Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Закон природы

Закон - то, что выполняется всегда. Понятие идет из юриспруденции, из формальной логики - это дедуктивная вещь, не может быть, чтобы закон был с исключениями или какими-то прочими погрешностями. Закон есть закон. Это понятие очень давно проникло в науку. Наука имеет дело с эмпирическими данными, для них есть другие понятия - скажем, вероятность или закономерность, архетип или инвариант. Эти понятия, идущие из идеала дедуктивного знания и из метода знания эмпирического, различают очень неохотно, на уровне терминологии в науке предпочитают иметь дело с законами, и выстраивают всю риторику, подстраиваясь под значения слова "закон", и мыслят научные открытия как законы. Меж тем в основе экспериментальной науки - закономерности, вероятности. Дело не в том, что они "ненастоящие", просто они должны мыслиться совсем иначе. К ним подходят совсем иные мыслительные конструкты. Действительность, которую мыслят, будто она выстроена на основании законов - иная, чем действительность, которая есть наборы эмпирических фактов, тенденций, способностей, вероятностей, потенций и закономерностей. В социологии, скажем - закономерности, а не законы. А в классической термодинамике или в классической механике? А в биологии?

Поскольку различают их нечасто, интересно бы узнать - какой предстает действительность, которую мыслят с помощью понятия "закон", этакий космический великий Кодекс, который нельзя и невозможно нарушить. Законы сплетаются, образуют пересечения в областях действия, под закон явление можно подвести - а можно исключить из действия закона, перевести в юрисдикцию другого закона. Это совсем особенные способы думать. И другое дело - феномены, которые мы для удобства познания организуем в закономерности, феномены ничего никому не должны, они просто есть, и над ними ничего нет - никаких законов. Можно усмотреть закономерность, которой частично подчиняется некий ряд феноменов, а можно и не усмотреть, феноменам ни холодно, ни жарко, они всё равно есть. Усмотренная закономерность иногда сбывается, и ее мыслят не как закон, которому обязательно следовать, а как радость от добровольного помощника - вот, на этот раз закономерность подтвердилась, очень хорошо, а вот в следующий раз - нет, это было исключение.

Законы являются действующими силами, они сами собой, своей законодательной силой, которая вне фактов и явлений, - действуют, то есть мир пронизан действием неумолимых законов. А закономерности совершенно не действуют, это просто способ описания каких-то тенденций в области феноменов, типа "в этом мешке чаще прочих встречаются красные шарики". Если вынули, а шарик синий - ну что ж, никто не обещал.

Иначе говоря, кроме самих вещей, в мире в одном случае мыслятся особенная такая сила законов. Некие математические формулы, к примеру, наделены особенной властью, они сбываются помимо вещей, вещи подчиняются этим фомулам. А в другом взгляде помимо феноменов в мире совсем ничего нет, у закономерностей нет "области применимости" - это лишь инструмент познания, если ее применить не по адресу - не будет работать совсем, не поможет и не подскажет, если по адресу - ну, иногда получается что-то понять. Законы мыслятся нематериальными, это, наверное, "идеи" (хотя идеи Платона были видимыми и явленными, а не такими, что находятся за пеленой феноменов). И тогда оказывается, что более "идеалистические" люди мыслят космос как совокупность законов, которым подчиняются вещи, а более "материалистические" - как множество феноменов, которые частично описываются "закономерностями".

Иногда говорят, что наука законов осталась где-то в прошлом, так, мол думали раньше, веке в XVIII. А в ХХ пришли вероятности... но о вероятностях тоже думают как о законах. Подумаешь, формула имеет иной вид и применяется иным способом, все равно закон есть закон.

Иногда об этом говорят так: существуют ли на деле законы? они есть? Или это "только" формулы на бумаге? Об этом ведется спор среди желающих философов, ученые обычно себя такими рассуждениями не утруждают. Наверное, интереснее не искать "голые законы" в космосе, которые как-то там живут вне подчиненных им фактов, а подумать - каким бы образом следовало мыслить мир и выражать научные истины, если не поддаваться гипнозу риторики законов? Которые ведь просто форма речи. Правда, сказать что-то без речи очень трудно. Но вдруг получится.

Мы обычно говорим о научно познанном мире как о находящемся под властью законов. Что бы изменилось в наших мыслях, если б мы могли думать о мире, свободном от законов?

Скажем, вот столкновение. Многие мыслят так: если физика исследует законы взаимодействия мельчайших, элементарных субъединиц вселенной, то все прочее тоже есть физика, все науки - либо физика, либо не наука. Это от мышления законами: мысленно придумали, сконструировали область применимости некоторых формул, и сделали вывод. Не смущаясь пустяками, что всё это - просто придумано. На это следует возражение: то, что специально сконструировано из таких субъединиц, имеет смыслы, функции и взаимодействия, никак этими единицами не предписываемый. Это не противорчеит физике, но просто физика не способна помочь понять ничего в таких случаях, она оказывается негодным инструментом - не "ошибочным", а неверно выбранным, с нею в руках в "этом" ничего не понять, так что следует ее положить, где ей место, и исследовать область данных явлений подобающим образом.

Рассуждение это имеет еще и тот смысл, что главные беды современной физики, выражающиеся в теории мультиверса и антропном принципе, вся кутерьма вокруг удивительного сочетания математических величин, описывающих нашу вселенную - эти беды связаны с мышлением о законах, управляющих явлениями. Только мысля о законах, более главных, чем явления, можно дойти до этих несчастных противоречий. Содержание мышления странным образом задается его стилистикой; если ты сторонник мыслей о законах, управляющих миром - вот тебе в голову содержание, пригодное только для таких, как ты, а если ты мыслишь иначе - у тебя в голове будет иное содержание.
Tags: philosophy3, science4
Subscribe

  • Непростительное

    Обычное наблюдение (делается каждым первым): люди себе всё прощают. Кто-то обнаруживает, что родственники, от которых он претерпел, по прошествии…

  • Потоп, зола и что-то еще

    Мой вопрос мне кажется почти безнадежным. Поэтому я сразу сформулирую прямо то, что думаю - мне кажется, никакие подходцы и разогревы не смогут…

  • Свои старые тексты

    Это сплошной сюжет, и было бы занятно проследить историю понятия - как сотню за сотней лет в разных культурах авторы относились к прежнему своему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Непростительное

    Обычное наблюдение (делается каждым первым): люди себе всё прощают. Кто-то обнаруживает, что родственники, от которых он претерпел, по прошествии…

  • Потоп, зола и что-то еще

    Мой вопрос мне кажется почти безнадежным. Поэтому я сразу сформулирую прямо то, что думаю - мне кажется, никакие подходцы и разогревы не смогут…

  • Свои старые тексты

    Это сплошной сюжет, и было бы занятно проследить историю понятия - как сотню за сотней лет в разных культурах авторы относились к прежнему своему…