Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Что изменилось? (сказки про молодых 1)

Несколько времени разговариваю с разными, совсем разными людьми о том, что они знают про "молодых людей". Кто-то так называет 16-летних, кто-то 35-летних. Бывает. Обычно такие разговоры возникают как "отрицательное решение". То есть, заговорив о чем-то сегодняшнем, человек подводит итог: в общем, это всё сломалось, не работает, нового нет, тупик, не пройти. И в ситуации, когда никакого решения нет, говорит: а вот я поинтересовался, как молодые современные люди... и нечто рассказывает. То есть это не этакий блаженный интерес к "молодым людям", "как там у них", а именно - сегодняшние проблемы общества, науки, культуры, экономики, права - что ни тронь - не решаются, что едва намечалось - загублено. И при полном отсутствии каких-то оснований для надежды - интерес: ну вот живут более молодые люди, как они-то будут в этом всём? Мы не видим дороги дальше, там тупик - а люди-то есть, им жить - как же будет?..

Так что скапливаются услышанные истории про то, как устроены теперь молодые люди. Общий итог наблюдений оказался ожидаемым и странным. Ожидаемым - много людей умных, интересных, совершенно не сводимых к каким-либо пугалкам про полное оглупление масс. Конечно, люди как были "иногда умные", так ими и остались.

Из множества рассказанных историй, из самых разных кругов общения мне понравилась история про кафе. Там за столиком сидела компания, видимо, студентов, юноши и девушки, и они - как можно было понять из разговоров - так собирались достаточно регулярно. Каждый из них рассказывал, что узнал нового за неделю. Девушка рассказывала о каком-то американском писателе, совсем не переведенном на русский, неизвестном, современном, она его нашла, прочла, начала переводить и рассказывала о его творчестве. За ней говорил парень. Он на просторах сети отыскал новые основы современной физики - теорию струн. О такой никто в том кругу не слышал и он рассказывал об этих новых веяниях фундаментальной науки. При этом у их стола вертелась официантка - тоже молодая девушка. Все время подставляла какие-то блюдечки, что-то там охорашивала и смахивала, и было видно - она с восторгом и огромным интересом слушает их разговоры, пытаясь не упустить. Просто глаза горели - ей было крайне интересно, люди очень интересные вещи рассказывают, где такое услышишь.

Как вы понимаете, самое интересное - что это зародыш СМИ. Современные медиа исфальшивились, новостей нет, информации нет, сплошной фейк разных уровней. И люди создают свои сми - и эти вот еженедельные посиделки с рассказами, кто что за неделю узнал нового - это, конечно, медиа нового типа. Если угодно, можно воспринимать как медиа на основе социальной сети, когда за достоверность ручается лично знакомый человек, а за актуальность - близость культурного круга. Такие медиа будут возникать снова и снова, пока не появится устраивающий людей социальный институт. Современные медиа доказали, что функционировать в современном обществе неспособны.

Было и много других историй, о других молодых людях, которые увлечены тем или иным, что вовсе даже и хорошо. Постепенно в подробностях этих многочисленных историй стала проступать общая черта. Да, увлечены самыми разными вещами, видимо, далекими от непосредственной специализации, от работы, это совсем не для денег, это для души. Но общая черта... Оказалось, у них совершенно нет навыка узнавать то новое, что они находят. То есть, рассказывая читанное на каком-то сайте, совершенно не знают, что там было "вчера". Не важно, о чем речь - физика это или психология, не важно, чем увлечены - это всегда кусок, фрагмент, ни малейшего представления о фундаменте и предпосылках, нет понимания, отчего так получилось, что это стали изучать, что это значит... Мне не удается выговорить.

Всякий раз этот конкретный предмет удивления и увлечения - как кусок мозаики. Что бы тут придумать... например, рассказывая об открытиях физики, могут вообще не знать, что есть научные журналы, что там публикуются статьи. Рассказывая о психологии, могут и не слыхивать о фазах сна или условном рефлексе. Вообще ноль - знают только открытую "вчера" тему, текст с какого-то сайта. Причем так обстоит дело и в области постоянных увлечений - человек может 10 лет копать некую тему, и при этом он не знает даже книг, которые были на эту тему на русском опубликованы, где все его находки и открытия двадцать-тридцать лет назад обсуждались, комментировались, сопоставлялись... ничего. Полный ноль, все робинзоны, вопящие при виде впервые увиденного следа Пятницы.

Это такая удивительная смесь непосредственного живого ума, любопытства и феноменального невежества. Причем не на какой-то ранней стадии интереса, а это так и остается. Нахватанные из разных областей интересности, к которым люди вроде бы всерьез относятся, говорят, что да, этим интересуются, иногда - годами, многими годами... Но вот уровень этого интереса - все такой же живой и такой же нулевой.

И тогда попытались понять, в чем отличие. Предшествующие поколения росли в условиях много более затрудненного выхода к информации. Тексты только на русском, подцензурные, их относительно мало, почти все - платные. Книги надо покупать, бесплатное прочтение - это всякий раз особенные ходы, не запросто. И в этих условиях люди образовывали картину мира, с пониманием, что откуда берется, создавали системное мировоззрение, устойчивое к ошибкам, исправляли картину мира, искали источники, расширяли, выискивали дырки в своей картине мира, выясняли, что там находится, предпринимая глубокий поиск...

Теперь же - море интернета, всего навалом, английские источники, если у тебя интерес, хобби, увлечение - пожалуйста, всего полно. Почему нет результата?

Мы сошлись - после обсуждения разных вариантов - вот на какой картине. Прежде мы жили в мире с идеологией. То есть была связная, системная картина мира - при этом ложная (марксизм был весьма системным мировоззрением). За ложной картиной просматривалась другая, более близкая к реальности, связанная с этой ложной идеологизированной картиной, но тоже системная. Короче, мы изначально были в ситуации, когда нам была предъявлена картина мира - но она была ложью. И те, кто хотел думать, строили свою картину мира. Строить ее было тяжело, затратно, люди ошибались, но неизменным оставалась черта системности. Это было в исходном (ложном) образе единственной данной всем картины, и люди, создавая что-то свое, обязательно делали системный подход и картину мира. Заботились о связности, рефлексировали в прошлое, в будущее, смотрели, что из чего получается и т.п.

Сейчас растут без такой предъявленной и общей всем картины - не важно, ложной или истинной. Первично дана вовсе не (ложная) картина мира, а месиво ложных новостей, всяческого фричества и случайных фактов. Совершенно нет образца, по которому можно строить системное мировоззрение, картину мира. И потому молодые люди действуют соответственно информационной среде, в которой они живут. Она, конечно, лживая и пустая - они сами находят интересные для них теории, концепции, писателей, поэтов и т.п. Но образа системности у них нет - и их собственные построения совершенно не системны, это такой же мусор, как и внешняя информационная среда. Поэтому, если говорить гротескно, может быть молодой человек, очень увлеченный историей второй мировой войны и совсем, в ноль не знающий о том, что до того была первая. Это для него - пустая область, мало ли что на свете было, всего не узнаешь, это не мое, я этим не интересуюсь. И потому, опять же гротеском - можно читать статьи про теорию струн, не зная, что был такой Ньютон - это будет другая совсем история, мало ли кто был.

Я бы даже сказал так. Марксизм был последним рудиментом великой немецкой философии XIX в. Насколько это деградировавший и испохабленный потомок - это другой вопрос, но некоторые родовые черты философской школы он нес - это была система мысли, и для опровержения или проверки она требовала системного мышления. С исчезновением системы идеологии возникла грязь - каша из кусков чего угодно, никак не организованная.

Информационная помойка является системообразующим фактором. Как прежде ложная единая идеология давала образ картины мира - сделай правильно, сделай честно, но это должна быть связная картина, лучше той, что предъявлена - так и тут: вокруг помойка из несвязанных в основном ложных информационных сигналов, и люди и не пытаются делать картину мира, строить мировоззрение - они просто набирают "себе в сумочку" интересные им факты.

Теория окончательно стала ругательным словом; о том, что такое картина мира и мировоззрение, даже не подозревают - и нет понятия, зачем эти экзотические вещи нужны. А хобби есть, разумеется, и умные головы никуда не делись, с чего бы.

И сейчас, когда мы уже здесь, а всякая теория и системность уже там, - можно поставить вопрос чуть иначе. Не так, как прежде: мол, ну нельзя же, ведь это безмыслие, ведь это просто дурачки и недоучки, и по всему видно - они же лево и право путают... Можно умиляться, когда речь идет о приятных ребятах, которые в кафе обсуждают теорию струн, это прекрасно. В самом деле. Но неприятность в том, что когда некоторые из этих ребят вырастают и становятся членами правительства, миллионерами и людьми, принимающими решения - они умственно остаются ровно на том же уровне. Чтобы не употреблять неприятных слов, я назову этот уровень "симпатичным". Так вот, совершенно любой человек, посмотрев на экономическую политику России, научную политику и вообще любой другой связный комплекс действий, обнаруживает там именно вот этот симпатичный образ мыслей. И, сталкиваясь с этим не у молодых студентов в кафе, а у начальников управлений и министров, человек говорится разные короткие и симпатичные слова.

Так вот, вопрос об утраченном системном мышлении, из которого вышел лишь компот Щедровицкого - эта вот кисельная лужа, оставленная методологами в центре симпатичного мышления... Можно не предаваться ностальгии по ушедшим эпохам системного мышления. Какая, к черту, трава была зеленее - разве в этом дело? Вопрос другой: а вообще можно без нормального мышления? Вот эта ситуация симпатичного мышления, эти дикари, которые на пустом месте из говна и палок строят самопальные приблуды, когда все это давно уже сделано на много этажей вверх, и они просто об этом не знают и не узнают - это вообще жить может, эта симпатичная новая культура?

Ведь то, что это симпатичное мышление, как оно самозарождается в 14-16 лет в умных молодых головах, так и остается до седоокаймленных лысин, - это всё, что есть. Это говорит о развале социальных институтов - нет медиа, нет образования. Есть свалка, куча с именем интернет, по ней бродят дикие люди и из найденных под ногами камня, палки и удобной веревочки мастерят подручные идеи.

Это ведь не просто разговор в кафе, а то, как организовано мышление будущего, в том числе и по самым серьезным вопросам. Или есть всё же нечто иное?
Tags: culture2, sociology7
Subscribe

  • ***

    Мир не познается как он есть, т.к. это как он есть уже конструкт. https://windeyes.livejournal.com/486348.html Кстати, а интересно было бы…

  • * * *

    Только сейчасъ появляются возможности для настоящаго тоталитаризма и большія массы людей, которыхъ жизнь въ нетоталитарномъ обществѣ радикально…

  • * * *

    «Как вы здесь живьете?» — Живьем!» https://ivanov-petrov.livejournal.com/2316745.html?thread=164268745#t164268745 Дача учит смирению по обычной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 373 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Угу. Мозаичность как основа познавательных процессов. Фундамент.
Сначала были камни. И камни были у Бога..
А потом уже пришли каменотесы и каменщики..
То есть постепенно пыль уляжется, всё начнется снова и через какое-то время после деградации доберутся до уровня мышления ХХ века. Даже не знаю, оптимизм это или пессимизм. Этак мы можем понадеяться добраться до высот мышления строителей пирамид. Когда всё уляжется.

note_booker

2 years ago

aosypov

2 years ago

ivanov_petrov

2 years ago

По молодежи-миллениалам пришел к аналогичному выводу. Вроде бы все есть - тяга к знаниям, попытки прокачивать требуемые в социуме скиллы, трудолюбие... Но вот именно фундаментального подхода к изучению окружающей действительности нет. Просто как в ЕГЭ - ответь на пару вопросов из разных областей - и ты миллионер ученый человек. Из мозаики целостной картины не могут сложить, увы.

Сужу по студентам. Люди могут знать, кто такой Милюков, но вообще быть не в курсе, а что там случилось в октябре 1917-го. И уж тем более не понимать, как русские оказались в Париже в 1814 году. Просто не могут связать 1812 и 1814.

И кстати, вопрос к автору: а что там не так с марксизмом? Понятно, либералу его пнуть - это обязанность. Но претендующему на объективность интеллектуалу...

Критики марксизма классовую структуру общества отменили? Диалектику опровергли? Доказали, что круче (гуманнее) капитализма ничего не может быть? То есть вся философия экономики закончилась на Смите?
\\\а что там не так с марксизмом?///

да всё - так.
просто это - секта.
секта буйных сумасшедших, убившая и замучившая самое большое количество людей за всю историю Земли.

al_lex_ey

2 years ago

llobba

2 years ago

yuriyk2002

2 years ago

mercant

2 years ago

al_lex_ey

2 years ago

mercant

2 years ago

al_lex_ey

2 years ago

Животные делятся на:
а) принадлежащих Императору,
б) набальзамированных,
в) прирученных,
г) молочных поросят,
д) сирен,
е) сказочных,
ж) бродячих собак,
з) включённых в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие,
к) бесчисленных,
л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
м) прочих,
н) разбивших цветочную вазу,
о) похожих издали на мух.
Стенли Твидл на аватаре - зачёт! )))
ложная картина мира - это пять :)
А она не может? вай, не знал.

kaktus77

2 years ago

Результат работы системы образования, однако: мыслить не требуется, требуется запоминать и воспроизводить. Разница только в том, что в описанной вами ситуации ребята запоминали и воспроизводили то, что интересно им. Другими методами познания они просто не владеют.
именно так

baby_lyaliko

2 years ago

elotar

2 years ago

baby_lyaliko

2 years ago

andrey_zorin

2 years ago

baby_lyaliko

2 years ago

asper

2 years ago

baby_lyaliko

2 years ago

asper

2 years ago

baby_lyaliko

2 years ago

vishniakov

December 20 2018, 09:28:07 UTC 2 years ago Edited:  December 20 2018, 09:37:44 UTC

Ну как бы попытка делать обобщения космических масштабов (да еще и эмоционально окрашенные) на основе столь шатких исходных данных - это пожалуй отнюдь не про молодое поколение не очень хорошо говорит...

Вот особенно - особенно! - трогательно это огорчение по поводу отсутствия системного мышления выглядит на фоне умильности советским поколением для которого нормой было вполне себе такое суровое двоемыслие...

Ну и, на всякий случай. За отсутствием помойки по имени Интернет у человека, обладающего системным мышлением нету практически никакой возможности не то что ознакомиться как и о чем думают люди вне его профессионального круга, но хотя бы для начала осознать их количество...
Самое большое - можно умилиться шукшинскому персонажу, конструирующему вечный двигатель.
Ну а теперь у него помимо велосипеда есть еще и компьютер с Интернетом. И возможность выйти в кафе.

Не надо этому пугаться. Оно все конечно не очень хорошо - но раньше было не лучше.
Вы правы, не надо обобщений, тем более из пустяков, всегда так было, и не надо этого пугаться - да кто пугается-то? Прорвемся, изобретем чего - и будет легче

Специалисты используют термины неоварварство, мировоззренческая наркомания, социальный паразитизм etc. Но я их не слушаю. Аппарат экологии характеризует ситуацию точнее.
А как это звучит на языке экологии? Не просто название, а - куда ситуация двигается или может сдвинуться?

antimantikora

2 years ago

aosypov

2 years ago

ivanov_petrov

2 years ago

aosypov

2 years ago

ivanov_petrov

2 years ago

aosypov

2 years ago

Насколько я понимаю, у нынешней молодежи есть запрос на связную картину мира. Иначе чем объяснить феноменальный успех книжки Джордана Питерсона 12 Rules for Life: An Antidote to Chaos - милионные тиражи, кругосветное турне, заполненные университетские аудитории.
Возможно, запрос есть. Непонятно, отчего он не удовлетворяется силами самих желающих.

Iliya Krasnokutskiy

2 years ago

aosypov

2 years ago

smertnyy

2 years ago

invariantterm

2 years ago

А чем это принципиально отличается от классического дилетантизма XIX и ранее веков, до эпохи обязательного хотя бы среднего образования?
В мемуаристике таких много встречается, имхо. Правда, министрами они не становились... вроде...
Действительно, а что изменилось за сто лет?
Кареев Н. И., "О самообразовании", 1911:
"Главная причина неудовлетворительности С. заключается в отсутствии систематичности и авторитетного руководительства вследствие чего самоучки, обязанные всеми своими знаниями лишь самим себе, часто не знают наиболее элементарных вещей, многое понимают неверно или черпают из ненадежных источников, принимают устарелые мнения за новые открытия и т. п"
"Особое значение принадлежит кружкам самообразования, постоянно возникающим среди учащейся молодежи как в старших классах средних учебных заведений, так особенно в высших учебных заведениях (см. Студенческие общества). В этих кружках обыкновенно происходит совместное чтение научных книг и литературных произведений, а также рефератов о прочитанных книгах или интересующих вопросах"

akor168

2 years ago

Может быть, как раз системное мышление - дикарство. У условного дикаря в голове нет никакого клипового мышления. Наоборот, там очень стройная система и все со всем связано метафизически. Человека даже зовут Зоркий Глаз не потому, что папе с мамой так захотелось, а потому что у него - хорошее зрение.
Возможно, видеть в мире единую систему - это либо примитивное мышление, либо гордыня и самонадеянность. Мир слишком велик, богат и сложен, чтобы подвести под него общую модель.
Старшее поколение, жившее в крайне вырожденной примитивной системе, и не имевшее другого опыта, не может без системногл мышления. А люди, воспитанные интернетом, сразу видят, насколько все бездонно и сверхсложно. Для них неуместность системного мышления о мире очевидна естественна. Начните перед ними выстраивать какую-то систему - просто встанете в их глазах в один ряд с сумасшедшими конспирологами ("Как управлять вселенной, не привлекая внимания санитаров"). У тех - тоже система, которвя все объясняет.
А главное - мы со своим системным мышлением ТОЧНО чем-то отличаемся от конспирологов? Может, просто наша конспирология - респектабельная и привычная нам? А для миллениалов - мы все на одно лицо.

+++

jahr2

2 years ago

Дану, причем тут идеология? Какая в СССР великая немецкая философия??

Все намного обычнее.
Раньше, если ребенок не начинал говорить в год и восемь месяцев - считалось задержкой развития. Сейчас этот срок установлен в три года.
И если человек начинает говорить в полтора года, то это, скорее, совсем не вундеркинд, это проблемы в доме, где ребенку не хватает доступа не только к родителям, но и к телевизору. По факту - есть только книжки и бабушка.

Имеем два пункта:
1. Избыток информации. Когда я был маленький, то телевизор смотреть было нельзя - там был Брежнев на единственном канале. Каждая книжка - счастье, ее можно было прочитать несколько раз.
Сейчас мигающих банеров в интернете все меньше - неэффективно, люди их просто не видят. Отсеивают на уровне спинного мозга, как не слышно судового двигателя при путешествии на корабле.
Информации так много, что разобраться до конца хоть в чем-то шансов нет. Поэтому - "хватай и беги", выхватывается что-либо хаотическим образом.
Именно поэтому, кстати, собирались молодые люди, каждый из них работал фильтром (и это, поверьте, настоящая работа, не проще "разобраться в тригонометрии").

2. Мир не только избыточно сложен, но и избыточно текуч.
Все предметы кратковременного пользования, и они устаревают не физически, а морально. У каждого на полочке лежит "старая нокия" которая вполне даже рабочая, но..
Это касается вообще всего. Позавчера бы брали питьевую воду из бювета, вчера набирали из автомата, а сегодня заказали на дом (а завтра смените поставщика, потому что тот загнется). Пример слегка притянут за уши, мне просто ломает сейчас придумывать пример поточнее - потому что завтра все изменится и "хорошо придуманный пример" перестанет быть таковым и нужно будет придумывать другой. Нет смысла напрягаться: оппонент понял? Ну и ладно.

P.S. Человечество много чего пережило. По статистике в средневековье в Европе было меньше 0.4% грамотных и это не помешало создать современную науку. Пережили голод, переживем и изобилие.

P.P.S. Перед изобретением науки был длительный период религиозности. Сейчас человечество пытается построить реального бога, которого можно будет эксплуатировать в быту. Будущие поколения назовут наш период расцвета науки "междубожие".
"Информации так много, что разобраться до конца хоть в чем-то шансов нет. Поэтому - "хватай и беги", выхватывается что-либо хаотическим образом."
Читал в юношестве психологическую книгу "Приручи своих драконов". Там был дракон обжорства, который потребляет и потребляет информацию, не останавливаясь. Конечно, шансов нет, если человек не может остановить свой взор, не может сконцентрироваться на одной теме. Но если бы он мог, то понял бы насколько это интереснее, насколько больше можно получить, если не гнаться за очередной дозой информации.

krazzzer

2 years ago

sergecpp

2 years ago

jorkoffski

2 years ago

smertnyy

2 years ago

krazzzer

2 years ago

smertnyy

2 years ago

Нуачо, люди живут настоящим, неважно что было раньше, а потом, как известно, суп с котом.
так оно понятнее, отчего от рассмотрения многих "прорывных технологий" остается только одна мысль - "новое - это хорошо забытое старое", что-то вроде, как-то так и где-то я уже это видел.
и то, что в целях "повышения конкурентоспособности" научным коллективам не оплачивают доступ к базам данных - это не намек на самообслуживание в сайхабе. зачем вообще какая-то литература, можно ведь многократно, шумно и зажигательно переоткрывать велосипед!
Говорят, тысячу раз переоткрытый велосипед преобразуется в ишака.
В современных гуманитарных дисциплинах как раз чрезмерное стремление к системности и цельности свидетельствует об упрощении и дилетантстве. Вот это желание обозреть всю картину целиком и описать системно и непротиворечиво обычно приводит к тому, что гипостазируются какие-то мнимые сущности, а все противоречащие подробности игнорируются или объясняются на скорую руку. Притом что гораздо добросовестнее было бы копаться всю жизнь на своей маленькой делянке, и нос наружу высовывать с крайней осторожностью.
Да, вот примерно об этом и речь. Печальная картина.

smertnyy

2 years ago

Нет ли тут какого Даннинг-Крюгера, если из существующего хорошего в эпсилон-окрестности поминается только т. Щедровицкий?
Нет ли доли иронии в том, что сожалеющий о деградировавшей мОлодежи выглядит в глазах обладающих по-настоящему целостной, развивающейся, гармоничной, стройной, захватывающе интеллектуально мощной и системной теории ровно также, как для него выглядит эта мОлодежь?
"теории" надо было с большой буквы написать.Или даже так - ТЕОРИИ.
Что уж точно проникся собственным ничтожеством в глазах обладающих ну и далее по тексту

aziopik

2 years ago

Это называется варварство, без всякой приставки "нео" как кто-то выше писал - нормальное состояние мышления, с которым 99,9% истории мы и жили.

Попытка отстроить системную картину мира относительно новое увлечение практически всегда бывшей в меньшинстве группы людей.

Последние века, за счет суммы технологических достижений, показали возможность индокринирования значительных масс населения ложной картиной, что, кажется, вызывает реакцию в духе "давайте просто кассету в репродукторе сменим и пользуясь той же системой индокринируем массы истиной". Боюсь, это принципиально неверно, так как именно ложность идеи и была ключевым фактором, позволявшим индокринацию.

ТЛДР - сравнивать молодежь надо не со своим кругом времен культурно-интеллектуального пика человечества, а с сельской, да или даже городской публикой века 12. Нормальные ребята и тут и там, прорвемся :)
Куда прорвемся? Или это не столь важно?

elotar

2 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ***

    Мир не познается как он есть, т.к. это как он есть уже конструкт. https://windeyes.livejournal.com/486348.html Кстати, а интересно было бы…

  • * * *

    Только сейчасъ появляются возможности для настоящаго тоталитаризма и большія массы людей, которыхъ жизнь въ нетоталитарномъ обществѣ радикально…

  • * * *

    «Как вы здесь живьете?» — Живьем!» https://ivanov-petrov.livejournal.com/2316745.html?thread=164268745#t164268745 Дача учит смирению по обычной…