(откуда-то)
Совсем недавно люди получали значительную часть жизненного опыта из книг.
Говорили, к примеру: жизнь подламывается под Достоевского, многие молодые и начитанные люди воспроизводят "характер Достоевского" и сказанное им поведение, хотя в их собственной жизни не было того, что такое поведение развивает. И такого много - Достоевский просто очень яркий пример, есть другие. И - да, не обязательно читать глазами в черное на белом, это уже в воздухе культуры, читают другие, а сюжеты и паттерны поведения висят в воздухе и ныряют в печень, в легкие... ныряют в тело и усваиваются. И вот поколения живут, начитанные нашей...
...Русская литература - это наша ненаписанная и несуществующая теология, состоящая из обрывков и записных книжек философия, едва не состоявшаяся наука, сильная своими потенциями, которые уже в прошлом, наше бывшее кино, наша потрясающая история, в которой до сих пор не удается отличить поражения от побед, и еще несколько вещей, которые были бы очень хороши, если б были. А вместо всего этого - единственное, что есть.
Сказка может сказываться долго, да кто ж ей даст. Это было вчера. Как уверяют нас, роль чтения падает. Не то что доля чтения в досуге, а просто роль и значимость. То ли читают меньше, то ли иначе, то ли не то читают, то ли не те пишут, а только вот так.
Однако я это всё не затем, чтобы устроить плачь по ушедшим книгам. Я совсем за другим здесь стою. Как нас уверяют, книги сейчас замещены кино и играми. Я много раз это видел - и отчеты культураналитиков и литтективов, и самоотчеты "простых ютуберов". Зная друг о друге и не зная, люди признаются в подноготном: ну да, сейчас образцами поведения, источником mot и мемов, способом думать о людях, принятыми моделями жизни служат киногерои и герои компьютерных игр, а то и просто ролики.
Я это даже видел, то есть слышал - как люди меж собой обсуждают кого-то, сравнивая и объясняя чье-то реальное поведение образами героев игр.
И вот тут я недоумеваю. Не могу себе представить. Привычка не удивляться, когда кто-то себя ведет байронически, или как Мельмот Скиталец, или как д'Артаньян, или "просто Портос", или как-то еще литературно означенный - это еще есть, хотя уже не надо. Но я не могу представить, как в мысль вплетается образ из компьютерной игры, из фильма. Я слышу это и вижу - мне говорят: ну ведь чистая Аска, ну прямо Рон, он как Нео, как Гаррет, Макс Пейн, Dude... Говорят, видимо - о других так думают, видимо, сами так мыслят себя и о себе, меняют себя по шаблонам, предложенным играми...
Ясно, что мало кто прямо копировал там князя Мышкина или Рогожина, речь не о подражании героям. Скорее, берется паттерн всего произведения как целое, и становится элементом жизненного мира читателя. Но этот мир, литературный мир - он умный, вот в чем дело, это мир с разными недостатками (достоевщина), но он не тупой. А теперь...
Нет, не представляю. Я не буду спорить, кто из писателей был глупее, есть поддержанное многими мнение, что главным идиотом русской литературы был Толстой, с этим мнением яростно спорят ненавистники Достоевского, к ним подстраиваются нелюбители Чехова... У нас найдется первый дурак на всякий вкус, литература наша велика и обильна. Но в целом она, глядя издали и без деталей, производит все же не такое уж глупое впечатление. Люди там многостранично разбираются, отыскивают нюансы, детализируют и различают... Они, в целом, не глупы. Развиваются. То есть, если у кого значительная часть жизненного опыта излучена и впитана из книг, то это не такие уж глупые модели. А вот из компьютерных игр - вот там герои, так, как они сделаны, с описаниями их предыстории и с шаблонами их квестов, вот это вот всё - ну не могу себе представить, что же будет происходить с характером человека, который впитывает эти образцы для построения. Что происходит с тем, для кого это - жизненный опыт.
Может быть, там как-то иначе? В чем отличие тех, кто берет жизненный опыт из игр, от тех, кто брал из книг? Кто знает, как это звучит - когда модели поведения берутся из игр и кино?
(c) zh3l
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →