Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Что-то изменилось глубоко внутри v.v. ничего не изменилось

Интересно - как можно было бы аргументировать ту или иную точку зрения. Первую точку зрения я в кратком виде не нашел, поэтому написал сам, стараясь оставаться в духе этого взгляда. Разумеется, мое изложение может не понравиться, но не могу же я писать о том, что секс кончился, когда вот же он. Так что надо подойти иначе.

(c) zh3l
1
...изменения в человеческой душевности, на которые указывают симптомы в самых разных областях культуры. Охарактеризовать, что же происходит с душевностью, очень сложно. Это обычное дело при работе с симптоматикой. Симптом указывает на некоторые изменения, но они совсем не всегда "логичные", симптом лишь видимый результат длинной цепи действующих факторов, так что из свойств симптома не получается сделать заключение к сущности происходящего. Поэтому заметить, что нечто происходит, и ощутить общий характер - можно, а четко сказать, что же именно - крайне трудно.

В конце XIX и начале ХХ в. произошла сексуальная революция, обычно ее называют эмансипацией женщин - хотя там многое сомнительно, и освобождение, и то, что это касается прежде всего женщин. В связи с развитием этой революции проявилась неожиданная культурологическая фигура. К середине ХХ в. чрезвычайное внимание к сексу привело к "свободной любви", расцвету "официальной порнографии" и проникновению сексуальных стимулов в рекламу и медиа. И очень скоро, в конце ХХ-начале XXI, пошел обратный процесс - при сохранении чрезвычайной центрированности медиа и рекламы на сексуальных стимулах, в социальной жизни резко обрушился "сексуальный рынок". Разумеется, очевидно, что этот процесс очень по-разному идет в разных социальных слоях и разных культурах. Это вообще общее правило - как сейчас есть племена, живущие в каменном веке, так нет смысла говорить обо "всех" или о "большинстве" в обсуждении таких вопросов - там цифры начинают быть кстати только на очень поздних стадиях рассуждения, когда уже очень многое известно о том, что следует сравнивать. Ясно, что во многих культурных кругах никто не заметил никаких перемен в этом отношении - важнее, что есть не отдельные люди, а целые круги с общей культурой, где это изменение совершенно очевидно.

Процесс равно затрагивает и мужчин, и женщин - менее всего это можно описать смешными словами что "женщины стали слишком разборчивыми". Можно предварительно это обозначить как увеличение индивидуализированности всей душевной жизни, в том числе сексуальной. Дело не в том, что "кто-то" стал разборчивее. Вся сексуальная жизнь перестала (перестает) быть "родовой" особенностью, которую выполняют "не задумываясь" - она и у женщин, и у мужчин становится тем, что должно происходить "так, как я хочу". И женщины, и мужчины принимают для себя правило: "это будет так, как я считаю единственно разумным, возможным, мыслимым, нормальным - а если это не так, я этого делать не буду". Человек не согласен получать секс ценой отказа от себя, и к мужчинам это относится совершенно в той же мере, что к женщинам. Если надо из себя корчить какую-то дурь вроде мачо - я этого делать не буду. (А многие говорят: я знакомлюсь через сеть - и иначе не хочу. На возражения, что секс через вай-фай затруднителен, не реагируют). И женщина думает то же самое. Это не разборчивость - это отказ терять себя. Или, несколько иначе, - если угодно, не отказ, а невозможность потерять себя. На уровне слов человек может быть согласен "на что угодно", но на деле - не может. То есть имеет место не "отказ от секса" и "разборчивость", а желание оставаться собой и даже невозможность не быть собой. Это рост индивидуализированности душевной жизни, который к XXI веку добрался и до секса.

Тот процесс, который в XVI веке начался в Европе практикой обязательной для всех исповеди, подразумевающей контролирование себя во всей жизненной длительности (разумеется, в каждом регионе были свои оттенки и социальные институты таких практик; например, для протестантской Европы там можно отслеживать явные связи протестантизма со старой немецкой мистикой), продвинулся достаточно далеко, чтобы сначала разрушить социально законсервированные гендерные роли, а потом еще увеличить индивидуализированность, погрузившись сквозь социальность до физиологии.

Развитие в ХХ веке было вполне логичным. 60-70-е годы привели к падению барьеров в области секса. Такое падение барьеров (разных - телесных, ценностных, привязанных к структурам поведения, одежды и пр.) должно вести к снижению мотивации, - так и случилось. Запрет на насилие и культ комфорта по логике вещей должны приводить к увеличению затрат "на ухаживание", так что цена усилий на самоизменение для секса резко растет. Дорого становится самоизменяться, поскольку ценится собственный комфорт, а "легкие" пути насилия закрыты.

Душа человека, о которой принято говорить, что она неизменна "всегда", и у египтян и у греков была такой же, как сейчас - изменяется дальше, после многих уже изменений. Наверное, через сотни лет будет удобнее и легче говорить, что происходило в конце ХХ века. Но, конечно, интересно именно сейчас понять, что же происходит, как именно следует охарактеризовать этот процесс индивидуализации, с чем конкретно он связан, как меняются под него привычные социальные институты, куда их поведёт в дальнейшем и как их можно разумно переделать, чтобы соответствовать тому новому, чем становится человек.

В целом это, наверное, вопрос такой: "Как возможно общество?" - относящийся к современности. Люди, конечно, не неизменны, и тот ответ, который был найден у "древних египтян", и тот ответ, который создали "древние греки", и тот, который создало массовое общество больше не являются ответом - найденные рецепты (в виде социальных институтов) перестают работать. После очередного изменения - фундаментального - того, чем является человек, требуется находить новые ответы о том, как людям возможно жить друг с другом и как им в этой новой среде окружающих каждого из нас новых существ развиваться.

Ничего, что симптомы кажутся слишком легкомысленными для фундаментальных вопросов. Легкое пожелтение кожи или небольшие прыщики, конечно, лишь малость, но то, симптомом чего они являются, может быть вполне серьезно. Там речь о том, как - в условиях появления уже не "других", а "чужих"; рост индивидуализации то и означает: вместо соседа сейчас "чужой", - устанавливать доверие, как пролагать пути свободы и как строить общение, во что можно верить и как следует формулировать то, на что мы надеемся. На каком уровне мы найдем общность, в чем эта общность состоит и какие следствия из нее образуются.


https://inna1903gr.livejournal.com/2404842.html
2
<<Я все время читаю последнее время дискуссии в сетях о том, каким сложным делом теперь стал секс, как все отношения между полами чудовищно усложнились, так что, может быть, проще и вовсе без этого дела обходиться - и это обсуждают именно как примету времени. Вот до чего довелъ насъ вiртуальный мiръ-то, да-съ, экий конфузъ. Инцелов этих несчастных смакуют со всех сторон как такое своеобразное движение будущего. И бесконечное "А вот раньше-то..."
Ох, боженьки-ёженьки.
Граждане, ну что же с вами такое? Послушайте, но разве секс хоть когда-то был ПРОСТЫМ делом? Наша сексуальность устроена невероятно замысловато, и всю человеческую историю она была ещё и люто коннотирована всеми социальными условиями и условностями и отягощена всеми психологическими травмами, какие только можно придумать. Как можно воспринимать это иначе? Если вам нужна на эту тему информация, почитайте, например, ВСЮ МАТЬ ЕЕ МИРОВУЮ ЛИТЕРАТУРУ. А если этого не хватит, то, может быть, обратитесь ко ВСЕМУ МАТЬ ЕГО МИРОВОМУ ЛИРИЧЕСКОМУ ФОЛЬКЛОРУ? Я вас, блин, уверяю, везде вы наткнетесь на страшные тонны адской драмы и сложностей.
И во все времена, вообще во все, находилось весьма значимое количество людей, которые либо остро страдали от отсутствия в их жизни того секса, который им нужен, либо заявляли, что предпочтут вовсе без него обходиться, чем так страдать и париться!
Просто сейчас - да, есть интернет и вообще открытая информационная среда; и она открыта в том числе и для обсуждений секса (чего раньше в нашей-то европейской среде было практически нигде и никогда не возможно). Вот и выходит, что многовековые человеческие проблемы, которые раньше не обсуждались толком, вылезли на свет и их стало можно публично осмыслять.
Все. А в остальном ничего особо со времён первых городов Аккада НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ БЛИН.>>
https://myrngwaur.livejournal.com/795633.html

_____________
Может быть, чтобы представить возможную аргументацию, стоило б прочесть Историю тела (2016) https://ivanov-p.livejournal.com/183315.html или нечто подобное, для представления фактов. И решить - понятно, что речь не о статистике. Речь, видимо, о том, что факты есть - но это симптом или это "всегда такие были".
То есть - происходит вообще что-то или...
Говорил с одной дамой, которая, удивившись наблюдениям, поговорила со знакомыми девочками лет околодвадцати. Ее рассказ мне: девочки сейчас все (ну, кроме совсем...) знают, что мужчины вообще не являются необходимыми, абсолютно всё можно получить иными способами. Активные девочки (примерно 10%) хотят быть бизнесвумен и делать карьеру. Прочие - с любыми внешними данными - заинтересованы найти спонсора. Пол, гендер и пр. этого спонсора не важны от слова "совсем", и желать он может совсем не секса, а, скажем, приятно поговорить и завязать в волосах бантик. Это его желания, и к ним - за финансы - девочки относятся очень серьезно и таких спонсоров изо всех сил ищут. Важно, что тут опять речь не о сексе, спонсор может хотеть именно этого, но это уже внутренние условия сделки и дело индивидуальное, а вообще спонсор - очень важная фигура, к ней относятся серьезно и все надеются. Но иметь дело с проблемным мужчиной "из-за секса" - по общему мнению информанток, надо быть дурой.

Так что говорят-то и такое, и наверняка и другое, но считать это симптомом изменений или случайным вывихом - вот вопрос, и интересно, какие можно подыскать аргументы, чтобы решить - как же относиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 233 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →