора - геймеры ведь это те, кому удается хорошо играть в видеоигры, так что показано, что у негеймеров нет подобных улучшений в этих тонких различиях слежения за быстро движущимися множественными объектами и пр., но видимо дело не только в тренировке геймеров, а в том, что геймерами стали более ко всему такому способные.

В общем, работ такого рода море, оказывается, но вроде бы не только наштангиста не натренироваться ментальными практиками, но и на наперсточника.
Интересно, более впечатляющие реальные примеры кто-нибудь знает?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →