Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Categories:

* * *


Нельзя без границ и заборов. Без них первый залетный экстраверт загадит все своим богатым внутренним миром. photo_viewer
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2172586.html?thread=130434474#t130434474


Дихотомии делятся на истинные и ложные. Вот эта, например, ложная.
https://users.livejournal.com/-moss/1434976.html


Knowledge is power. Power corrupts. Study hard. Be evil.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173268.html?thread=130570324#t130570324


Яблоки зимой на ветвях - былого будущего мир.
https://jingshenyongzai.livejournal.com/304135.html


На пятый месяц ежедневного хождения в офис узнал, что буквально за стенкой раньше жил Ньютон.
Дома 86, 87 и 88 идут подряд, плечо к плечу. Наш офис в 86-м, а Ньютон в 1696-1700 годах жил в доме 88, а в 1700-1709 - в 87-м.
https://thedeemon.livejournal.com/133134.html


- гипотезы о причинах очень разные. Ниже тут говорят про "безопасность", есть гипотеза про понаехавших жителей южных провинций... Не знаю, выдумать можно много причин. Интересно, что массово изменилась интонировка нейтральных фраз, это в самом деле дает нечто заметное к тому культурному фону, в котором живем
- Мне больше по душе гипотеза про "поколение MTV" и последующие поколения, которые ориентируются на говорящие головы (на видеоблогеров теперь). Монологи говорящих голов - это же такой особый птичий язык со своими законами. Не общения язык, а именно публичного выступления, причём такого, которое должно максимально "цеплять".
Поднятие интонации в конце предложения - это как раз такой трюк "публичной бодрости", этому даже специально дикторов учат, потому что иначе человек, читая длинный текст, неизбежно начнёт терять концы длинных фраз и предложений (ну задолбало же, и дыхание кончается). Поэтому они бодрятся регулярным вскрикиванием, зачастую даже в определённом ритме. А торможение с растягиванием гласных - это когда надо уже перейти на другую тему, но что-то забылось, однако молчать нельзя (тоже закон), поэтому приходится заполнять паузы растянутым звуком.
Ну а публика просто перенимает манеры этих говорящих голов. Обычное дело. Я видел в Таиланде скворца, который жил в кафе на перекрёстке дорог - он отлично изображал звук мотоцикла. lexa
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2172221.html?thread=130445629#t130445629


Когда я писал, что российская наука продолжает свое падение и соотносится с российской на рубеже веков как та соотносилась с советской я имел в виду относительное состояние. Даже при простом критерии - количестве публикаций с 1980 по 2000 мы пропустили вперед 7 стран: Китай, Канада, Англия, Франция, Италия, Испания, Япония. А с 2000 по 2014 еще минимум 5, см картинку по данным Юнеско Sergey Shatalin
http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/pdf/USR_final_interactive.pdf

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173010.html?thread=130533458#t130533458


Ненамеренно пообщавшись в последнее время в соцсетях с разного рода личностями, переживающими и борющимися за Настоящую Науку и желающими спасти её в России, я пришел к выводу, что одна из растущих проблем науки (по крайней мере гуманитарной) - это вовсе не лжеучёные или фрики, а толпа малограмотных персонажей, которые вокруг этой науки роятся. И ведь они не новые знания получают или там, скажем, понимание специфики методов той или иной науки, а опять Единственной Верное Учение себе создали.
И вновь оказался прав покойник Черномырдин, "всё равно КПСС получается".
https://maoist.livejournal.com/287756.html


я бы сказал, что наука вне этики. На эту тему много споров, о том ответственен ученый, сделавший атомную бомбу за Хиросиму или нет, но кажется, сама про себя наука решила, что нет.
Бог, хороший или плохой, но он обычно сосредоточен на людях. Они ему поклоняются, он их воспитывает как умеет. А для науки люди это что-то побочное, она вообще про другое.
Холоден и звонок смех наш вечный.
Так что "ученым на опыты" -- а как же, они от этого не перестают быть учеными, это не научный грех, если у тебя все испытуемые мучительно погибли. Вот если на плацебо не проконтролировал или рандомизацию не сделал -- это научный грех, за это отлучат. А сколько народу погубил к делу установления истины не относится. Некоторые ученые, конечно, не выдерживают такой научной высоты, но это личные слабости... fat_crocodile
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173268.html?thread=130579284#t130579284


Современный человек в глубине души убежден, что сам мир по природе зол - достаточно вспомнить семантику таких оборотов, как "реальная жизнь", "реальная политика"... несколько неожиданным образом после исключения добра и зла из числа онтологически реальных сущностей зло де-факто остается реальным, а вот добро - увы.
Поэтому наука оказывается злом не сама по себе, а только постольку, поскольку она прикосновенна к подлинной реальности. Астроном или энтомолог - навряд ли служители Темной стороны, а физик или генетик - вот это жрецы настоящего, злого Бога. Критерий различения, наверное - обладание властью, понятной и значимой для воспринимающего. abax
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173268.html?thread=130582868#t130582868


Когда Стругацкие решили прекратить валять дурака и задумали осуществить в материи рассказа идею добра, они обратились к образу Христа. Образность — по своей природе — сохраннее идеологии. Она глубже укоренена. Правда, образность сильно "гнётся" и потому не проявляется в тех контекстах, где идеология проявиться была бы обязана. Например — при формировании отношения к чувству прощения. cmt96
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173268.html?thread=130593876#t130593876


До женщины его мечты она чуть-чуть недомалчивала.
https://jaerraeth.livejournal.com/659876.html



https://inna1903gr.livejournal.com/2453798.html


Замечу в сторону, что есть нечто обидное: на протяжении последних 18 лет Россия строила сильное государство, пожертвовав ради этого в том числе и общественными свободами. А в результате – ни свободы, ни сильного государства, ни социальных гарантий, ни экономического роста, ни внешнеполитических успехов. Одни провалы по всем направлениям, куда ни глянь.
...Так что, скорее всего, и в наступившем году, и в ближайшие годы ситуация останется такой же – стагнация в экономике, плавное снижение уровня жизни, нарастание неприязни к властям, которое будет проявляться в отдельных эксцессах, наподобие протестного голосования на выборах, но не перейдёт в острую фазу. Но если говорить о более далёких временах, у меня есть такое нехорошее предчувствие, что в какой-то момент Россию может накрыть идеальным штормом, при котором отдельные проблемы и противоречия (экономические, политические и социальные) в один отнюдь не прекрасный момент сойдутся, усилят друг друга и вызовут серьёзный полноценный кризис. А следствием кризиса может стать большая общественная трансформация, причём сейчас невозможно предсказать в каком направлении эта трансформация двинется. Хотелось бы верить, конечно, что произойдёт переосмысление целей и задач общественного развития, появится желание изменяться и российское общество начнёт выбираться из того болота, в котором завязло в последние годы….
Но, во-первых, не факт, что будет именно так, Россия уже упустила исторический шанс, открывшийся для неё в первые годы двадцать первого века, да и вся история предыдущего века для России – сплошь история упущенных шансов
https://olnigami.livejournal.com/334521.html





https://xraptor.livejournal.com/81008.html


Боги древних - причем мало не любых древних, от ацтеков до семитов - как-то органически делились на три типа:
- чудовища разной степени усмиряемости и удобряемости; к людям обычно агрессивны или безразличны, максимум жрут жертвы и после этого временно соглашаются не жрать людей;
- просто совершенно своей жизнью живущие могущественные "инопланетяне", которых можно ситуативно уговорить помочь;
- два с половиной чудака из числа последних, которые почему-то из каких-то собственных эмоциональных причин решили сделать людям что-то хорошее (Прометей, Кецалькоатль) и зачастую огребли за это от своих же. К людям при этом даже они относятся плюс-минус как зоозащитники к собакам.
На этом фоне иногда существуют как бы "младшие силы", которые послабее, миром не правят, но именно поэтому поближе к людям. С ними можно даже как-то подружиться. Шаманизм вот вообще забивает на любые попытки общения с "высшими" силами, хотя обычно и признает их существование, и концентрируется на общении с "низшими"; не с богами, а с духами или "фэйри из холмов".
Всё. Вся остальная благодать, надежда и прочая эмпатия в этом мире существует только между людьми и на человеческом уровне. Смысл бессмысленного мира и доброта бессердечного мира - порождение людей и передается только от человека к человеку.
...И в этом пространстве никейское христианство, то есть тогдашнее православие, начинает вкачивать нечто совершенно новое и отдельное. Ни в какие ворота не лезущее и для любого нормального эллина отдающее безумием. А именно идею, что: миром правит всемогущий, единый, и одновременно тотально Добрый Бог. И никаких других сил, значимо ограничивающих его могущество, нет; но при этом он есть Любовь и Свет и вот это все одновременно.
...Так или иначе, мне кажется, что именно эта модель изначально дала этому христианству такой бурст на старте. Потому что никому и никогда, кажись, до этого не приходило в голову утверждать, что мироправящий Бог однозначно добр, глубоко заинтересован в людях, и непременно именно ради людей все и вся сделает ко благу. Такой запредельный оптимизм, который при этом проповедовался очень харизматическими и эмоционально драйвовыми товарищами. Собственно, очень логично и то, что на эту религию обратили пристальное внимание те самые римские императоры, которые сами же раньше ее гоняли. То есть гоняли-то они раннее христианство во всем многообразии его местами очень пессимистичных сект; а выбрали для себя по итогам реально самую вдохновенно-оптимистичную версию. Что ж, если начать поддерживать это всей мощью государства, это и правда могло очень недурно вдохнуть некие новые моральные силы в изрядно подуставшую империю; и на время таки вдохнуло, если Византию считать - так и на довольно долгое время. Видоизменив при этом Рим до полной непохожести на себя, но тут уж ведь как.
Характерно, что эта система с трудом была способна переварить человека с хорошим античным философским заходом. Ориген был без пяти минут гностик. Тертуллиан был вынужден буквально выесть сам себе мозг ложкой. Когда вы ВЕКА изучаете мир в его мрачном многообразии, а потом пытаетесь торжественно заявить, что по сути в мире все ХОРОШО и им правит ДОБРО - это просто так для понятийного аппарата всё-таки не проходит.
Но так или иначе, да, эта модель победила в том числе за счёт своей удивительной керигмы. И - именно эта же керигма стала для нее фатальной, когда совершенно неожиданно для всех участников христианство сталкивается на узкой дорожке с формирующейся научной картиной мира.
https://myrngwaur.livejournal.com/802459.html



Павлиний мантис с икрой

Basket shrimp. Симбионт корзинной звезды.
https://shpatak.livejournal.com/638940.html


А вот воспоминания Лихачева
Самое страшное было постепенное увольнение сотрудников. По приказу Президиума по подсказке нашего директора — П. И. Лебедева-Полянского, жившего в Москве и совсем не представлявшего, что делается в Ленинграде, происходило «сокращение штатов». Каждую неделю вывешивались приказы об увольнении. Увольнение было страшно, оно было равносильно смертному приговору: увольняемый лишался карточек, поступить на работу было нельзя.
На уволенных карточек не давали. Вымерли все этнографы. Сильно пострадали библиотекари, умерло много математиков — молодых и талантливых. Но зоологи сохранились: многие умели охотиться
.....Директор Пушкинского Дома не спускался вниз. Его семья эвакуировалась, он переехал жить в Институт и то и дело требовал к себе в кабинет то тарелку супа, то порцию каши. В конце концов он захворал желудком, расспрашивал у меня о признаках язвы и попросил вызвать доктора. Доктор пришел из университетской поликлиники, вошел в комнату, где он лежал с раздутым животом, потянул носом отвратительный воздух в комнате и поморщился; уходя, доктор возмущался и бранился: голодающий врач был вызван к пережравшемуся директору!
...В этой столовой кормили по специальным карточкам. Многие сотрудники карточек не получали и приходили... лизать тарелки.
...А между тем из Ленинграда ускоренно вывозилось продовольствие и не делалось никаких попыток его рассредоточить, как это сделали англичане в Лондоне. Немцы готовились к блокаде города, а мы — к его сдаче немцам. Эвакуация продовольствия из Ленинграда прекратилась только тогда, когда немцы перерезали все железные дороги; это было в конце августа.
Ленинград готовили к сдаче и по-другому: жгли архивы. По улицам летал пепел.
https://division---bell.livejournal.com/1708351.html


Кого давить первым?
Крупное исследование "моральных предпочтений".
Статья в "Nature", не хухры-мухры: https://www.nature.com/articles/s41586-018-0637-6.pdf
Вот общие предпочтения: кого нельзя, кого можно:

- Меня прямо интригует, как по переходящему улицу пешеходу возможно понять, не преступник ли он в душе и насколько оная душа черна. В статье, на которую ты даешь ссылку, фигурирует the unlawful (по контрасту с the lawful) -тот, который на красный свет прется, эрго, сам виноват.
- Ну, там уже в комментариях пояснили: к тому времени, когда ИИ будет водить машину, эту информацию в дополненной реальности можно будет увидеть прямо над головой человека. :-)
- Котики в адском минусе, то есть не просто пофиг - а их типа можно и нужно давить.
И вот гораздо страшнее, по-моему, что стариков и старух надо давить раньше, чем толстых, почти на уровне собак. Если пытаться не толстеть теоретически ещё не совсем безнадёжное дело, то не стареть...
- Ну всё-таки это не "нужно давить", это кого давить, если у тебя нет варианта не давить никого. В принципе я соглашусь, что при выборе между мной и ребёнком надо давить меня. И когда стану старушенцией, то, возможно, сочту разумным давить меня вместо молодой женщины. А при выборе между мной и котиком - всё-таки котика. Но вот насчёт спортсменов это свинство какое-то.
- Спортсмены защищают честь нашей страны, и ваще красивые!
А вот executive - это полицейский-регулировщик?
- Это «начальник». Человек в пиджаке..
https://kot-kam.livejournal.com/2428108.html https://kovaleva.livejournal.com/450488.html


Сегодняшнее отношение к науке не как ко злу, а как к инквизиции. Массы в целом считают ее полезной, хотя и боятся. Никто лично не хочет попасть ей в лапы. Sergey Shatalin
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173268.html?thread=130585684#t130585684


Помните, как, накладывая один на другой множество фотографий, получают усредненный портрет целого народа? То же самое можно проделать и с литературным инквизитором – и в результате получается удивительный образ.
Инквизитор стопроцентно узнаваем в любом мире и в любой роли. Воин может оказаться защитником добра и справедливости, беспощадным грабителем и убийцей, остроумным искателем приключений и сокровищ. Маг – служителем Света или Тьмы, рассеянным профессором, безумным гением, беспринципным властолюбцем... разброс огромный. Но «положительный» инквизитор отличается от «отрицательного» только миром, в котором живет. Его облик, методы и цели остаются практически неизменными.
Пожалуй, из всех образов, созданных магией слова, инквизитор – самый необычный. Он – своего рода неподвижная точка отсчета, человек границы.
Он защищает прогресс от иррациональных темных сил – но он же карает тех, кто зашел по дороге прогресса слишком далеко. Он навязывает людям идею, заставляя мир следовать божественному закону – но он же приносит человеческие законы в мир иной, карая колдунов, демонов и волшебных тварей, если те вредят людям.
Он не вполне священник и не вполне мирянин. Он не обязательно дает обет безбрачия, но крайне редко связывает себя узами брака, не говоря уж о детях.
Он одновременно защитник и тиран, преступник и страж закона. Он погружается во тьму, чтобы оберегать свет, использует инструменты зла, чтобы защищать добро. Над ним, как правило, почти нет иерархии, строгого подчинения, «уставщины» – но в то же время он ограничен в своей свободе куда сильнее, чем даже монах. Он не служит в своей организации от звонка до звонка за зарплату – он принадлежит ей, иногда даже буквально. Если у него есть помощники – они точно так же принадлежат ему, привязанные куда более прочными сетями, чем товарно-денежные отношения.
Такой персонаж, лиминальный во всех отношениях, просто обязан был стать невероятно популярным.
https://anairos.livejournal.com/96019.html


Учеба и тут давалась ему легко: он закончил училище среди первых учеников, по выходным отдыхая душой у Смородинцевых и на все каникулы уезжая домой. Блестящие успехи открыли перед ним двери следующего учебного заведения: им оказалась Пермская семинария. Образование там давали добротное: естественные и точные науки, историю, географию, иностранные языки – не только латынь и древнегреческий, но и французский, и немецкий. Факультативно изучали татарский, татары в Прикамье были второй по численности группой населения. Преподавали семинаристам и медицину – скорее, самые основные навыки, включая первую помощь и прививание оспы. В сущности, всегда была вероятность, что священник в отдаленном приходе окажется единственным образованным человеком – и часто паства приходила не только за духовным утешением, но и как к врачу, раз уж поп у них грамотный и был в городе учён. Кроме того, у семинаристов была своя библиотека, довольно обширная. А помимо тот имелась еще одна, подпольная, в которой можно было ознакомиться с изданиями, строго-настрого запрещенными к печати. Хранителем этой запрещенной библиотеки, между прочим, был семинарист Бажев.
...Известная фраза Варсонофия Оптинского, что революция вышла из семинарии, в случае Бажова справедлива полностью. Так получилось, что в Революцию он действительно уверовал, как в божественное откровение. «...О душе моей речь идет. О морали моей. Партийная позиция писателя - это дело его гражданской порядочности. Какой же ты советский писатель, если без внутренней партийности? Что ты можешь сказать нашему гражданину? Он же партийный. С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна». Заменить «советский» на «русский», а «партийность» – на «православие» – и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем.
...В декабре 1918 года эшелоны с частями Красной армии, отступавшие через Нижний Тагил на Пермь попали в ловушку: 25 декабря в Пермь вошел Колчак. Отступать было некуда, разгром был колоссальный. 29 дивизия находилась в окруженных эшелонах. Редактор получил приказ – уничтожить вагон с документы. Он не успел до конца выполнить поручение, его схватили, и Бажов оказался в колчаковской тюрьме. Впоследствии, оправдываясь за то, что попал тогда в плен, он писал: «Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит — либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях». Из тюрьмы он сумел выбраться через пять дней, его спасло лишь то, что он был в гражданской одежде – и никто его в тех краях не знал. А могло и не спасти. Свирепость обеих сторон стоила друг друга. Вдоль железной дороги стояли ледяные фигуры: пленных красноармейцев раздевали донага, заставляли принимать похабные позы и так заливали водой при –30 °С. Жертв со стороны красных было не меньше – как и жестокости.
...Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Редактора в Уралогиз от Облита
...Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял, как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран потому что был, как говорят «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. В. Васильев и В. Ф. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя – и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным.
...В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря – сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам (между прочим реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом), зазвучал в полную силу.
...И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля. Это была серебряная свадьба Бажовых – и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов. Это был совершенно другой, ни на что не похожий Урал. Здесь рядом с людьми постоянно присутствовали добрые или неблагие хранители мест, горные хозяева, сторожи кладов и вся та порою кромешная жуть, порою – покровители и защитники, превращающие Урал в место силы. Здесь тяжелейший барский гнет ничего не мог поделать с изначальной внутренней свободой гения, а веселые мастера ни в чем не уступали бессмертным духам Урала.
...Демьянова убежденность оказала Бажову хорошую услугу: в крайне иерархичной структуре советской литературы Д. Бедный был барином-покровителем. Но и более высокое покровительство не заставило себя ждать. «Малахитовая шкатулка» совершенно совпала с тем, что бы хотелось от народной литературы Главному Литературоведу страны. После тяжелого испытания бедностью, заброшенностью и одиночеством Бажова ждал совершенно оглушительный успех, а немного спустя орден Ленина и Вторая Сталинская премия. Тем не менее шестидесятилетний автор внезапного бестселлера был уже слишком стар, мудр и опытен, чтобы резко менять свою жизнь. Все в его жизни осталось как было, за исключением того, что теперь можно было не экономить каждую копейку – и в его дом опять зачастили посетители.
https://tikkey.livejournal.com/545966.html


Впрочем, гораздо интерeснее гипотетичeской победы белых - вариант сохранения монархии. Через четыре или пять лет после знакомства с экранизацией "Хождения по мукам" (т.е. где-то в начале 80-х), я прочёл и саму трилогию графа Толстого. В первой же главе "Сестёр" я обнаружил следующее:
"В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки. Инженеры и капиталисты работали над проектом постройки новой, не виданной еще роскоши столицы, неподалеку от Петербурга, на необитаемом острове. <...> То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги - верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения - признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными. Таков был Петербург в 1914 году."
Этот пассаж полностью, до деталей, совпадает с описаниями Берлина, Парижа и Нью-Йoрка чуть более позднего времени - ревущих двадцатых, эры джаза. Все социокультурные перемены, сплошь и рядом объясняемые Первой мировой войной, начались ещё до войны и независимо от неё. Они непременно произошли бы, даже если бы войны удалось избежать. В первой половине двадцатого века речь шла не о выборе между традиционным и массовым обществом, а выборе той или иной модели массового общества. Это касается и русской революции и гражданской войны. Ни сохранение монархии, ни победа белых не означали бы торжества традиционной модели, они означали бы переход к разным формам массового общества. В 1914 году Россия давно уже не была ни царством позолоченных куполов, ни страной патриархальных семейных ценностей. Она была империей банков и мюзик-холлов из хрусталя и цемента, в которой девушки скрывали свою невинность, а супруги - верность, лишь бы не прослыть пресными (разумеется, провинции это касалось в гораздо меньшей мере, нежели столицы; но решающее значение всегда имеет происходящее в метрополии).
Существуют три модели массового общества - социалистическая, фашистская и демократическая. Большевики строили социализм в его наиболее катастрофической форме, а когда всё закономерно развалилось, начался кризисный переход РФ к демократической системе (т.е. к обществу потребления; суть демократической системы, конечно же, не в народовластии). Белые в случае победы на несколько десятилетий установили бы нечто вроде фашизма (это называлось бы солидаризмом или как-то ещё), после чего Россия неизбежно перешла бы ко всё той же демократической системе. Судя по опыту Италии, Испании и Чили, такие переходы бывают куда менее болезненны, нежели процессы, наблюдаемые сегодня в РФ. Наконец, если бы революцию удалось предотвратить или подавить, в Российскoй империи демократические институты и ценности были бы введены так же легко и естественно, как это произошло в монархиях Скандинавии и Бенилюкса.
https://bohemicus.livejournal.com/134693.html
- Мне даже становится любопытно, как это звучит в оригинале. В смысле - понял бы я польские скороговорки и смог бы их произнести или нет?
-
- Krnąbrny Szczepan Chrząszcz zabrnął w chaszcze podczas dżdżu, ma źdźbło w paszczy i wrzeszczy!
- Да уж. И понятно отнюдь не всё, и произнести почти невозможно. Спасибо.
- Произнести и я не решусь ) а смысл в первом приближении можно угадать: «Храбрый Степан Хрущ забрал(ся) в чащу подчас дождю, ма(ет) стебля в пасти и верещит» ))
https://bohemicus.livejournal.com/134693.html?thread=36062245#t36062245


Вот перечитываю сейчас книжку, фэнтези, русского автора, написанную в 1996г(первые две, третья часть от 2001). И вот что удивительное. Прошло всего 22 года, но уже сей текст представляет собой неплохой образчик мышления, условно говоря от 20-века. То есть сейчас подобный текст не то, чтобы невозможен, но значительно менее маловероятен. То есть мысли главного героя, его и окружающих мотивации, мифы, который ретранслирует автор. Все это очень типично для тогда, но становится чужеродными сейчас.
...И вот, кстати в фантастике того периода (90-нулевые) это очень популярная мини-подтема в мотивации попаданцев - не хочу попасть в лабораторию, где злые ученые(маги, безопасники, военые) будут меня изучать как подоопытных кроликов. Копаться в душе, и даже напрямую в мозгах ради какое-то непонятной информации, о которой и сам персонаж, и автор, и мы читатели имеем смутное представление.
Но так вот, что интересно, такое впечатление эта подтема через через 20 лет ушла уже почти полностью. Я правда читал последние годы на тему не очень много, но из того, что встречал, вот этот декларируемый страх стать подопытным кроликом просто перестал озвучиваться. Наоборот обычно, типа кому я тут нужен, закопают и не вспомнят.
https://akor168.livejournal.com/689052.html


В методологии и логике науки «факт» понимают не как некий объект материального мира, а как элемент эмпирического уровня научного знания. В этом смысле «факт» – это научное положение, отображающее одну из многих сторон индивидуального объекта или конечной группы таких объектов. Согласно другому определению, «факт» есть проверяемое утверждение, выраженное в терминах той или иной концептуальной схемы. Отсюда следует, что некое наблюдаемое событие может стать «фактом» для той научной школы, .....(*язык понятий) которой позволит обозначить, назвать данное явление, – и уже тем самым включить его в систему ранее сложившихся в рамках этой школы теоретических представлений (*структуру языка - систему операторов смысла, на которых изъясняются представители данной школы). Для другой школы, с иной системой описательных терминов и понятийного аппарата, данное явление окажется не фактом, а артефактом, который будут относить за счет каких-либо предубеждений описавшего его исследователя или же за счет неточности его наблюдений". (...)
Соответственно, "одно и то же явление, будучи обнаружено и описано, может оказаться весьма существенным и даже критическим для построений некой данной научной школы и ровным счетом ничего не значащим в построениях другой".
...Далее Е.Н.П. рассматривает пример, а именно, что в системе смыслов "классической этологии" (Лоренц, Тинберген), где важное место занимало положение о спонтанной активности организма, видное место занимали такие понятии (*KM - смысловые образы - живущие в сознании уже своей собственной жизнью, управляющие нашим мышлением и восприятием реальности вне досягаемости волевого контроля), как «реакция вхолостую» (в отсутствие внешнего стимула) и «смещенное поведение» (проявление некой специфической активности в неадекватных ситуациях; хрестоматийные примеры – попытки спаривания с неодушевленным объектом у рептилий и птиц). В рамках этой системы смыслов (*т.е. в сознании её носителей) такие наблюдения воспринимались как очевидный факт. В то же время для рефлексологов павловской школы эти "факты" автоматически рассматривались как артефакты, поскольку в их системе взглядов не может быть кормового поведения в отсутствие корма и не может быть полового поведения в отсутствие полового партнера (*KM - как раньше говорили - "по определению", т.е. живущая в голове система терминов, представляющая собой взаимостимулирующие - как целое - специфические нейро-поля, работает как фильтр к потоку перцептивной информации, и внимание исследователя вообще не распознает в каком-то особом значении некие значимые для другого "целого" элементы реальности, поскольку им нет изоморфных состояний в структуре данных смысловых полей "носителей" языка данной школы).
...Третий пример Е.Н.П. связан с "языком танца" у пчёл. Подробно разбираются альтернативные объяснения того, как молодые (неопытные) пчелы получают информацию об источнике пищи у Фриша и Веннера (и также у Н.Г.Лопатиной - третий вариант) [Е.Н.П. подчеркивает, что все три объяснения отнюдь не умозрительные гипотезы – каждая подтверждается множеством экспериментов, т.е. основана на богатом фактическом материале]. В конце этого обстоятельного обзора Е.Н.П. суммирует бесплодные попытки Веннера на основе "своих фактов" преодолеть веру "коллективного мышления" в "факты" Фриша (Веннер в конец концов "всё понял" и плюнул "на всё", заняв себя другой проблемой). Что понял Веннер? - Он понял то, что подробно разбирал Кун. Что "очевидных фактов" нет. И что логика здесь бессильна. Что главная причина популярности концепции Фриша состоит в том, что его позиция освящена временем, традицией и авторитетом Нобелевского лауреата. И это стена, которую не сломать, даже если потратишь жизнь. (Е.Н.П. дает - по Веннеру - 5 причин психологии H.s., по которым эту стену не сломать). Также Е.Н.П. пытается показать (студентам - это же лекция), что все три объяснения исходят из "видения фактов" через изначально разную аксиоматику смыслов (три разных школы "этологии"). В каждой из школ разные составляющие потока информации - во время самого что ни на есть прямого наблюдения за поведением пчел - воспринимаются как факты или же как "шумы" (*т.е. не воспринимаются вовсе, "не видятся" экспериментатором - "глаза есть, смотри нету" - внимание вычленяет из потока сенсорной информации разные составляющие).
...Примеры: Понятия отбора мутаций и генетического дрейфа (в ГТЭ) лишены смысла на языке ЭТЭ. Представление о стабилизации развития (ЭТЭ) лишены смысла на языке ГТЭ. Наследственность в ГТЭ – имманентное свойство материальных частиц; в ЭТЭ – эпифеномен внутрисистемной регуляции, созданной отбором. ”Наследственная изменчивость” (вариации, привносимые мутациями в ГТЭ) - бессмысленное сочетание в ЭТЭ, где наследственность = устойчивость, а изменчивость – отсутствие устойчивости. Естественный отбор означает для двух версий дарвинизма диаметрально разные вещи, - в ГТЭ - это сито для мутаций, в ЭТЭ – механизм преобразования целостных свойств живой организации.
https://konstmikh.livejournal.com/164667.html


Судя по ассортименту "Лабиринта", современным классиком считается жанровый универсал Аскольд Акишин (у него уже даже до автобиографии дело дошло, так хорошо продаётся). Правда, вложиться в Акишина почему-то не решилась. Моими личными классиками стали Евгений Федотов и Богдан, соавторы пронзительных зарисовок "4пары" из жизни факультета дворников, где идёт бесконечная погоня будущих молодых специалистов за дипломами о высшем образовании ("мети или выметайся!").
https://adzhaya.livejournal.com/886886.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments