Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Руки-ноги

тут будет довольно длинное рассуждение, потому что без него совсем будет непонятно. А потом будет наблюдение, которого, кажется, не делали, мне было интересно это понять... В процессе рассуждения для меня было важно замечание evgrafovad, которая - со своей стороны - тоже сделала такое наблюдение, на несколько иных основаниях.

Существует "объективная морфология", то, как у человека устроено тело, каковы параметры суставов, характеристики связок и пр. Существует также "представляемая морфология", то, как люди думают и чувствуют свое тело, что считают возможным и невозможным, и это сплетено с тем, что считают приличным, ценным, достижимым, к чему следует стремиться в развитии тела, что можно обнажать и показывать, что постыдно и надо прятать или прикрывать. Понятно, что представляемая морфология очень сильно завязана на множество областей - это мода, танцы, спорт, те изменения, которые человек совершает для изменения своего тела, то есть от бодибилдинга до кино, от аэробики до зарядки.

И есть еще одна сторона, я постараюсь о ней сказать короче, хотя она кажется мне более важной. Это - то, как мы мыслим. Представление о своем теле, то, как без осознания, по умолчанию представляется тело, тесно связано с некоторыми характеристиками мышления, это начинается буквально на нейрональном уровне - насчет того, что доступно. Вы же помните, что у нас в бессознанке постоянно держится круг и выделяются объекты, которые из данного положения можно схватить рукой. Это такой - назовем это "круг мыслей", хотя обозначить можно различно - который поддерживается образом тела - куда можно ступить, что можно схватить. Это самый низкий уровень, выше лежат многие другие. Обозначить эту связь - при том, что о ней почти ничего не известно - кончечно, трудно. Скажу самым общим образом: этот образ тела вписан в общую картину мира, и обратными влияниями изменения образа тела изменяют и картину мира. Если угодно, можете обратить внимание на йогу и то, как там ээ... чувствовалось дыхание - отчего нынешние попытки быть йогом достаточно смешны, это не упражнениями делается, тут глубже. То есть то, как вчленялось дыхание в ... назовем это "подсознательный образ тела" - было одним образом устроено когда-то и теперь устроено иначе. Люди могут чувствовать свои мысли и считают возможным посмыслить то или иное в зависимости от того, как ими - совершенно бессознательно, на уровне мыслечувств - мыслится собственное тело. С этим связаны такие вещи, как очевидность, основы философии - что кому кажется ясным как день, связаны способы мышления и ощущение неуверенности либо, напротив, уверенное движение среди разного рода абстрактных объектов, движение в мире мыслей. Если смотреть на философии разных столетий, можно увидеть довольно очевидную картину, как то, что было возможным в одно время, представляется фантазией и невозможностью в другое.

Все, хватит об этом, потому что это скорее относится к значению наблюдения, а само наблюдение совершенно иное, так что я к нему и перейду.

Еще из античных времен и через всё средневековье можно проследить то, как мыслились руки и ноги человеческого тела. В средние века было важно различие между верхом и низом, низ мыслился опорой, подставкой, базой для верха. Ноги считались колоннами, которые несут все здание человеческого тела. Руки очень резко отличались - они могли держать, хватать, нести, к ним были совершенно иные требования. Человек был двуногим, с двумя руками.

Эту ситуацию можно застать еще в XV, XVI вв. Можно увидеть в танцах того времени, скульптурах, картинах.

Тело мыслилось ценностно-упорядоченным, построенным иерархически: нижнее менее ценно, верхнее более. Нижнее скромно несет верхнее, верх надстроен над нижней опорой. Достаточно обычным было сравнение ног с опорными колоннами, это говорилось и о женском, и о мужском теле. Castarède J. Les Femmes galantes du XVIe siècle. Paris, 2000. Le ventre. blasons du corps féminin poèmes, Poète du XVIe siècle. Paris, 1953. Функции рук и ног мыслились совершенно различно, к ним было разное отношение, они различно демонстрировались и развивались теми искусствами тела, которые тогда были в ходу.

В ХХ в. произошло резкое изменение. Конечно, не сразу-вдруг, но рассказывать всю историю с XVI по ХХ века долго. В ХХ это стало очевидно и проговариваемо. В Silhouettes flèches, Le Monde, 2003 цитируются рекламно-модные тексты 1920-х годов; там сказано, что в 20-е в моде тело-лиана с бесконечно длинными ногами. Такие вещи редко говорят - но это метафорика, которая открывает нечто глубже речи. Если посмотреть, насколько сейчас развиты в некоторых областях манипуляции ногами (вплоть до хватания), как показаны ноги в мире моды, как ноги действуют в танце, что считается возможным показать ногами в гимнастике, что демонстративно впечатывается с помощью образа ног - можно видеть эти новые свойства: гибкость, подвижность, длина, стройность, свободная манипулируемость.

В этом смысле руки и ноги стали равноправными конечностями. Разумеется, если сейчас смотреть и сравнивать руки и ноги, есть множество различий - но это потому, что база сравнения выбрана неверно. Надо смотреть, как мыслились те или иные конечности прежде, тогда видно, что характеристики рук и ног в современном мире сближаются, руки теряют свойства хваткости, они все больше представляются декоративным элементом, выражающим чувства, не сильные и гребкие, а длинные. стройные, гибкие, способные к манипулированию - и человек становится существом с четырьмя конечностями. Тело становится змееногим, ноги приобретают ценные качества рук, руки теряют некоторые качества и мыслимый функционал конечностей выравнивается.

Это видно вплоть до использования: единоборства, столь популярные сейчас, развились недавно, а в прежний образ тело это не помещалось - хотя если говорить о чистой физиологии, то ничто не мешало единоборствам развиваться хоть с палеолита. Но, напротив, их расцвет - дело недавнего времени, и это связано с переживанием органов тела, изменяющихся так, что теперь мыслится достижимым и такое состояние, которого прежде не мыслили.

Но, конечно, все единоборства, моды, костюмы, танцы и прочие такие вещи - всего лишь побочное следствие много более важного и глубинного процесса - того, как люди мыслят; они считают возможным и достижимым мыслить так или иначе, это вплетено в картину мира с той же силой, как возможности движения конечностей. Достаточно взглянуть на изменившиеся свойства, о которых сказано выше: что в этом мире было прежде возможно, казалось, что стоят увернно и могут держать баланс, имеется опора - и что потерялось, разлетелось, нет верха и низа, полная дезорганизация, наряду с другими качествами - где была бессильная и неуклюжая конструкторская деятельность и где теперь мощно умножается комбинативность, манипулируемость, умение указывать, перемещать и переставлять.



Рыцарские турниры и бои из книги 'De Arte Athletica' 1500-х гг. 'De Arte Athletica' (том I и II) at the Bavarian State Library из Баварской государственной библиотеки, середина 16 век https://www.pinterest.ru/pin/837388124437660340/


https://tanjand.livejournal.com/2605894.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →