Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Человеческий разум

Интересно, что бы это могло быть? То есть - если не считать "разум" понятным, корневым, объясняющим сам себя смыслом, если выводить из какого-то другого качества, - чем могло бы быть это качество? Через какое слово объяснять "разум", если это надо объяснять?

Если спрашивать современную культуру, ответ будет примерно таким: это обучение. Обучение сейчас считается чем-то чуть не священным. Курсы, семинары, школы, лекции. Учат многие и всему. Популярный взгляд в том и состоит: животные обучаться не умеют, у них "видовые инстинкты", а у людей разум и обучение. При особенном изощрении этот взгляд преобразуется "эволюционно" (будто разговорами об эволюции можно отменить слабость образования понятий): мол, у животных обучение какое-то "слабое", а у людей "полное, неограниченное". Часто можно слышать нечто фанатичное: что-то о том, что вся ваша культура - пустяки, главное - дайте мне необозримые базы в сети и возможность учиться, и я освою что угодно.

На деле обучение - штука довольно простая. Есть всего несколько различающихся видов обучения - привыкание, обучение и инсайт. Последние два различаются видом кривой - при обучении результат решения задачи плавно улучшается (там много деталей, - усталость, опробывание альтернатив и пр.), при инсайте - резкий взлет и решение после множества неудач. Все виды обучения, конечно, имеются у животных.

Из этого следует занятное. Человек не отличается в смысле обучения от животных. Отличается материал, к которому применяются способности к обучению, а сам тип обучения - тот же. Конечно, есть те, кто готов остановиться на количественном различии. Мол, у животных оперативная память размером в три штыка, а у человека в семь, вот и разница. Тогда разум - это когда "более лучше" обучаются. В количественном смысле, - быстрее, надежнее.

А отсюда следует, что человеческий разум либо не существует, либо заключается не в способности к обучению. Эта способность у нас общая с животными. А в чем же разум-то?

В чем же особенность человека, если эти надежды ("дайте мне материал для обучения и время, я выучу что угодно, я критичный, спокойный, умный, умею учиться, у меня, значит, мощный разум...") - не на человеческие, а всего лишь на животные способности, так в чем же отличия человеческого разума, который мы повседневно, как считается, используем, что в нашем уме - человеческого?

Или его надо объяснять через другое слово?

(C) zh3l
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 308 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →