Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

История римской литературы

Текст этот пишется не по поводу выхода книги (в 90-е), не по поводу перевода (2003), а только потому, что я - добрался. Три огромных тома, шикарно изданные. Толстые, ученые. - Конечно, это не первая для меня книга на эту тему, уже читал, наверное, десяток историй римской литературы, и вот руки дошли до этого трехтомника. Это вне юбилейных дат, случайное событие - у одного читателя пришло время читать именно эту книгу.

Таков лаг. Автор тридцатых годов рождения "всю жизнь" писал эту книгу, в 90-е издал, через 10 лет издали русский перевод, и вот еще через почти 15 лет я добрался читать - потому что три толстых тома не по специальности, а что ж, книг много.

Совершенно детский восторг. То самое чувство, когда, наконец, находишь "ту самую" книгу, которую хочется читать не отрываясь, днем и ночью, а там еще много до конца, книга толстенная, и только краем сознания предвкушаешь - ведь этого еще много, я еще успею получить это счастье. Такие "три мушкетера" для подходящего возраста.

Книги толстые, и если б надо было всесторонне описать этот труд, сказать обо всех его значительных и важных частях, - это была б серьезная работа, а уж если сопоставлять с другими историями римской литературы - и совсем серьезная. Я ничего такого делать не буду. Я попробую ответить на маленький и самый простой вопрос - на кой ляд это кому надо.

В общем случае, если смотреть на тему, эта книга не нужна никому. Среди наших миллиардов число историков литературы таково, что можно считать его равным нулю, и этот нуль прекрасно знает об этой книге и ни в каких моих записях не нуждается. Но книга назначена, конечно, не только специалистам, она для всех, и мне кажется крайне интересной. Как это может быть?

Говорят о классической литературе, говорят о школьных предметах - однообразно повторяя: это никому не нужно, это никогда в жизни не пригодится. Хорошо. Вот трехтомная история римской литературы. Хоть бы мне было 18 лет - можно с уверенностью сказать, что эта тема никогда мне не будет нужна. Я сейчас читаю эту книгу - и она мне не нужна сейчас и не будет нужна в будущем. Зачем же тратить время? Нет у меня никакого специального интереса к римской литературе, если будет - ну, лучше я перечту Горация, чем читать о нем, вспомню Вергилия, чем узнавать, что думает о Вергилии немецкий профессор:

Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. (1994) Перевод с немецкого А.И. Любжина. М. 2003.

Я попробую сказать только о том, зачем это интересно мне - не пытаясь разбирать профессиональное значение книги для истории литературы и других дисциплин.

1010413003
Тема книги - римская литература - это такой небольшой планетоид в огромной многозвездной вселенной. Звезды - это разные люди, возможные интересы: всё, что можно придумать. Это почти 8 миллиардов живущих землян, или миллионы будущих, или возможные направления и дисциплины, определяющие тематические интересы - педагогика, инженерия, военное дело, здравоохранение, - что угодно. Все эти возможные интересы - это небо неподвижных звезд, под которыми расположена малая планета - римская литература.

И в этой книге планетоид дан вместе с теми взглядами, которые он собирает. Не отдельнгые факты римской литературы, не руины чужих мыслей, а целая вселенная интересов, каждый из которых со своей точки смотрит и отыскивает в предмете нечто для себя. Автор умудрился написать книгу таким образом, что по тексту восстанавливается не только объект, но и взгляд на предмет. Как ставятся вопросы? Как узнается новое? Как происходит изучение? Как доказать, что прав? Как убедить в этом себя, если уж убедил других?

Множеством способов автор находит возможным сообщить мне интересные стороны самых разных точек зрения, наук и тем. Оказывается, что я читаю не набор фактов по ненужной мне теме, а интереснейший обзор взглядов на человеческое знание вообще; как оно организовано, как его рассматривают и изучают, что с ним происходит, когда оно угасает, как рождаются в нем новые области, как они взаимодействуют со старыми, какова роль шаблонов, законов, традиций, личных достижений. Множество вопросов, которые у меня есть - не по отношению к римской литературе, по отношению к миру вообще - находят тут или ответы, или по крайней мере ценные пояснения: этой дорогой ходили, получили вот такой результат, можно видеть такой и такой повороты.

Это казалось бы банальное и легкое достижение - давать тему не "изолированно", а настолько свободно и богато, чтобы вместе с ней читалось все человеческое знание, от методологии научного исследования до способа организации судебных речей, от вопросов популяризации специальных наук до действий в случае угасания собственной цивилизации, - это легкое достижение дается немногим.

Мне, наверное, не пригодится ничего из фактов о римской литературе, но вот длинное рассуждение о том, в чем именно польза латинского языка, как он особенным образом воспитывает мышление... да, и еще вот эти два места об образовании, общие рассуждения о том, как следует излагать материал для несведущих людей... и вон то место, это прямо по философии объекта... нет, еще вот эти места, красивые примеры... и еще, еще. В низачем не нужной книге нет лишних страниц - оказывается, их все интересно прочесть, и даже те, что вроде не нужны, как-то закладываются в память - надо бы вернуться, это я просто узкий пока, потом надо перечитать, может, пойму, зачем это надо.

Это один интерес. Другой... Я иногда читаю современную художественную литературу, ну и блоги читаю. Средний, нормальный язык - ну да, иногда у некоторых совсем колченогий, но вообще понятный, легкий, разговорный, и не без красот. Да и вот я сам пишу, вполне разборчиво. Начал читать "историю римской литературы", - там другой русский язык. Точный, строгий, яркий, свежий, короткий. И сразу другое впечатление и от своего текста, и от читанных иных - в современном языке мысль едва пробивается в потоке слов, это густой, створаживающийся поток, мысль застывает в нагромождениях, автор вязнет в шаблонах, вспомненных к слову прибаутках, языковых штампах, необязательных уточнениях, личных привычках коверкать язык - и лишь рывками прорывает это языковое болото продолжением мысли. Эта языковая болотина настолько привычна-зачитана, что ее даже и не видно, все же так пишут. И вдруг - длинные предложения звучат кратко, строгая мысль четко соответствует языковым средствам, каждое слово на месте, служит пониманию, имеет свой аромат значения - и свежее это слово работает самим собой, а не в чьем-то клише.

Отличный язык, хочу я сказать. Его читать - независимое удовольствие, не знаю, три ли тома, но вот страниц эдак пятьсот я бы только из-за языка читал, хоть бы это была инструкция по разборке и очистке мясорубки. Но тут не мясорубка - тут о Цицероне и Вергилии, Теренции, Горации. Тут о римском характере. О том, как римляне относились к фактам. О римском способе убеждения. О том, как римские образ мысли, слог и культуру наследовали, как подражали, теряли, изобретали заново. Ведь мы лишь недавно вышли из тени этого гигантского объекта, возрождения, и вышли не так чтоб с победой - скорее, вышли в ситуацию деградации всякой культуры. У нас примеров создания культуры, ее возвышения с нуля - один-два, и больше нету. Ладно, три. А это как раз книга о таком вот "заимствованном творчестве": как великий народ заимствовал высокую культуру греков, сумев оказаться вровень, чтобы всерьез соперничать, умея подражать, не будучи смешным, и создавать новое там, где греческих образцов не хватало.

Так что, говоря кратко, причин читать эту книгу всего две. Содержание и язык. А больше, кажется, и нету стоящих причин.

tempFileForShare_2019-03-11-16-05-00

tempFileForShare_2019-03-11-16-07-08

tempFileForShare_2019-03-11-16-08-02

tempFileForShare_2019-03-11-16-09-21

tempFileForShare_2019-03-11-16-11-43

tempFileForShare_2019-03-11-16-13-32

tempFileForShare_2019-03-11-16-17-01

tempFileForShare_2019-03-11-16-19-58

tempFileForShare_2019-03-11-16-21-43

tempFileForShare_2019-03-11-16-23-32

tempFileForShare_2019-03-11-16-25-19

tempFileForShare_2019-03-11-16-27-02

tempFileForShare_2019-03-11-16-30-58
Tags: books6, history6, literature3
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments