Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Гримуары

Ну хорошо. Хотите, я расскажу вам... расскажу вам...

Давно уже есть книги электронные, не нуждающиеся в носимой материи. Есть книги самочитающие себя, хотя мне они не нравятся - многие стали большими любителями самочитающих книг. Есть, кажется, даже самопишущие книги - я не читал ни одной, но слышал, что такие есть, и хотя они вроде бы пока не очень интересны, можно думать, что со временем они достигнут вполне среднего уровня.

Помимо этих вершин развития книги, есть весьма древнее и почтенное искусство создания книг, меняющих своего читателя. Поскольку в той или иной мере это способна делать любая книга, к этому классу особенных книг внимание обращается редко. Но в том и дело, что - "в той или иной степени" и "любая". Да, конечно, если быть совсем точным, то, прочтя что угодно, мы как-то изменяемся, хотя бы получаем опыт вида "вот дрянь-то".

Но это такой же отдельный класс книг, как самочитающие или самопишущиеся(ся). Книги, которые сами подготавливают своего читателя, создают его. В этом разница. Любая книга изменяет своим прочтением, но одно дело - когда в результате этого изменения вы выбрасываете книгу на помойку или ставите на полку, и другое - когда проходят годы, прочтенное действует в вас, меняет характер, образ мышления и создает читателя, который сможет повторно прочесть эту книгу с бОльшим успехом. В этом смысле - вечные книги, в них неопределенное число страниц и их никогда нельзя прочитать до конца. Потому что до конца не хватит жизни - пока ты жив, книга продолжает тебя менять, и читатель становится способен понять еще что-то в данной книге. Гримуары.

Если от обычной книги отличается именно направленным изменением читателя - так, чтобы накапливаемый далее жизненный опыт "сам собой" структурировал читателя, делая его более подготовленным к пониманию содержания этой книги, то от учебников... От обычной системы знаний отличается именно "вложенной активностью". Про любой учебник можно сказать, что он в каком-то смысле задает начала, и потом можно двигаться дальше и узнавать больше. Но учебник, строго говоря, не меняет читателя, и к тому же требует собственной активности, надо упорно заниматься, сам собой прочтенный учебник ничего не сделает. Иначе не было бы неуспешных учеников...

Тем самым класс гримуаров от прочих книг отличают две важных границы. Изменения, которые книга производит в читателе, хоть и незаметны, но достаточно сильны и направленны, при этом направленность изменений не случайна, эти изменения приводят именно к более глубокому пониманию того, что сказано в этом гримуаре, а не к чему угодно. И - это самообучающая книга; если ею упорно заниматься, она действует быстрее и лучше, но даже если случайно прочесть и бросить - за годы накопится достаточный эффект.

Трудно привести примеры. Их надо наскрести в узком окне, в щели, которая еще осталась от "общих знаний" - то есть когда можно не надеяться на особенности биографии и специфический опыт, а говорить о том, что могут знать все. Окно быстро сужается, но пока эта щель общедоступной реальности еще есть.

Известные "оккультные" книги часто к гримурам не относятся. например, несмотря на громадный успех, ни сочинения Блаватской, ни книги Кастанеды - не гримуары. Тут важно различать: написанное так, что интересно, что хочется читать дальше, написанное так, что модно и рождает спрос - это всё же созданное иным умением. Гримуары - это вовсе не бестселлеры, они много реже и много менее успешны.

В качестве почти сбывшегося гримуара укажу на "возможную" книгу - я ее не знаю. Занятие арифметикой в возрасте 7-10 лет оказывают чрезвычайно сильное влияние на людей, изменяя их так, что они становятся более пригодными для математизированного мышления. Но это не указание на гримуар - я не знаю, есть ли такие великолепные книги для детей этого возраста, которые бы не из-под палки, а именно изменяя, создавали читателя для арифметики и далее, далее. Сейчас вместо такого гримуара используют обычное насилие общего образования.

Интересно, сталкивался ли кто-нибудь с гримуарами. Не думаю, что они универсальны и любой читатель может ощутить их действие. Чаще это книги избирательного действия, один пролистнет и отбросит, а для другого приоткроется какой-то, на его уровне осмысленный, интерес и начнется длительное вхождение, которое потом поведет к другим книгам, уже в некотором смысле предначертанным - потому что гримуар, структурируя читателя, определяет его интересы и вкусы, так что рано или поздно он придет к определенному кругу чтения.

При этом гримуар - это все же класс, а не эвфемизм для "моя любимая книжка" или для "ТОП5 книг, которые на меня повлияли". Это не случайно попавшаяся книга - такую книгу можно назвать лишь вампитером карасса, случайным центром судьбы, когда именно личность в своем развитии наделила некоторую книгу особенным значением, когда книга просто попала в "активный центр" формирующейся личности. А тут дело другое. Гримуары пишутся обычно для передачи знаний, это не гипнотическая книга, внушающая художественные образы, а книга знаний. Просто она так сделана, чтобы быть самообучающей - неподготовленный читатель, раз за разом обращаясь к ней, замечает, что почти без направленных усилий он все более готов к ее прочтению и понимает ее все глубже.

Кажется, я не привел всё же ни одного примера. Это потому, что они не будут убедительными... Но, как говорил мистер Питерс, в руках собеседника надо обязательно оставлять хоть что-то взамен, иначе это будет чистым жульничеством. Хорошо. Гримуары принадлежат определенной культуре, и когда эта культура стареет и выдыхается, они теряют силу - они действуют в рамках культурных кодов данной культуры. Поэтому гримуар - бессмертная книга в том смысле, что жизни человека часто не хватает, чтобы прочесть ее до конца, но не бессмертная потому, что многие культуры уже умерли и их гримуары скончались, они - вот, есть, а действия уже не оказывают. Например, почти выдохся уже старинный гримуар, когда-то создавший всю систему образования, которой мы пользуемся. Амос Коменский, Великая дидактика, 1632. Его труд по реформе всего человеческого общества был найден лишь в ХХ в. и издан пока только на латыни (1966) - ну да какие наши годы, пусть стареют гримуары. Хотя, конечно, если что неизданное и важное переводить с латыни... То, что я мог разобрать на https://archive.org/details/bub_gb_lKoPAAAAQAAJ/page/n8 - внушительно.

Это не поможет - тут как раз случай, когда примеры не помогают. Можно уловить мысль и найти в своем опыте нечто, этой мысли отвечающее (или не найти). А пример может лишь помешать - если не было собственного опыта прочтения именно данного гримуара, но ведь немногие читали Великую дидактику. Хотя влияние ее сказывается во всех.

Можно ли вспомнить опыт столкновения с гримуарами? Вдруг у кого-то он был.

Интересно, какие есть современные гримуары? В 90-х годах ХХ в. стали создаваться совсем особенные произведения, их можно назвать "работой коучей" - появились очень влиятельные ...ммм ...учителя, которые оказывают на учеников значительное воздействие, производят впечатление на публичных лекциях и иногда публикуют тексты. Создают ли они гримуары? Пока я этого не знаю.

(c) zh3l

Если б я был таким коучем, я бы обязательно сказал:
"Был такой советский анекдот. Что такое производная пьянка? Это такая пьянка, которая на деньги от бутылок за первую пьянку. А что такое существенная пьянка? Это такая пьянка, у которой вторая производная не ноль.
Предлагаю называть существенным комментарий, у которого вторая производная не ноль."
Tags: history6, psychology4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 261 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →