Иванов-Петров Александр (ivanov_petrov) wrote,
Иванов-Петров Александр
ivanov_petrov

Category:

Личное образование

Сначала было общее обязательное образование и элитное высшее. Потом высшее стало общим и функционально стало заменять старшую школу. И вот на нашей стадии... Когда высшее получают массово, это просто средство быть как все. Когда нет постоянной работы на всю жизнь, профессии и дела, а есть временные места работы - 5 штук за восемь лет или 8 штук за пять лет, уж как получится. Непрерывное образование - учатся пенсионеры от скуки, чтобы стало интересно, учатся сорокалетние, чтобы войти в новую профессию, учатся молодые. Учатся не все, но многие.

И в этой ситуации возникают личные образовательные траектории. И происходит отслоение образования от работы и профессии. То есть профессия у человека может быть такая-то. Работает он при этом - вот тем-то, не по профессии. Работает успешно, менять работу не собирается, постепенно может становиться профессионалом и в области своей работы, или как-то еще дело складывается. И наряду с этим - с профессией, с работой - он получает, например, еще одно образование. Продолжает образовательную траекторию. Он учится, потом работает несколько лет, накопил денег - и идет учиться в новую для него область, а потом пойдет работать - с той или иной степенью совпадения с образованием. И между делом решает, в какой области ему защищать диссертацию - по экономике? или по филологии? или по праву?

Важно, что образование становится делом личным, самостоятельным. Это не участок карьерной лестницы - хотя может и такую функцию выполнять. Это не нечто обязательное для работы и зарабатывания денег, хотя может быть полезным. Это такая штука, которая по-разному нужна в разном возрасте. Кто-то находит возможным следовать давнему своему познавательному интересу. Кто-то надеется на любимую работу. Кто-то хочет не упустить возможность...

Это всё вещи понятные. Этому разнообразию соответствует разнообразие форм образования. Вот обычные школы и вузы, вот онлайн-курсы, вот всякие семинары-лекции, и еще сто форм - с приездом и без, на три дня и на месяц, со сдачей заключительных испытаний и просто за прослушивание.

Но тут проблема. Все эти образовательные дороги можно пройти, если знать карту, если знать, чего хочешь. То есть нужно обладать информацией - о том, как устроен твой познавательный интерес. Как устроено образование - это ладно, об этом можно найти инфу в интернете, узнать о важных лекциях, о возможностях изучения того или иного предмета. Но как узнать, какой предемет тебя интересует? Можно часто видеть людей, которые коряво, сквозь незнание, пытаются сказать, что же им интересно - и они не знают самых простых обозначений своего интереса. Чтобы хотеть узнать, надо уже знать. Надо иметь общую карту знаний, чтобы тыкать - хочу сюда.

Прежде было немного легче - существовало общее образование, и некоторые вещи были известны "из школы". Теперь таких всё меньше - в целом можно сказать, что любой человек может оказаться не знающим что угодно. Ну, так у него склалось. То, что лично ты полагаешь элементарным и всем известным, - он не знает. Это теперь обыденная ситуация. Нельзя исходить из презумпции знания - ни в какой степени.

И, значит, человек не может даже понять, что же он хотел бы изучать. У него есть, допустим, жизненный интерес к чему-то, но где расположены знания об этом в древе наук - он не знает. Какой набор предметов ему нужен, в каком объеме, что ему нужно лишь слегка, а что следует знать обязательно... Причем, если речь не о социально-одобренной программе знаний для определенной аботы, а о личном познавательном интересе - так ему же никто и не подскажет толком.

Интересно, как можно пытаться преодолеть эту ситуацию. Прежде всего, там должно быть выполнено непременное условие - сильная мотивация. Без этого ничего не будет и говорить не о чем. То есть ситуация помощи с образованием предполагает, что заставлять учиться не надо, ученик сам очень хочет выучиться. Итак, ученик очень хочет. То есть там на круг не более 10% людей, на деле - процента полтора; прочие ничего не хотят. Как это могло бы выглядеть? Видимо, что-то вроде собеседований со специалистом, у которого широкое образование, знание самых разных дисциплин - где что лежит. Знание предметной области, знание образовательных задач и ресурсов - где можно отыскать книги, лекции, специалистов. Этот узловой "знаниевик" беседует с учеником и дает ему рекомендации-направления - по вашему интересу надо прослушать вот этот курс, выучить вот эти книги, знать эти материалы и сходить на полгода на такой-то семинар. Что-то вроде этого. Из таких блоков этот знаниевик монтирует личную образовательную траекторию ученика.

Видимо, это не подразумевает "здания", то есть аренды-парты-компьютера. Хотя встречи, видимо, должны быть - только через сеть многого понять не удастся. Этакие консультации по прохождению образования. Этому специалисту ученик рассказывает, что он узнал и что хотел бы узнать еще, и соответственно корректируется набор рекомендованных ему образовательных... ммм... средств - то есть книг, семинаров, лекций, самостоятельных работ и пр. И - важнее - встреч с людьми. Важнее книг будут встречи, необходимые, но о которых сам желающий знать даже не догадывается - и кто же ему подскажет, кроме человека, ориентирующегося не в официальных бумажках, а в знании кто есть кто и с кем этому начинающему обязательно надо хоть пару часов поговорить.

Кажется, как-то так. Предполагаю, что в некоторых формах это уже есть. Оно есть? И предполагаю, что пока в формах коммерческих, а потому ориентированных не на полноценные знания, а на прибыль. Интересно, есть ли идеи, как это могло бы быть лучше организовано. Вдруг кому приходило в голову, как это должно быть сделано, чтобы было ловчее и качественней. Как раз финансовый аспект лучше не трогать - это отдельные песни, об этом лучше говорить, когда станет ясно, как это должно быть организовано исходя из сути дела. От привычных форм отличается разнообразием возможных траекторий. Это не набор курсов внутри вуза, не это - совсем другое. Это - для любого познавательного интереса. Хочет человек, например, совместить науку и искусство, или есть у него желание осуществлять, допустим, какую-то социальную деятельность, которой еще и нету - и ему может быть подготовлен набор занятий для его интереса. То есть не организация (вуз) стоит в центре и определяет, какие будут занятия, а в центре - человек с его познавательным интересом, этим и определяется, что ему будет рекомендовано.

(c) grey_horse
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 161 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →